Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.
Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года в Наркомате просвещения РСФСР (первым наркомом просвещения стал А.В. Луначарский) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет).
Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).
Цель исследования – изучить и проанализировать ликвидацию неграмотности в СССР.
Задачи исследования:
1) изучить Декрет о ликвидации безграмотности;
2) рассмотреть ликвидацию неграмотности в СССР;
3) проанализировать школьное и высшее образование в СССР.
Объект исследования – ликвидация безграмотности.
Предмет исследования – СССР.
Степень разработанности темы. В последние годы проблеме ликвидации безграмотности в СССР уделяли внимание большое количество ученых.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
1 Ликвидация неграмотности в СССР
1.1 Безграмотность населения царской России
Весной 1918 года, после заключения мира с немцами, в Москву приехал посол Германии граф Мирбах. Как полагается, он прибыл в Кремль, чтобы представиться главе правительства. Часовой около кабинета Владимира Ильича сидел и что-то читал, да с таким увлечением, что не только не встал, но и глаз не поднял на посла. Уходя, дипломат увидел ту же картину. На этот раз он остановился возле часового, взял у него книгу и попросил переводчика назвать ее заглавие. Это был труд Бебеля «Женщина и социализм». Мирбах молча вернул книгу.
Разумеется, в поведении часового — ничего похвального, и некоторые иностранцы не упускали случая поиронизировать над подобными сценками. Но критикам, Мирбаху в частности, не понять было одного: жажды знаний, которая охватила народ, впервые получивший доступ к книге, образованию .
В канун революции в России был всего 91 вуз. Зато процветало 78 790 церквей и монастырей. На всю страну 112 тысяч человек с высшим образованием — и 211 540 попов и монахов. Одна библиотечная книга — на пятнадцать человек. Газету получал один из сорока.
Да и кому было читать? В последней перед Октябрем переписи населения вопрос «Где получил образование?» содержал красноречивые подпункты: «а) дома, б) у причетчика, в) в церковноприходской школе, г) у солдата». Три четверти России расписывалось крестиком.
Политический поворот к социализму повлек за собой не только экономическую, но и культурную революцию. Ленин провозгласил: все завоевания человеческого ума — образование, наука, техника, искусство — трудящимся! Все для них, все, в чем их обкрадывали столетиями!
Это тоже было программой партии и правительства. Тут, как ни в каком другом случае, буквально применимо расхожее выражение: «начинали с азов
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Вестник Российского государственного гуманитарного университета История. Филология. Культурология. Востоковедение - 2016 - №08 (17). - М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета. — 156 с.
2. Вопросы истории, международных отношений и документоведения 2012 №08. Под ред. П.П. Румянцева. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2012. — 490 с.
3. Иванова Г.М. Государственная политика ликвидации неграмотности в СССР в 1950-1960-е гг. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН – 2017 - № 4 – С.27-36
4. Колыхалов Д. В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923—1941 гг. // Палладиум. 2010.
5. Литвиненко Владимир. Подлинная история СССР. - М.: Алгоритм, 2010. — 208 с.
6. Михаил Павловец. Что читали советские школьники // Arzamas, 21.03.2017
7. Молокова Т.А. (ред.) История. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — Москва: МГСУ, 2015. — 284 с.
8. Платонов С.Ф. Единый учебник истории России от древних времён до 1917 года. Учебник. - СПб.: Питер, 2015. - 512 с.
9. Ракунов В. А. Государственная политика в сфере школьного образования в 1920-30-х годах // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 1
10. Ручкин Б.А. Молодежь и общество: уроки истории: сб. науч. трудов / сост. А. Б. Ручкин. М. : Центр «ГРИНТ», 2016. — 224 с.
11. Семин В.П. История России. Учебник. — 3-е изд., стер. — Москва: КноРус, 2017. — 438 с.
12. Сулакшин С.С. (ред.) История России. Учебник для учителя - М.: Научный эксперт, 2012. — 3012 с.
13. Сухова О.А. (ред.) Пензенский край в истории и культуре России. Коллективная монография. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. — 526 с.
14. Ликвидация безграмотности в СССР. - http://lhistory.ru/statyi/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr
15. Ликвидация безграмотности в СССР. - http://history-doc.ru/likvidaciya-bezgramotnosti-v-sssr/