Фрагмент для ознакомления
2
В основе государственной политики в сфере культуры лежит признание высокой значимости социальной миссии культуры как механизма передачи из поколения в поколения системы духовных и моральных ценностей, являющихся основой национальной самобытности. Эффективная государственная культурная политика является не единожды принятым и законодательно закрепленным комплексом мер, а непрерывным процессом, включающим повышение социального статуса культуры и распространения влияния культуры на все области деятельности. Она крайне восприимчива к переменам во внешней среде, поэтому нуждается в постоянной корректировке при столкновении с возможными проблемами и противоречиями, перемене способов и механизмов воздействия в случае невозможности достижения заданных целей.
Целью государственной культурной политики является духовное, культурное и национальное развитие России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования потенциала отечественной культуры.
Содержание современной культурной политики России ориентировано на развитие системы воспитания и просвещения граждан посредством внушения традиционных для России нравственных ценностей, формирование патриотизма и гражданственности путем изучения исторического и культурного наследия России. К числу традиционных нравственных ценностей следует отнести честность, гуманизм, альтруизм, милосердие, верность слову, уважение старших и любовь к труду.
Государственная культурная политика базируется на следующих принципах :
• высокий уровень воздействия культуры на все сферы общественной жизни;
• признание культуры России неотъемлемой частью мировой культуры;
• приоритет общественных прав на сохранение культурного наследия России перед имущественными интересами заинтересованных лиц;
• социальное равенство граждан в ходе реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни общества;
• преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.
Государственная культурная политика посредством одновременного решения стратегических задач, являющихся приоритетными в рамках общественно-культурного развития России:
1. Сохранение наследия русской культуры и культур народов России как всеобщей ценности.
Культурное наследие народов России включает разновидности материального и нематериального наследия, представляющих архитектурную ценность, являющихся уникальными инженерными решениями: памятники промышленной архитектуры, скульптуры и археологии, культурные ландшафты, произведения изобразительного и прикладного ремесленного искусства; все многообразие ценностей, способствующих получению представления о жизни в прошлые эпохи (документы, книги, фотографии и др.), составляющие содержание Музейного, Архивного и Национального книжного фондов . Нематериальные ценности (языки, фольклор, традиции, обычаи) также являются объектами культурного наследия. Великая русская литература, кинематограф, музыкальные произведения и шедевры театральных постановок также выступают существенной и неотъемлемой частью культурного наследия России, объединяющего огромный духовный, исторический и культурный опыт России, и выступающего фундаментальной основой культурного развития, единства и самобытности страны .
2. Развитие и охрана русского языка как основы гражданского и культурного единства России.
Русский язык выступает фундаментальной основой национального единства государства. Культурная политика осуществляют поддержку русского языка посредством обеспечения необходимых условий для повышения уровня владения родным языком гражданами, и прежде всего теми, чья профессиональная деятельность требует публичного общения – политическими деятелями, представителями СМИ.
3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.
Чтение признанных во всем мире произведений русской литературы, способствует формированию нравственных идеалов, трансляции новым поколениям богатого духовного опыта и высочайшего уровня литературного мастерства. Утрата значения отечественной литературы будет означать отказ от духовного, культурного, нравственного самоопределения России.
4. Поддержание и развитие благоприятной информационной среды.
Информационной средой, в контексте государственной культурной политики, выступает совокупность СМИ, радио- и телевещание, сеть Интернет, распространяемые посредством них текстовые и визуальные материалы и цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды. Информационная среда считается благоприятной для становления личности в случае грамотной подачи информации литературным языком, подготовки ее квалифицированными специалистами в области СМИ, а также в случае трансляции в теле- и радиоэфире произведений классики и современного искусства, и реализации через Интернет общего доступа к национальным цифровым информационным и культурным ресурсам.
5. Широкое вовлечение молодежи к участию в просветительских, культурных и благотворительных организациях.
Культурная политика государства ориентирована, в первую очередь, на молодежь. Успешное решение задач по личностному воспитанию и развитию способностей является залогом высокого уровня культурного развития общества и государства в целом. Формирование социально развитой личности не может осуществляться без получения человеком практического опыта жизни в обществе, взаимодействия с людьми и организациями, навыков общения, ведения дискуссии, толерантности, без воспитания чувства ответственности за себя и своих близких, за окружающих людей. Не менее важно и формирование у детей и молодежи активной гражданской позиции, вовлечение их в процесс созидания будущего.
6. Поддержка русской и национальных культур народов России, создание условий для профессионального личного и группового самовыражения.
