Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
Статья 39 Конституции РФ в ч. 1 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. ч. 2, 3).
Приведенные выше конституционные нормы получили свое дальнейшее развитие в нормативных правовых актах, таких как Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Объект и предмет курсовой работы. Объектом исследования в работе являются общественные отношения, которые складываются в сфере инвестирования пенсионных накоплений.
Предметом исследования являются нормы гражданского права, пенсионного и страхового законодательства, устанавливающие основания наступления инвестирования пенсионных накоплений.
Цель и задачи курсовой работы. Цель данного исследования заключается в изучении инвестирования пенсионных накоплений.
Достижение названной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия инвестирования пенсионных накоплений;
- изучение принципов инвестирования средств пенсионных накоплений;
- выявление проблем правового регулирования деятельности Негосударственного пенсионного фонда и управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений;
- рассмотрение концепции инвестирования индивидуального пенсионного капитала.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в том числе: системно-структурный, сравнительно-правовой, аналитический, синтетический, формально-логический методы.
Нормативную основу исследования составили нормы Конституции Российской Федерации, действующего гражданского законодательства.
Структура работы предопределяет направления для исследования. Работа состоит из введения, основной части (две главы, четыре параграфа), заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
1.1 Понятие инвестирования пенсионных накоплений
На основании ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата с целью компенсации застрахованным лицам заработной платы и других выплат и вознаграждений, которые были утрачены ими из-за наступления нетрудоспособности в процессе возникновения старости, исчисленную опираясь на суммы средств пенсионных накоплений, которые учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.
Под инвестированием средств пенсионных накоплений и размещением средств пенсионных резервов следует понимать работу Пенсионного фонда и Управляющей компании по управлению как средствами пенсионных накоплений, так и средствами пенсионных резервов с целью получения определенной прибыли.
Средства пенсионных накоплений включены в состав имущества фонда и будут предназначены для осуществления строго установленных целей, а именно:
средства пенсионных резервов - для осуществления обязательств НПФ перед участниками на основании заключенных пенсионных договоров;
средства пенсионных накоплений - для осуществления обязательств фонда перед застрахованными лицами на основании договоров об обязательном пенсионном страховании.
Фонд правомочен осуществлять управление средствами пенсионных накоплений независимо и (либо) через Управляющую компанию. Данная деятельность осуществляется на базе ГК РФ , Федерального закона от 7 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» , Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и других положений Российской Федерации.
1.2 Принципы инвестирования средств пенсионных накоплений
Целью формирования и управления пенсионными накоплениями является возможность фонда выполнять обязательства перед своими участниками и застрахованными лицами, т.е. выплатить им пенсионные выплаты (негосударственную пенсию, накопительную, срочную выплату, единовременную выплату), в соответствии с заключенными пенсионными договорами и договорами об обязательном пенсионном страховании.
Момент начала выплат пенсий фондом может быть растянут во времени в зависимости от момента наступления пенсионных оснований. Поэтому управление средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений подчинено, прежде всего, принципу обеспечения сохранности указанных средств. Федеральное законодательство ограничивает возможные объекты размещения указанных средств, отдавая предпочтения наиболее «надежным» и «стабильным» объектам инвестирования; не допускает формирование указанных ресурсов за счет одного какого-нибудь вида объектов инвестирования; не допускает безвозмездное отчуждение указанных средств и т.д.
На эти средства не допускается наложение ареста или обращение взыскания по долгам фонда или управляющей компании.
С одной стороны, фонд обязан в любой момент времени гарантировать пенсионные выплаты участникам и застрахованным лицам в соответствии с заключенными договорами. С другой стороны, фонд обязан производить указанные выплаты только за счет средств пенсионных резервов (участникам) или за счет средств пенсионных накоплений (застрахованным лицам). Поэтому законодатель одним из принципов управления этими средствами указывает принцип обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей. Основная цель диверсификации - это уменьшение рисков потери вложенных средств. Под ликвидностью понимается способность объектов инвестирования быть реализованными в течение короткого периода времени без потери своей реальной стоимости, по цене, близкой к рыночной.
Принцип информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц опирается на положения ст. 24 Конституции РФ , которая закрепляет право каждого гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правилах фонда обязательно должны содержаться положения о порядке предоставления информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми фонд заключил договоры. Как правило, информирование осуществляется фондом путем размещения наглядной информации в специально отведенных местах, а также
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. - № 19. - 11.05.1998. - Ст. 2071.
4. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49. - Ст. 4562.
5. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3028.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.
7. Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.07.2014. - № 30 (Часть I). - Ст. 4219.
8. Приказ ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 21. - 24.05.2010.
9. Приказ ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 52.
10. Инструкция Банка России от 29.06.2015 № 166-И «О порядке лицензирования акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, порядке ведения реестра лицензий акционерных инвестиционных фондов, реестра лицензий управляющих компаний и реестра лицензий специализированных депозитариев, порядке уведомления Банка России об изменении сведений о должностных лицах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании и специализированного депозитария» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2015 № 38443) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2018.
Научная и учебная литература
11. URL: http://npf-2016.ru/modernizaciya-rossijskoj-pensionnoj-sistemy-konferenciya/ (дата обращения 08.11.2018).
12. Базанова Е., Прокопенко А., Папченкова М., Кувшинова О. Привычная жертва пенсионного качества // Ведомости, 11 июля 2016 г., № 4113 // www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/07/11/648689-nakopitelnie-pensionnie-vznosi (дата обращения 08.11.2018).
13. Белянинова Ю.В., Шашкова О.В., Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2018
14. Все изменения в пенсионной системе ведут только к увеличению пенсии // URL: http://www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/256 (дата обращения 08.11.2018).
15. Захарова Н.А. Мораторий на формирование пенсионных накоплений и новая концепция индивидуального пенсионного капитала // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.11.2018.
16. Мораторий на накопительную часть пенсии // URL: http://pensiology.ru/pensionnaya-reforma/moratorij-npf/ (дата обращения 08.11.2018).
17. Морозов А.Г. Акционирование НПФ? Необходимо. Но явно недостаточно. Нужно еще и... // Пенсионное обозрение. 2014. № 1(17). http://pensionobserver.ru/arxiv/1-17-yanvar-mart-2014-g/tema-nomera-chto-god-gryadushhij-nam-gotovit/akczionirovanie-npf-neobxodimo-no-yavno-nedostatochno-nuzhno-eshhe-i (дата обращения 08.11.2018).
18. Продление моратория на накопительную часть пенсии // URL: https://www.soglasie-npf.ru/directory/pension-reform/prodlenije-moratorija.php (дата обращения 08.11.2018).
19. ЦБ и Минфин представили новую пенсионную систему // URL: http://ruspension.ru/2309164/ (дата обращения 08.11.2018).