Фрагмент для ознакомления
2
В 1943 году нацисты начали захватывать радиостанции в Голландии. Но люди просто отдавали старые, сломанные радиоприемники, а хорошие оставляли себе. По некоторым оценкам, к концу войны 20% радиостанций находились в руках населения, которое принимало радиопередачи в ночное время.
В начале оккупации возникли подпольные типографии, ставшие плодом спонтанных попыток жителей оккупированных стран. Выпускать печатные издания было относительно просто, поскольку материалы в основном поступали из американских и английских радиопередач и листовок, но печать и распространение, нехватка бумаги и оборудования, а также строгие меры секретности, которые необходимо было соблюдать, создавали чрезвычайные проблемы. Было сложно купить ротатор, и не ожидалось столь необходимого сотрудничества со стороны профессиональных принтеров [7].
В Польше небольшие портативные ротаторы устанавливались на чердаках домов в городах или, если в них было слишком шумно, в лесных хижинах. Новости со всего мира собирались с помощью радиоприемников, спрятанных в звуконепроницаемых подвалах, лесных хижинах и сараях со специально построенными крышами. Бумагу для печатных станков привозили на крестьянских телегах, ее прятали под грудами овощей и сена. Распространение печатной продукции было организовано по трехуровневой системе, при этом каждый распространитель знал только одного человека, который передавал ему материалы, и человека, которому он передавал их сам. Печатные материалы, спрятанные в продуктах питания, распространялись в магазинах, а иногда продавались открыто в уличных киосках, где они были спрятаны под листами немецкой печатной продукции.
15 июня 1940 года в Бельгии появились две подпольные газеты: в Брюсселе это была газета "Шут" ("Клоун") и в Льеже "Ле Монд дю Тревайл" ("Рабочий мир"). Месяц спустя история повторилась, когда появилась газета "Свободная Бельгия", продолжившая подпольную традицию своего знаменитого тезки, издававшегося во время оккупации в 1914-1918 годах. Статьи в этой газете были очень смелыми. Из-за нехватки металла Гитлер напал на Россию, и теперь британские военно-воздушные силы каждую ночь бросают в него больше металла, чем он хочет.
Когда нацисты захватили главную газету Брюсселя Le Soir, бельгийцы сразу же назвали ее Le Soir Volet (Украденная газета). 9 ноября 1943 года тысячи экземпляров этой фальшивой газеты были доставлены курьерами на велосипедах во все газетные киоски Брюсселя. Эти газеты были точными копиями газеты, издававшейся под контролем Германии, но не содержавшей ничего, кроме антинемецкой пропаганды. Непосредственно перед освобождением в 1944 году в Бельгии было опубликовано 275 подпольных газет как на французском, так и на фламандском языках [8].
В мае 1940 года, то есть за два дня до своей капитуляции, кондитер из Харлема опубликовал в Голландии первую подпольную газету "Акты нищего". К 1941 году в стране было 120 подпольных газет. То же самое касается Дании и Польши. Во Франции газеты Сопротивления носили важные названия, такие как "Комба", "Либерасьон", "Франк-Тирьер", "Вальми" и т. д. В Париже Эмильен Аманони основал "Лилльскую уличную группу", организацию, которая предоставляла новости для газет Сопротивления и предоставляла все необходимое для печати газет. Гестапо так и не смогло раскрыть эту организацию. К 1944 году во Франции было опубликовано более миллиона экземпляров подпольных периодических изданий.
Во всех оккупированных странах подпольная пресса была единственной надеждой групп сопротивления. Двумя подпольными газетами в Бельгии были "Алуэтт" (вверху) и "Ла Маас" (внизу). Эти газеты воспроизводились примитивным способом. Они включали новости из коротковолновых передач, редакционные статьи и стихи. Во Франции издавалось несколько подпольных журналов тиражом более 10 000 экземпляров.
Все газеты и печатные листовки специализировались на подробных отчетах, в которых говорилось, что люди не могли узнать ничего другого, особенно о военных поражениях немцев. Среди других регулярно публикуемых новостей была информация о том, как немцы грабили продовольствие - самый интересный и популярный материал во времена острой нехватки продовольствия. На самом деле были и другие причины нехватки продовольствия, в том числе блокада союзников, но в качестве причины была названа только "немецкая оккупация". Некоторые подпольные информационные листки предназначались непосредственно для солдат Вермахта, чтобы пробудить в них ностальгию по дому и нормальной семейной жизни и постоянно напоминать им об опасностях, которым подвергаются их семьи в результате бомбардировок союзников [2].
