Фрагмент для ознакомления
2
Перечень качеств, который должны быть сформированы у детей на этапе дошкольного образования, перечислены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Это социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, при этом в стандарте выделяется такое качество, как самостоятельность [32].
В дошкольной педагогике отмечается, что одним из важных направлений воспитания ребенка дошкольного возраста является создание условий для формирования у него самостоятельности. Как считает Г.А. Урунтаева, своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения [31].
Объяснительный механизм и описание психологической сути самостоятельности личности был дан отечественной психологической школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. Именно в русле деятельностного подхода проблема самостоятельности личности получила должную оценку.
В дошкольном возрасте открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн). В период дошкольного детства осваиваются различные виды деятельности, в которых необходимо такое качество, как самостоятельность. Это трудовая (Р.С. Буре, В.И. Логинова, М.В. Крулехт, В.Г. Нечаева); продуктивная (Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина); игровая (Я.Н. Михайленко, П.Г. Саморукова); коммуникативная (Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина) и другие виды деятельности.
В работах педагогов (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, Л.Н. Павлова, С.Н. Теплюк, Р.А. Юдина) отмечается, что самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеют свои особенности. Уже на пятом – шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку, садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом пробуждается стремление к самостоятельности. Становление самостоятельности (и что даже важнее – потребности быть самостоятельным) связано с отделением ребенка от матери, умением обходиться без ее неизменной поддержки и постоянного присутствия. До некоторых пор ребенок зависит от матери и нуждается в ней, но наступает момент отделения, и малыш начинает опираться на себя и поддерживать себя сам [2].
Самостоятельность как свойство личности начинает формироваться примерно в год. Тогда же и появляется первая самостоятельная ведущая деятельность детей – предметные действия и игры-манипуляции. В младшем дошкольном возрасте усиливается познавательная направленность детской деятельности. Ребенок обращается к взрослому за разъяснениями по поводу событий и явлений, задает бесконечные вопросы, меняется характер детской самостоятельности. Она направлена теперь на расширение знакомства с окружающим миром и людьми.
Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности. Самостоятельность детей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. При выполнении трудовых поручений, когда помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку и т.д. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми.
Уровень самостоятельности повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умение одеться и аккуратно есть без помощи оценивается как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша, но этого уже недостаточно для характеристики того же качества у пятилетнего. Самостоятельность не развивается без первого подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ребенок осмыслил и освоил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях.
На третьем году жизни родители слышат от ребенка: «Я сам!». Дети стремятся проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Многие родители в этот период испытывают трудности в общении с детьми, обнаруживают упрямство, негативизм. Такое поведение А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн называют «кризисом трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе [4].
Уровень самостоятельности повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умение одеться и аккуратно есть без помощи оценивается как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша, но этого уже недостаточно для характеристики того же качества у пятилетнего. Самостоятельность не развивается без первого подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ребенок осмыслил и освоил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях.
В развитии самостоятельности как черты личности С.А. Козлова выделяет три уровня.
I уровень – ребенок действует в обычных для него условиях без напоминаний и помощи.
II уровень – ребенок правильно поступает в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.
III уровень – освоенное ребенком правило приобретает обобщенный характер и определяет его поведение в любых условиях [19].
Формирование самостоятельности детей происходит в процессе труда по самообслуживанию.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования организация образовательного процесса осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности и в процессе режимных моментов.
В.А. Зебзеева отмечает, что режим дня ребенка дошкольного возраста – это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности. Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом все его компоненты (сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи и т. д.) должны оставаться неизменными [16].
А.П. Белоус отмечает, что режимные моменты – это целенаправленная организация особого вида деятельности детей дошкольного возраста, который направлен на обеспечение комфортных условий для прогулок, питания, гигиенических процедур, сна, обеспечивающих освоение детьми культурно-гигиенических навыков и приобретение социального опыта [5].
Организация режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Все режимные моменты находят отражение в календарном планировании. Грамотное построение образовательной деятельности в ходе режимных моментов с учетом требований современных нормативных документов и специфики реализуемой программы позволит обеспечить успешное развитие детей и освоение задач всех образовательных областей.
В развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста важную роль играют такие режимные моменты, посредством которых формируются культурно-гигиенические навыки. Это прогулки, подготовка к приему пищи и другие. В данных режимных моментах дети осваивают процессе ухода за собой (самообслуживание).
Самообслуживание – основной вид труда дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним [7].
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него самостоятельности, терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.
Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии / Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский, А. В. Хватов. – Москва : Медицина, 1987. – 496 с. – Текст: непосредственный.