Способность общества к развитию напрямую зависит от уровня развития культуры, профессионального искусства, участия граждан в различных формах культурной деятельности. Высокий уровень современного искусства достигается только посредством регулярной государственной и общественной помощи и поддержки, особенно значимой для создателей современных писателей, музыкантов, художников, драматургов и режиссеров. По-прежнему актуальна и задача создания, поддержания и модернизации материальной инфраструктуры для профессионального и самодеятельного творчества.
7. Поддержка институтов и общественных инициатив по развитию различных видов культурной деятельности.
Формирование культурных институтов – библиотек, архивов, театров, музеев – происходило на протяжении нескольких веков. Сегодня они представляют организованную структуру культурной деятельности России, а обеспечение их деятельности, поддержка и развитие являются приоритетными задачами государственной культурной политики.
8. Организация компетентных научных исследований в сфере искусства и культуры.
Культурное развитие общества и разработку объективных критериев оценки явлений культуры невозможно представить без интеллектуальной, развитой и компетентной науки о культуре и искусстве. Стимулирование развития наук об искусстве и культуре позволяет сформировать отечественное экспертное сообщество в этой сфере.
Таким образом, наблюдаемая сегодня смена парадигмы политико-экономического развития, качественные изменения социокультурной ситуации в России и в мире требуют выработки эффективной государственной культурной политики, содержание которой определяется расширением информационно-культурного пространств, внедрением новых информационных технологий и фактическим отсутствием ограничений для распространения культурных и духовно-нравственных ценностей.
1.2 Нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере культуры
Культура Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются :
• обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
• создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
• определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Правовой базой сохранения и развития культуры в России является Закон №3612-1 от 09.10.1992 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации . Этот закон регламентирует культурную деятельность в области охраны памятников истории и культуры, развития и поддержки современной литературы, режиссуры, театрального искусства, кино, архитектуры и дизайна, фотографии и других жанров искусства. Закрепляется неотъемлемое право на культурную деятельность каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Особое внимание уделяется тому, что каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. А государство, в свою очередь, гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые и иные официальные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. №3612-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. №73-ФЗ //Справочная правовая система «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ //Справочная правовая система «Консультант Плюс»
5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики»от 24 декабря 2014 г. № 808 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
6. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. №204 //Справочная правовая система «Консультант Плюс»
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» от 15.04.2014 г. №317 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» от 29.02.2016 года № 326-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» от 6.09.2010 г. №1485-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» от 28.12.2012 N 2606-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
11. Приказ Министерства культуры Российской Федерации «Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» от 28.06.2013 №920// Справочная правовая система «Консультант Плюс»
12. Постановление Правительства Чеченской Республики «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» на 2014 - 2020 годы» от 19.12.2013 года №336 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
13. Постановление Правительства Чеченской Республики «Об утверждении Положения о министерстве культуры Чеченской Республики» от 14.09.2009 г. №162 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
14. Распоряжение Правительства Чеченской Республики «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года» от 20.06.2012 г. №185-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Учебные и научные издания
15. Основы государственной культурной политики Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др. - Минкульт РФ, СПб. гос. ин-т культуры. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. - 336 с.
16. Управление сферой культуры [Текст]: учебное пособие / Барсуков Д.П., Носкова Н.А., Холодкова К.С. - СПб.: СПбГИКиТ, 2022. - 103 с.
Материалы периодической печати
17. «Наша национальная культура не обречена на исчезновение...» [Текст] // Вестн. ЛАМ, 2016. - С.19-21
18. Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры / Н.А. Носкова [Текст] // Петербургский экономический журнал: научно-практический рецензируемый журнал, 2023. -№4. - С. 50-56
19. Ахмадов М. Основные этические ценности чеченцев и их трансформация на современном этапе [Текст] // Вестн. ЛАМ, 2023. – С.77-80
20. Благова И. Ю., Маслова Д. И. Анализ социально-экономических факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос в сфере культуры Российской Федерации [Текст] // Петербургский экономический журнал, 2022. - № 3.- С. 6-15.
21. Востряков Л.Е., Ивлиева И.А. Об оценке реализации государственной культурной политики [Текст] // Вестник СПбГУК, 2024. - №1 (38). – С.56-59
22. Еремянц В. В., Ижевский Д. О. Правовое регулирование региональной культурной политики в современной России [Текст] // Административное и муниципальное право, 2018. - № 8. - С.8-16.
23. Кошкина М. Экономическая сущность некоммерческого сектора культуры и искусства [Текст] // Вестник Института экономики Российской академии наук, 2019. - № 1. - С.124-135