Этой агитации подвергались и иностранные воинские формирования, входившие в состав Вермахта. Это касалось этнических немцев из Польши, Словакии, Трансильвании и Украины. Что вы делали здесь, вдали от своего дома, ожидая смерти от рук англосаксов во имя Гитлера? Другие регулярно публикуемые материалы включали акции сопротивления, подробности о том, как поезда сходили с рельсов, взрывались мосты, заводы останавливались для имитационной работы на них. Такие газеты информировали население о том, как спрятать металл, столь необходимый для войны, особенно медь и никель, и как вывести из строя автомобили, и как убивать молодых и более активных людей голыми руками.
§2. Анализ антифашистского радиовещания во время 2 мировой войны
Как и во всех войнах двадцатого века, радио оказало большое влияние как на военных, так и на гражданское население во время Второй мировой войны. Если во время Первой мировой войны радиовещание использовалось довольно редко, то в 1939-1945 годах на радио уже существовало несколько очень важных направлений. Во-первых, радио использовалось как средство радиовещания в военных целях: сухопутные войска, а также войска в воздухе и на море координировались с помощью радио. Во-вторых, радио, конечно, оставалось важным источником информации и развлечений. И, в-третьих, в те годы появилась, пожалуй, самая важная особенность радио - оно использовалось как важное и более доступное средство международной пропаганды.
В неспокойные 1942-1943 годы, когда Америка ждала своего пика военной мощи, и в более светлый период 1944-1945 годов, когда американцы знали, что враг должен сдаться, радио помогало поддерживать связь между частями такой большой страны, как Америка. Несомненно, гораздо больше граждан получали информацию о военных операциях внутри страны или за ее пределами из радиосообщений, чем из аналогичных сообщений в газетах. Важной функцией радио во время войны была правильная организация вещания: смесь новостей, репортажей и комментариев [9].
Одной из причин успеха радио в военное время является его влияние на другие средства массовой информации. Небольшие поставки некачественной бумаги для газет и журналов во время войны не могли повлиять на ход событий: именно радио привлекало большое количество рекламодателей. Конечно, нельзя недооценивать роль прессы в военное время, но она несколько изменилась. Например, некоторые типографии даже перешли на комиксы, но в те годы у них была большая читательская аудитория. Комиксы, вышедшие в 1930-х годах, сопровождали американских солдат по всему миру и часто рассказывали о приключениях героев, о которых солдаты впервые услышали по радио. Книги в мягкой обложке также были очень популярны во время войны. Когда солдаты не смотрели комиксы или не слушали военное радио, они часто читали книги в мягкой обложке, которые в то время занимали большую часть рынка по сравнению с книгами в твердом переплете.
Голливуд вступил в войну почти так же, как радио. Немецкие нацисты и японцы наводнили экран своими героями. Но в огромной индустрии развлечений героям голливудских фильмов все же удалось переключить внимание с вымышленных преступников на реальных. Но что еще более важно для повышения боевого духа солдат, так это то, что многие голливудские звезды присоединились к службе досуга Объединенной армии, подавая пример радиожурналистам и артистам. Военные по всему миру смотрят голливудские фильмы. Когда радио сформировало свой штат, многие кинематографисты приложили усилия для создания передач. Например, вы можете вспомнить известного кинорежиссера Фрэнка Капро, который работал на американскую пропаганду во время Второй мировой войны и выпустил восемь документальных фильмов о войне. Он успешно совмещал работу кинорежиссера с работой на радио [1].
Когда началась война, музыкальный бизнес процветал, но все изменилось в 1942 году, когда Комитет по военному производству сократил выпуск пластинок на 30% по сравнению с 1941 годом. Материал был необходим для военных целей, и его нехватка резко сократила производство пластин в те годы. К сожалению, радиопередачи, которые ранее записывались на виниле - материале, из которого вскоре будут сделаны все записи, - не пользовались спросом.