Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Управление персоналом это основное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации кадрового потенциала образовательной организации. Основная цель – получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов. Благодаря этому повышается общая результативность и прибыльность деятельности любой современной организации.
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления персоналом образовательного учреждения МОУ СОШ №2.
Объект исследования – МОУ СОШ №2.
Предметом исследования являются организационно–экономические отношения сотрудников, возникающие в процессе деятельности МОУ СОШ №2.
Исходя из поставленной цели, заявленного предмета и объекта настоящей работы определим следующий круг задач исследования:
– уточнить социально экономическую сущность стимулирования персонала;
– провести исследование особенностей отношения к стимулированию сотрудников;
– проанализировать организационную и экономическую характеристику МОУ СОШ №2;
– выявить проблемы стимулирования персонала МОУ СОШ №2;
– разработать комплекс мотивационных решений.
Информационная база исследования: законодательные и нормативные акты, законы Российской Федерации, монографии, нормативно–правовые документы, периодические издания, статистические сборники, устав и внутренние правовые документы МОУ СОШ №2.
Методами научного исследования стали теоретический и практический подход. В теоретическом методе произведен анализ моделей стимулирования, а в практическом анализ статистических материалов, экспертных оценок и психологический анализ (исследование с помощью тестов, опросов, анкетирования).
Структура работы включает введение, три главы основного текста, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе рассмотрено управление персоналом, основные функции стимулирования, роль и место стимулирования сотрудников в системе управления персоналом организации.
Во второй главе дана характеристика, представлена организационная и функциональная структура МОУ СОШ №2, проведен анализ кадрового потенциала организации, проанализирована действующая система стимулирования и стимулирования персонала МОУ СОШ №2.
В третьей главе сформулированы предложения и обоснованы мероприятия по совершенствованию системы стимулирования персонала в МОУ СОШ №2, проведено обоснование эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении подводятся основные итоги исследования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования, разработанных в третьей главе мероприятий по совершенствованию политики стимулирования персонала в МОУ СОШ №2.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, функции и принципы управления персоналом образовательной организации
Управление персоналом – это совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал организации, обеспечивающих максимальное использование его интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций для достижения целей организации .
Управление персоналом является непрерывным процессом, направленным на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи и достижения высоких конечных результатов деятельности учебного заведения.
Управление персоналом организации - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, направленная на достижение целей стратегического развития организации и решение тактических задач, включающее разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Важно подчеркнуть три момента, касающиеся особенностей управления персоналом, рис. 1.1.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений .
Рисунок 1.1. – Основа управления персоналом в образовательной организации
Функции управления персоналом в образовательной организации представляют собой вид управленческих действий по достижению общей цели управления. Можно выделить следующие функции управления в образовании, рис. 1.2.
Рисунок 1.2 – Функции управления персоналом в образовательной организации
В комплексе данные функции отражают ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое управленческое действие начинается с принятия решения или планирования, а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и эффективности реализации данного управленческого решения .
Принципы представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих черт, начал их действия. Основные принципы формирования и функционирования управления персоналом организации представлены в приложении 1.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений .
Наибольший эффект и лучшее качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда при ее формировании применяется не один, а система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает достигнуть оптимального результата . Рассмотрим эти методы, рис. 1.3.
Рисунок 1.3.- Методы управления персоналом образовательной организации
Таким образом, главная цель системы управления персоналом : обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие путем: разработки стратегии управления персоналом, прогнозирования и планирования кадров, построения действенного механизма мотивации и системы социального обеспечения.
1.2. Мотивация в системе управления персоналом образовательной организации
Мотивация может быть отнесена к функциям менеджмента. Она объединяет систему факторов, способствующих выполнению конкретной задачи через стимулирование психологических факторов работников, позволяющих задействовать побудительные силы, позволяющие выполнять достижение целей и решение задач .
