Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях происходит непрерывное расширение контактов в области культуры, отдыха и творчества. Упоминание про фестивальное движение молодёжи начинается с первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1947 году в Праге. В 1957 году в Москве также был проведён масштабный фестиваль молодёжи.
Целью проведения фестиваля является обмен культурным опытом и установление дружбы между народами через проведение различных культурных мероприятий, что также может служить продуктивным досугом наиболее активных слоёв молодёжи и студентов и их успешную социализацию в обществе.
Под культурой понимают создание системы духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую, производственную, духовную, социальную.
В современной социальной среде у значительной части социально демографических групп преобладают некие стандарты и стереотипы занятий и поведения, для развития тех или иных способностей и навыков молодёжи. Одной из них является фестивальное движение, которое стимулирует развитие культурных способностей и социализации молодёжи разных стран [7].
С позиции интегративного подхода исследователи рассматривают такую категорию как творческий потенциал личности субъекта. Это можно рассматривать как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным динамическим образованием. Потенциал развития есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. Именно молодёжь всегда открыта всему новому [16]. Сложно однозначно дать характеристику такому понятию как творческий потенциал субъекта, поскольку это интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты. Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться нетронутым. Это зависит от условий развития этого феномена.
Разработкой в области проблем организации культурной деятельности молодёжи занимались исследователи А.А. Андреева, Н.И. Астахова, М.О. Кучеревская и др. Исследованием ультурного досуга подростков и молодежи занимались В.В. Волгунова, И.Л. Давлетчин, И.А. Зеткина и др.
Раскрытием факторов и условий развития творческих способностей и творческого потенциала молодежи занимались Л.И. Галеева, Р.И. Турханова, О.С. Гребенюк и др. Это переход от реального мира, к воображаемому, когда происходит развитие интеллектуальных способностей и видение необычное в обычном. При этом происходит обретение новых познавательных интересов. Эмоционально-волевая сфера субъекта обогащается переживаниями радости творчества как личной и социальной ценности. Все это в совокупности и в комплексе ведет к развитию творческих способностей субъектов.
Фестивали относят к одному из видов музыкальных досуговых мероприятий. Творческое воспитание и развитие не ограничивается лишь какой-либо обязательной учебной или профессиональной деятельностью. При реализации фестивального движения идет нравственно-эстетическое формирование личности средствами культуры и искусства [23].
Чем интереснее, содержательнее и разнообразнее формы культурной деятельности молодёжи, тем больше их авторитет. Фестивали направлены также на нравственно-эстетическое воспитание подростков и юношества, что позволяет формировать их вкусы и интересы, в том числе, музыкальные.
Организаторы широко используют самые разнообразные средства и методы, которые способствуют пробуждению музыкальных и художественных интересов, развитию художественного воображения и др. Всё это позволяет воспитывать у подростков и молодёжи интерес к просветительской работе и фестивальному движению. Это развивает стремление пропагандировать музыкальную, художественную и социальную культуру, поскольку развивает творческие способности и творческий потенциал личности [11].
Фестивальные мероприятия могут проводиться:
-на концертных площадках в организациях образования и культуры;
-в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования;
- в филармонии;
-в музыкальных театрах;
- на культурно-выставочных центрах;
- в культурно-спортивных комплексах;
-в музеях музыкальной культуры;
- в мемориальных домах известных композиторов и деятелей искусства и др.
К основным видам музыкальных досуговых мероприятий, относят следующие виды:
1. Музыкальный фестиваль. В переводе с латыни означает весёлый и праздничный. Музыкальный фестиваль – это комплексное мероприятие, которое сопровождается смотром лучших творческих профессиональных и самодеятельных достижений в области музыкального искусства. Это, прежде всего празднество, которое состоит из цикла концертов или спектаклей.
Чаще всего их объединяет общее название, единая программа и особо торжественная обстановка. Музыкальный фестиваль имеет много задач. Прежде всего, в эти задачи входит пропаганда различных музыкальных направлений. При этом происходит вовлечение в самодеятельное художественное творчество самых разных групп населения, в том числе и молодежи.
На фестивалях происходит отбор талантливых молодых исполнителей и происходит развитие культурных связей между народами. Фестиваль может быть посвящен наследию одного композитора. Он может быть посвящён искусству отдельной страны или области, а также какому-либо жанру или инструменту. Бывают фестивали старинной, классической, совре¬менной, народной или эстрадной музыки. Они также могут быть смешан¬ными и с более широкой тематикой [15].
В фестивалях принимают участие исполнители определенной возрастной категории. В связи с этим они бывают детские, студенческие и др. Это могут быть представители определенной профессиональной или иной среды, для преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов. Музыкальные фести¬вали проводятся ежегодно или раз в два - четыре года, в течение нескольких дней или месяцев. Они проходят на откры¬том воздухе, или в закрытых помещениях.
Основные события фестиваля:
-торжественное открытие;
- представление гостей;
-концертная программа;
-конкурсная программа;
- награждение победителей;
-концерт лауреатов;
-пресс-конференция или научно-практическая конференция;
- театрализованное представление;
-мастер-классы;
-культурно-развлекательная программа;
-церемония закрытия.
Церемонии открытия и закрытия происходят с использованием спецэффектов. Фестивали для населения чрезвычайно привлекательны значительной по охвату и разнообразию аудиторией. Детям и подросткам нравится посещать концерты фестиваля, конкурсные выступления, а также поучаствовать в культурно-развлекательной программе. Особый интерес у публики вызывает церемония награждения и концерт лауреатов фестиваля.
Фестивали организуются с целью поддержки и развития творческих способностей и выявления талантливой молодежи. В таких мероприятиях происходит стимулирование творческого мышления молодых людей. Такого рода мероприятия пользуются у публики чрезвычайно большим успехом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, N 10-1, 2015. – С. 171-174.
6. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, N 4-2, 2013. – 16 с.
7. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, N 2 / том 13, 2007. – С. 27-30.
8. Герасимов, П.Е. Организация культурно-досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – N 2 (40). – С. 124-130.
9. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – N 3 (23). – С. 17-21.
10. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
12. Головина, Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, N 4, 2010. – 5 с.
13. Головина, Г.В. Функции культурно-досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества» [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, N 4, 2011. – С.6-8.
14. Грушецкая, И.Н. Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях профессионального образования [Текст] / И.Н. Грушецкая. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. No 2 / том 14, 2008. – С.112-115.
15. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
16. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности как социально - педагогическая проблема [Текст] / И.Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М. Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
17. Колесникова, Ю.Л. О некоторых аспектах развития музыкально- творческих способностей студентов [Текст] / Ю.Л. Колесникова. – М.: Инновационная наука, No10-2, 2016. – С.165-166.
18. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно - досуговой деятельности [Текст] / Д.В. Едышев. – М.: CETERIS PARIBUS, N 2. - 2015. – С. 30-34.
19. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, N 1, 2013. – С. 5-7.
20. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2009. – С. 195-201.
21. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. – N 4, 2010. – 336 с.
22. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2018. – С. 113-117.
23. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, N 1, 2012. – С. 90-102.
24. Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / Л.И. Лысенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, N 2, 2019. – С. 212-217.
25. Файзрахманова, Г.К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г.К. Файзрахманова. – М.: Историческая и социально - образовательная мысль, N 1 / том 7. - 2015. – С. 169-172.