Фрагмент для ознакомления
2
Концепция гуманизма создавалась во многих странах мира в разное время. Однако понятие гуманизма в определенных исторических ситуациях наполнялось определенным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. Таким образом, гуманизм как духовное образование представляет собой исторически обусловленную систему идей.
Тип гуманизма как культурного феномена исторически менялся. В философской литературе существуют различные подходы к выделению его разновидностей. Исторический подход к гуманизму позволяет выделить такие его виды: латинский, христианский, эпохи Возрождения, немецких гуманистов XVIII века, К. Маркса и экзистенциализм. Они различаются по цели, средствам и путям достижения. Но общим для всех является то, что все они провозглашают человечность.
Как показывает история, культура, называемая гуманизмом, зародилась в Италии в середине XIV века. Ренессансный гуманизм выступает в качестве специализированной сферы деятельности, способствующей мотивации направленности человеческой деятельности на благо других людей, гуманности, отзывчивости, как изучение и воспитание поэзии, грамматики, риторики, истории, моральной философии, а также особого мировоззрения, провозглашающего ценности человеческого общества [20].
Гуманисты эпохи Возрождения, опираясь на древнее духовное наследие, разработали программу создания новой культуры, которая отличалась бы от церковной культуры Средневековья. Переосмысление его роли связано, прежде всего, с эпохой первоначального накопления капитала, которая породила потребность в расширении границ научных знаний и новом понимании положения человека в мире, таким образом, возникновение гуманизма в эпоху Возрождения обусловлено процессом социального и культурное развитие в Европе.
К крупнейшим представителям итальянской гуманистической мысли XIV века относят Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккачо. К выдающимся гуманистам XV века принадлежат Лоренцо Валла, Козимо Раймонди, Поджо Браччолини. На переломе XV - XVI веков гуманистическое мышление захватывает и заальпийские страны - от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Представители "заальпийского" гуманизма - Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Томас Мор и др [15].
Гуманисты XIV - XV веков не были философами-профессионалами, поскольку они не преподавали на кафедрах теологии и философии университетов, монастырских школах, не принадлежали к монашеским орденам.
Первоначально гуманисты создавали свои кружки в городах-коммунах, на виллах и при дворах богатых патрициев. Они являлись политическими деятелями городских коммун, дипломатами, поэтами, публицистами, педагогами.
У них не было званий магистров и докторов искусств и теологии. И лишь с начала XVI в. в итальянских и заальпийских университетах начинается их преподавательская деятельность. Поэтика, риторика, моральная философия становятся такими же значимыми дисциплинами как право и медицина. Гуманисты получают широкое общественное признание, некоторые из них находятся на государственной службе, к их советам прислушиваются правители, их сочинения пользуются популярностью. К заслугам гуманистов можно отнести - открытие забытых текстов древнегреческих и римских философов, их переводы, написание комментариев к уже известным и найденным трактатам.
Центральная идея гуманистического мировоззрения Ренессанса – признание ценности человека, его прав, интересов, творческих способностей. Рассматривая человека в его земном предназначении, мыслители исходят из того, что счастье - цель человеческого бытия. Вместе с тем, они не отвергают ни сотворение человека Богом, ни бессмертия души. Как представляется, гуманистическую мысль характеризуемой эпохи можно разделить на гуманизм принципов и гуманизм идеалов [6].
Гуманистический принцип провозглашает идею справедливости, свободы, равенства людей, патриотизма, общественного долга и активной жизненной позиции. Под свободой многие понимают последовательное внедрение принципов демократии в политическую жизнь, которые препятствуют тирании. Они уверены, что это реализуется в работе и общественной деятельности. Гуманисты трактуют равенство как одинаковую возможность для равенства всех полноправных граждан перед законом и участия в управлении государством. В их трудах отмечается, что высшим благом для человека является земное благополучие, когда он наслаждается экономическим процветанием и богатством, которые приносят пользу обществу в целом, а также такими благами, как благополучие семьи и успех государственной деятельности. Справедливость, по их мнению, является важнейшим качеством человечества. Он рассматривается как закон воздаяния каждому по заслугам, как прочная основа для поддержания мира и процветания.