2. Андреева, Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н. А. Андреева. – Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 4 (44). – С. 12–16.
3. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 144 с. – ISBN 978-5-91134-280-7. – Текст: непосредственный.
4. Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска : программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с. – Текст: непосредственный.
5. Белоус, А. П. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / А. П. Белоус. – Текст: непосредственный // Образование в России : история, опыт, проблемы, перспективы. – 2020. – № 2 (13). – С. 21–25.
6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре : пособие для воспитателя детского сада) / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – Москва : Просвещение, 2005. – 218 с. – Текст: непосредственный.
7. Бутусова, Т. Ю. Играем вместе: воспитание самостоятельности / Т. Ю. Бутусова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 146 с. – Текст: непосредственный.
8. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. научных трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : Невское время, 2011. – 122 с. – Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 431 с. – ISBN 978-5-4461-1109-1. – Текст: непосредственный.
10. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов : Вузовское образование, 2014. – 74 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/20417.html (дата обращения: 27.02.2024). – Текст: электронный.
11. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 251 с. – ISBN 978-5-86775-351-1. – Текст: непосредственный.
12. Денискина, В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. – Уфа : Изд-во Филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с. – Текст: непосредственный.
13. Дети с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. – Москва : Педaгoгикa, 2006. – 264 с. – Текст: непосредственный.
14. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск, 2006. – 113 с. – Текст: непосредственный.
15. Закеева, Е. И. Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте / Е. И. Закеева, Н. И. Береза. – Текст: непосредственный // Слагаемые педагогической практики : материалы IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 74–79.
16. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОО / В. А. Зебзеева. – Москва : Сфера, 2017. – 80 с. – Текст: непосредственный.
17. Золотарева, А. А. Игровые технологии в образовательном процессе / А. А. Золотарева, Т. В. Емельянова. – Текст: непосредственный. // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 9 (25). – С. 466–468.
18. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. – URL: https://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M4/file/4.pdf (дата обращения: 10.01.2024). – Текст: электронный.
19. Козлова, С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2017. – 143 с. – Текст: непосредственный.
20. Красильникова, Л. В. Сюжетно-дидактические игры в развитии речи дошкольников / Л. В. Красильникова. – Нижний Новгород : Гладкова О. В., 2021. – 117 с. – ISBN 978-5-93530-542-0. – Текст: непосредственный.
21. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : РГПУ, 1998. – 271 с. – Текст: непосредственный.
22. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Эксмо-пресс, 1999. – 352 с. – ISBN 5-04-003884-4. – Текст: непосредственный.
23. Осипова, Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения : дис. ... канд. пед. наук / Л. Б. Осипова. – Челябинск, 2010. – 263 с. – Текст: непосредственный.
24. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет / Л. Ю. Павлова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2020. – 78 с. – ISBN 978-5-4315-0413-6. – Текст: непосредственный.
25. Пирлик, Г. П. Возрастная психология : развитие ребенка в деятельности / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : МПГУ, 2020. – 370 с. – ISBN 978-5-4263-0920-3. – Текст: непосредственный.
26. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения : монография / Л. И. Плаксина. – Москва : Город, 1998. – 262 с. – Текст: непосредственный.
27. Психолого-педагогическая развивающая программа «Инициативный, ответственный, самостоятельный дошкольник» / авт.-сост. : Е. В. Петш, И. П. Середа. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2019. – 46 с. – Текст: непосредственный.
28. Сoлнцевa, Л. И. Введение в тифлoпсихoлoгию рaннегo, дoшкoльнoгo и шкoльнoгo вoзрaстa / Л. И. Солнцева. – Москва : Пoлигрaф-Сервис, 2007. – 121 с. – Текст: непосредственный.
29. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников / И. С. Сергеева. – Москва : КНОРУС, 2016. – 230 с. – ISBN 978-5-406-04812-2. – Текст: непосредственный.
30. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для педагогов-дефектологов / Е. А. Стребелева. – Москва : ВЛАДОС, 2021. – 264 с. – ISBN 978-5-00136-091-9. – Текст: непосредственный.
31. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с. – Текст: непосредственный.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. – ISBN 978-5-99-493220-9. – Текст: непосредственный.
33. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения : офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Фомичева. – Санкт-Петербург : Каро, 2007. – 249 с. – Текст: непосредственный.
34. Шерешик, И. Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / И. Н. Шерешик. – Текст: непосредственный. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 5-2. – С. 111–114.
35. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2007. – 360 с. – ISBN 5-691-00256-2. – Текст: непосредственный.