Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Институт президентства в Российской Федерации: понятие, роль и компетенция 5
1.1 Место Президента Российской Федерации в системе сдержек и противовесов между органами государственной власти 5
1.2 Порядок избрания Президента и процедура отрешения его от должности 8
1.3 Полномочия Президента Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. Администрация Президента РФ: ее структура и функции 18
2.1 Формирование Администрации Президента Российской Федерации 18
2.2 Функции Администрации Президента Российской Федерации и пределы ее компетенции 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления
2
В общем виде статус Президента РФ сформулирован в ст. 80 Консти-туции РФ , хотя, без сомнения, некоторые отдельные элементы статуса Пре-зидента РФ закреплены и в иных нормах Конституции РФ, а также нормах других законодательных актов РФ, но об этом подробнее будет сказано ни-же.
Н.Е. Колобаева выделяет такие крупные элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации :
– «ценностно-функциональная миссия должности президента в госу-дарстве, в рамках которой раскрывается основное место Президента РФ в системе органов государственной власти России, закрепленное общерегуля-тивными правовыми средствами, его роль во взаимоотношениях с отдель-ными общественными и государственными структурами;
– определенные права, обязанности, полномочия, правовые возмож-ности и порядок их осуществления. Рядом с полномочиями располагаются, как называет их Н.Е. Колобаева, публичные права Президента РФ, являю-щиеся основным способом юридического воплощения его функций, а в ито-ге – и места, занимаемого Президентом РФ в системе государственной вла-сти (право законодательной инициативы, например)» .
Публичные права, а также полномочия и функции Президента РФ представляют собой элементы его компетенции . Тогда компетенция Прези-дента РФ может быть определена как правовое образование, связывающее совокупно первый и второй элементы в статусе Президента РФ;
– ответственность Президента РФ. Президент РФ представляет собой субъект политической, моральной, юридической ответственности в их пози-тивном и негативном проявлении. Однако, нас в первую очередь интересует как вид конституционно-правовой ответственности – ответственность юриди-ческая ;
– гарантии должной реализации предназначения, обязанностей, воз-можностей Президента РФ. Гарантиями деятельности Президента РФ высту-пает система условий, способов и средств, обеспечивающих правовые воз-можности для осуществления полномочий, которыми он наделен.
Некоторые ученые-правоведы делят гарантии на две категории: общие и специальные. К общим гарантиям относят политические, экономические, идеологические условия и предпосылки, создающие реальную обстановку для осуществления правовых норм. Специальные гарантии обеспечивают определенные условия и порядок осуществления правовых норм, юридиче-ские способы и средства, обеспечивающие конкретные условия и порядок реализации правовых норм. Именно гарантии дают возможность Прези-денту РФ осуществлять свою деятельность вне зависимости от чьего-либо воздействия, материальных и других условий, а, следовательно, являются необходимым элементом статуса Президента РФ. Как нам представляется, в число специальных гарантий деятельности Президента РФ следует включить его «служебные» права, которые в настоящее время определяются в значи-тельной степени им самим.
В Конституции РФ 1993 г., в ст. 10 провозглашено разделение госу-дарственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и их самостоятельность. Согласно ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в стране осуществляют четыре вида органов: Президент РФ, Феде-ральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ. Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, исполнительная власть принадлежит Правительству, судебная власть принадлежит судам. Президент РФ остался за пределами провозглашенного в статье 10 Конституции РФ принципа раз-деления властей. Именно так разработчиками Конституции РФ было обозна-чено место Президента РФ в системе органов государственной власти ‒ вне системы разделения властей, по замыслу ‒ как арбитра по отношению к ор-ганам всех ветвей власти.
В ст. 11 Конституции РФ глава государства называется ведущим среди осуществляющих государственную власть органов. Очередность перечисле-ний органов, осуществляющих государственную власть в стране, последова-тельно выдерживается и имеет принципиальное значение: т.е. де-юре перво-очередность президентской власти означает ее первенство .
Конституция РФ относит к важнейшим функциям Президента РФ:
1) гарантирование прав и свобод человека и гражданина в соответ-ствии с Конституцией РФ;
2) принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее не-зависимости и государственной целостности;
3) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти в РФ;
4) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
5) персонифицированное представление РФ внутри страны и в сфере международных отношений.
Анализ содержания приведенного перечня свидетельствуют о том, что включенные в него функции в основном соответствуют современной между-народной практике правой регламентации президентского статуса. В то же время, названные выше функции сформулированы без должной детализации, что несколько затрудняет однозначное понимание их «юридического напол-нения». При этом данная ситуация усугубляется тем, что официальное тол-кование ст. 80 на настоящий момент отсутствует. Как следствие, действитель-ное содержание названных выше президентских функций может быть рас-крыто только на основе анализа весьма обширного массива законодатель-ства, регламентирующего отдельные стороны президентского статуса, а так-же мнений специалистов, изложенных в научной и учебной литературе.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 20.11.2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 11, ст. 945.
3. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 06.04.2004 г. № 490 (ред. от 25.04.2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №2 15, ст. 1395.
Литература
4. Антропов Р.В. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина: вопросы теории и практики / Р.В. Антропов, Н.А. Антропова // Актуальные проблемы государственно–правового развития России : материалы всероссийской конференции. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. – С. 52–65.
5. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г.В. Атаманчук. – Москва : Омега–Л, 2014. – 530 с.
6. Баглай, M.B. Конституционное право Российской Федерации. 13–е изд., изм. и доп. / М.В. Баглай. – Москва : Норма : Инфра–М, 2018. – 639 с.