Принцип гармонии личности и общества определяет решение проблемы социальных идеалов. Кроме того, здесь нет единообразия.
Леон Баттист Альберти верит в потенциал улучшения общества посредством нравственного воспитания всех его членов. От Эразма Роттердамского идет традиция понимания христианства
Как система ценностей, которая реализуется в повседневной жизни. Гуманистической попыткой ответить на противоречия времен появления капиталистических элементов в экономике стала политическая философия гуманизма Жана Бодена и Никколо Макиавелли, предложивших план политической реформы, и идеалы общественного устройства Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Этих мыслителей объединяет сила человека и вера в его сердце.
Н. Макиавелли пишет в книге "Государь", что политическая деятельность, то есть, прежде всего, создание и укрепление государства, имеет следующие критерии оценки: польза и успешность достижения цели. Он декларирует все хорошее, что способствует укреплению государства, и воздает хвалу политикам, которые добились успеха всеми способами: насилием, обманом, хитростью, коварством коварства. "Интересы государства" он трактует как интересы государства. В ситуации междоусобиц и религиозной войны, раздиравшей Францию на части, Ж. Борден в своем эссе "О государстве" отстаивает идею установления абсолютной государственной монархии [19].
Томас Мор предлагает свой идеал общественного устройства, который, по мнению гуманиста, должен привести к восстановлению истинной человечности, его труд - "Настоящая золотая книга, в равной степени полезная, но и интересная, о лучших государственных структурах и утопических островах".
Идеальное государство Мора - это сообщество людей. собственность, всеобщее и обязательное участие всех граждан в производительном труде, исключение привилегированных слоев и групп, справедливое и равноправное распределение общественного богатства.В отличие от Мора, Т. Кампанелла был убежден в возможности реального установления идеалов общественного устройства, которые он изложил в произведении "Город солнца".
1.1. Развитие педагогической науки эпохи европейского Средневековья
Особое развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV — XVI вв.), когда прослеживалось разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Эпохе Возрождения присущи возврат к идеям античной культуры, идеям древнегреческой педагогики, вера в человека, внимание к его индивидуальности. Снова стали стремиться к тому, чтобы воспитание и обучение воспитывало идеалы гуманизма, гармонии и всесторонней личности человека. «Формула» воспитания содержала в себе следующее сочетание: интеллект + нравственное + эстетическое + физическое воспитание.
К значимым личностям этой эпохи относятся: итальянский гуманист Виттори- но да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Ви- вес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтель (1533—1592) и другие стали авторами немалого числа оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Ими была раскритикована средневековая схоластика и механическая зубрежка, которые процветали в обучении, они ратовали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма [11, с. 92].
Систему родительского воспитания эпохи европейского Средневековья можно восстановить на примере исследования авторских текстов: трактата монаха Винсента из Бове «О наставлении детей знатных граждан» (1246), труда рыцаря-крестоносца Филиппа Новарского «Четыре возраста человека» (около 1264 г.), сочинения дворянина Жоффруа де ла Тур Ландри «Книга рыцаря де ла Тура Ландри, котоаря была написана в назидание его дочерям» (1371-1372), труда католического священника, в частности, кардинала Джованни Доминичи «Наставления в семейных делах» (рубеж XIV-XV вв.), «Парижском домострое» (XV в.)
Педагогическими ориентирами перечисленных наставлений являются авторитаризм и жесткая иерархия семейных взаимоотношений. Дети должны были проявлять послушание и смирение перед волей родителей. Этой системе воспитания присуще доминирование рационального начала, которое истекало из представления о том, что посредством волевого усилия дети могут идти по пути умственного и нравственного улучшения [11, с. 92].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азовцев Н. А. Козимо Медичи и монастырь Сан-Марко во Флоренции: особенности ренессансного патроната //Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2010. – №. 4. – С. 117-127.
2. Альберти Л.Б. 1996. Трактат о семье. — Опыт тысячелетия. М.: Юрист. 576 с.
3. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987.
4. Ануприенко И. А. Женщины в обыденном восприятии представителей городской среды Италии XIV-XV вв : дис. – Ставропольский государственный университет, 2006.
5. Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения //Власть. – 2015. – №. 3. – С. 48-52.
6. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.
7. Богданова Н. А. Становление и развитие дидактических подходов к формированию познавательного интереса средствами учебной книги : дис. – (13.00. 01)/Богданова Наталья Александровна, 2014.
8. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977
9. Бургхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения /Пер. с нем. Брилианта С. – Смоленск: Русич, 2002
10. Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988.
11. Гагиева З. А., Кусова Д. О. К вопросу о гуманистических проблемах в педагогике //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 71-1. – С. 92-95.
12. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. 1986. М.: Прогресс. 421 с.
13. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие. – 1980.
14. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.:Издательство„Искусство", - 1989. –370 с.
15. Гуторович О. В. Гуманистическая концепция человека и его воспитания в трудах Леона Баттиста Альберти //Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – №. 10 (468). – С. 138-146.
16. Дараган Н. Д. О гуманизме эпохи Возрождения //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2007. – №. 2. – С. 8-10.
17. Зенько Н. Н. Проблема творческой самореализации личности в трудах мыслителей эпохи Возрождения //Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя ІП Шамякіна. – 2017. – №. 2 (50). – С. 78-82.
18. Карташева Е. В. Развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы вXIX-XX вв : дис. – Ставрополь : Дис. канд… пед. наук, 2008.
19. Каюмова М. М. Воспитание и образование детей в эпоху Возрождения //Russian Linguistic Bulletin. – 2022. – №. 2 (30). – С. 3.
20. Коджаспирова Г. М. Феномен детства с позиций педагогической антропологии //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – №. 1. – С. 45-56.
21. Нигматов З. Г. Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений //Филология и культура. – 2003. – №. 1. – С. 58-71.
22. Пчелинцева Е. В. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 78-2. – С. 213-216.
23. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV–XV веков. – Directmedia, 2015.
24. Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. 2002. Краткая история философской мысли. СПб.: Лань. 224 с.
25. Романюк Л. В. Гуманистическая педагогика //Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №. 2. – С. 304-307.
26. Смирнов В. И. Гуманизм и образование //Научные труды. – 2014. – №. 31. – С. 3-25.
27. Соколова Н. Д. Гуманистические идеи в педагогической мысли Эпохи возрождения как методологические основы гуманной педагогики //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2010. – №. 3. – С. 71-77.
28. Соколовская Н. В. Раннее детство в представлениях итальянских мыслителей XV века //Автореф. дисс.... канд. истор. наук/НВ Соколовская. Иваново. – 2006.
29. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985
30. Тельменко Е. П. Образ «Истинной вдовы» в трактате Джироламо Савонаролы «Книга жизни вдов» //Гуманитарные и юридические исследования. – 2016. – №. 1. – С. 121-125.
31. Топорова А. В. Купеческая переписка XIV в. как факт культуры //Итальянский язык и культура: связи, контакты, заимствования. Проблемы итальянистики. – 2019. – С. 11-20.
32. Топорова А. В. «Женская тема» в итальянской средневековой проповеди //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – №. 1. – С. 117-124.
33. Федотова О. Д., Ронис А. А. Становление финансово-экономической проблематики в истории европейской педагогической мысли //Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – №. 5. – С. 46.
34. Черников В.Г. 1998. Философия диалектико-материалистического гуманизма. Рыбинск. Рыбинский Дом печати. 374 с.
Список источников
Доминичи Д. Наставление в семейных делах /Безрогова В. Г., Варьяш О. И //Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух томах. Т. II. Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников. - М. 1994.—С.261 – 286.
Доминичи Д. Наставления в семейных делах/пер. ИА Краснова //Гендерная история Западной Европы: Хрестоматия/Составители ЛП Репина, АГ Суприянович. Книга III. М.: ИВИ РАН. – 2006. – С. 144-147