Существуют разные определения мотивации, а их сведения позволяют определить мотивацию как процесс стимулирования деятельности работника, обеспечиваемый со стороны организации и направленной на достижение необходимых целей. Базой мотивации являются мотивы, которые рассматриваются как импульсы, позволяющие человеку начинать поступать определенным образом .
А.Маслоу выделяет потребности, формирующие систему мотивации и заставляющие человека совершать поступки для достижения целей:
Уровень социализации определяет и уровень потребностей, что позволяет увидеть пирамида А.Маслоу, представленная на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Пирамида потребностей по теории А.Маслоу
Мотивация – это многофакторный процесс, формиру
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Трудовой кодекс (2001). Трудовой кодекс Российской Федерации: Офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2018. – 64 с.
3. Алёхина О. Е. Стимулирование развития педагогов организации / О. Е. Алёхина // Управление персоналом. – 2016. – № 1. – С. 50–52.
4. Анциферова Л. Т. Мотивация процесса управления персоналом / Л. Т. Анциферова. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук – 2017. – Т. 14. – № 4–5. – С. 1426–1429.
5. Бакулина А. С. Теории стимулирования труда и возможности их практического применения / А. С. Бакулина // Сборник научных трудов Таврического государственного агротехнологического университета (Экономические науки) – 2017. – № 11. – С. 69–74.
6. Безрукова Т. Л. Интеллектуальный капитал в инновационных организациях: технология коучинга (монография) / Т. Л. Безрукова, Т. Е. Кузнецова, Л. Ф. Ващеулова, С. Ю. Шевелёв. – Барнаул: Концепт. – 2017. – 191 с.
7. Березина В. Ю. Стимулирование и мотивирование: современные тенденции / В. Ю. Березина // Международный научно–исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1–3 (20). – С. 12–15.
8. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: МГУ. – 2015. –453 с.
9. Волкова Е. Л. Современные подходы к стимулирования персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки Санкт–Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2017. –Т. 8. – № 2. – С. 29–33.
10. Володин А. Е. Что побуждает нас работать: Теория стимулирования труда / А. Е. Володин, М. Л. Назарук // Банковские технологии. – 2015. – №10 С.29–31.
11. Гетман А., Шаповал В. М. Экономика предприятия: Учеб. пособие / А. Гетман, В. М. Шаповал. – 2 – е изд. – К.: ЦУЛ 2017. – 488 с. – C.176.
12. Давыдова А. Е. Анализ процесса стимулирования в современных системах управления персоналом / А. Е. Давыдова // Труды XII Международной научно–практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск, 2013. –С. 234–236.
13. Давыдова А. Е. Исследование процесса стимулирования в современных системах управления персоналом / А. Е. Давыдова, Т. С. Глызина // Труды IX Международной научно–практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. В 2–х томах. Под ред. проф. А. А. Дульзона; Томский политехнический университет. – Томск, 2012. – С. 238–240.
14. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.
15. Дорофеева А. А. Обоснование целесообразности совершенствования системы стимулирования управления персоналом в сбытовой деятельности предприятия / А. А. Дорофеева, Н. В. Фураева // Экономика промышленности. – 2017. – Т. 56. – № 4. – С. 344–351.
16. Дряхлов Н. Система стимулирования персонала в Западной Европе и США / Н. Дряхлов, Е. Куприянов // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 2. – С. 83–88.
17. Жуковский И. В. Методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников фирмы // Управление персоналом. – 2016. - № 13. - С. 55-56
18. Еськов А. Л. Оптимальная система стимулирования труда / А. Л. Еськов // Проблемы науки. – 2011. – № 12. – С.47–50.
19. Евплов А. В. Совершенствование мотивации работников в системе менеджмента качества на обувном предприятии // Кожевенно-обувная промышленность. - 2015. - № 3. - С. 14-16.
20. Звонова Е. М. На работу, как на праздник / Е. Звонова // Справочник по управлению персоналом. – 2016. – № 7. – С. 6–7.