7. Блинов, А.Б. Администрация Президента Российской Федерации / А.Б. Блинов // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2018. – № 5. – С. 63.
8. Бондарец, Е.Б. Президент Российской Федерации: конституционно–правовой статус в системе органов государственной власти / Е.Б. Бондарец // Право и управление XXI век. – 2011. – № 2. – С. 91
9. Борискова, И.В. Формирование и полномочия Администрации Президента Российской Федерации / И.В. Борискова // Территория науки. – 2018. – № 4. – С. 97.
10. Гаврилова, Н.В. Институт Администрации Президента в России и Европе / Н.В. Гаврилова // Сборник статей по материалам Третьей межрегиональной научно–практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: вопросы теории и практики». – 2018. – С. 126.
11. Государственное право Российской Федерации: Учебник. – Москва: Юрид. лит., 2006. – 629 с.
12. Гроссман, Д.Е. Администрация Президента Российской Федерации: история формирования и сравнительный анализ структур 1991–2004 гг. / Д.Е. Гроссман // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2018. – № 2(33). – С. 82–83.
13. Гроссман, Д.Е. Анализ правового статуса Администрации Президента Российской Федерации / Д.Е. Гроссман // Духовная ситуация времени. Россия. – 21 век. – 2018. – № 2(5). – С. 90.
14. Давыборец, Е.Н. «Прямые линии с Владимиром Путиным» как механизм демократии / Е.Н. Давыборец, Н.К. Оврах // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2016. – № 3 (38). – С. 117–125.
15. Дегтев, Г.В. Конституционно–правовой статус Президентов Российской Федерации и США: монография / Г.В. Дегтев. – Москва: Юристъ, 2003. – 312 с.
16. Кайнов, В.И. Институт президентства: конституционно–правовой статус : дис. ... д–ра юрид. наук / В.И. Кайнов. – Санкт–Петербург, 1999. – 354 с.
17. Карпов, Д.М. Анализ сущности администрации Президента Российской Федерации / Д.М. Карпов // Синергия Наук. – 2018. – № 29. – С. 1343–1349.
18. Кирпичев, В.И. Особенности института главы государства в федеративной республике: дис…канд. юрид. наук:12.00.02 / В.И. Кирпичев. – Москва, 2005. – 273 с.
19. Кобзарь–Фролова, М. Н. Система органов публичной власти Российской Федерации : понятие, характерные признаки, взаимодействие / М.Н. Кобзарь–Фролова // Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 192–203.
20. Колобаева, Н.Е. Конституционно–правовой статус Президента Российской Федерации: дис…канд. юрид. наук: специальность 12.00.02. «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; Уральская государственная юридическая академия / Н.Е. Колобаева. – Екатеринбург, 2007. – С.23–24.
21. Комарова, В. В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) / В.В. Комарова // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15, № 8. – С. 22–31.
22. Комментарий к Конституции Российской Федерации : нормативная литература / С. В. Нарутто. – Москва : Кнорус, 2021. – 621 с.
23. Лесных, Е.А. Вопросы административно–правового статуса Администрации Президента РФ / Е.А. Лесных //Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – №4 (21). – С.45.
24. Лошкарев, И.О. История становления и развития института президентства в зарубежных странах / И.О. Лошкарев // Социально–политические науки. – 2018. – № 3. – С. 77–80.
25. Лошкарев, И.О. Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско–правовые аспекты / И.О. Лошкарев, А.А. Смагин // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – № 3. – С. 119–123.
26. Радченко, В.И. Администрация Президента Российской Федерации: рабочий аппарат, или четвертая ветвь власти / В.И. Радченко, О.А. Угланова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – № 6(119). – С. 111.
27. Савоськин, А.В. Обращения граждан к Президенту РФ: конституционно–правовое исследование / А.В. Савоськин // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 6 (46). – С. 97–104.
28. Сальникова, В.К. Конституционный статус администрации президента Российской Федерации / В.К. Сальникова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. – № 2 (50). – С. 202–203.
29. Снежко, О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / ОА. Снежко. – Саратов, 1999. – 286 с.
30. Тихомиров, М.А. Теория компетенции / М.А. Тихомиров. – М.: Издание г–на Тихомирова М.Ю., 2001. – 213 с.
31. Тихон, Е.А. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод человека и гражданина : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.А. Тихон. – Саратов, 2006. – 32 с.
32. Чиркин, В. Е. Глава государства. Сравнительно– правовоe исследование / В.Е. Чиркин. – М. : Норма ; Инфра–М, 2010. – 240 с.
33. Чуксина, В.В. Государственные специализированные органы по содействию и защите прав человека в условиях глобализации прав человека: российская и зарубежная практика / В.В. Чуксина // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 12 (49). – С. 2729–2733.
Электронные ресурсы
34. Обращение Президента Российской Федерации от 18 марта 2014 г. // [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/events/president/news/20603 (дата обращения - 23.05.2024 г.).
35. Приветственное письмо Президента Российской Федерации участникам XII Гайдаровского форума // [Электронный ресурс] URL: https://gaidarforum.ru/ru/ (дата обращения - 23.05.2024 г.).
36. Телеграмма Джоко Видодо от Президента Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. // [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/events/president/letters/65440 (дата обращения - 23.05.2024 г.).
37. Телеграмма Раулю Кастро Рус от Президента Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. // [Электронный ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/events/president/letters/6573 4 (дата обращения - 23.05.2024 г.).