21. Иванова С. В. Дополнительные источники стимулирования / С. В. Иванова // Справочник по управлению персоналом. – 2014. – №12. – С. 16–24.
22. Иванова С. В. Мотивация на 100%:А где же у него кнопка? / С. В. Иванова. – М.:АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 285 с.
23. Иванов Е. Н. Формы и методы стимулирования и стимулирования трудовой активности персонала при формировании корпоративной культуры в предпринимательских организациях / Е. Н. Иванов // Вестник Академии. – 2011. – № 1. – С. 90–94.
24. Иванцевич Д. С., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления / Д. С. Иванцевич, А. А. Лобанов. – М.: Дело, 2015. – 340 с.
25. Ищенко С. Д. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения // Управление персоналом. – 2016. - № 14. - С. 66-73.
26. Ильинская И. Ф. Деловая культурология / И. Ильинская // Справочник по управлению персоналом. – 2016. – № 10. – С. 10–15.
27. Калина А. В. Организация и оплата труда в условиях рынка / А. В. Калина. – К.: МАУП, 2013. – 230 с.
28. Когдин А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А. А. Когдин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4 (4). – С. 80–83.
29. Комиссарова Т. А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для студ. управлен. и экон. спец. вузов / Т. А. Комиссарова; Институт бизнеса и делового администрирования ИБДА, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2015. – 312 с.
30. Корзенко Н. И. Эффективные методы стимулирования и стимулирования персонала / Н. И. Корзенко, М. Е. Зобнина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. –№ 3. – С. 66–69.
31. Кузнецов С. А. Анализ уровня заработной платы – важнейшего стимулирующего фактора инновационной деятельности / С. А. Кузнецов // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2011. – №4. – С. 13–18.
32. Кузнецов С. А. Недостатки системы стимулирования в России как следствие несовершенной системы управления персоналом / С. А. Кузнецов // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 207–210.
33. Козлов В. Система кайдзен-предложений // Справочник по управлению персоналом. - № 11. - С. 35-45
34. Курбатова М. Природа трудовой стимулирования / М. Курбатова // Управление персоналом. – 2012. – №.13. – С.4–9.
35. Кучер Л. Г. Разработка системы мотивирования педагогов коммерческих предприятий / Л. Г. Кучер // Научный вестник. – 2015. – Вып. 15.2. – С. 256–261.
36. Кучина Е. В. Проблемы стимулирования труда педагогов промышленных компаний // Управление персоналом. – 2012. – №24. – С. 9–14.
37. Лебедева Н. Как мотивировать сотрудников работать с полной отдачей / Н. Лебедева // Кадровое дело. – 2013. – № 3. – С. 7–11.
38. Мажник Н. А. Влияние финансовых факторов стимулирования на эффективность управления персоналом / Н. А. Мажник, И. Ю. Билык // Бизнес информ. – 2013. – № 1. – С. 314–320.
39. Майорова Н. В. Социология управления: учеб. пособие / Н. В. Майорова, С. А. Баркалов, А. И. Половинкина, И. С. Половинкин. – Воронеж: Научная книга, 2011. – 403 с.
40. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. – М. и др.: Питер, 2003. –351 c.
41. Матвеева Э. С. Направления совершенствования системы стимулирования персонала / Э. С. Матвеева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2017. – № 4. – С. 137–140.
42. Махорт Н. Проблема стимулирования в трудовой деятельности / Н. Махорт // Управление персоналом. – 2012. – №7. – С. 35–36.
43. Мачтакова А. Г. Эволюция концепции стимулирования как составляющей стратегического управления на предприятии / А. Г. Мачтакова // Вестник социально – экономических исследований: Сборник научных трудов. – 2017. – № 40. – С. 99–107.
44. Маслоу А. Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. – М. и др.: Питер, 2013. –С.145.
45. Щеглов Е. В. Стимулирование труда - основной инструмент управления трудовым коллективом // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2014. - № 4. - С. 22-24.