Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы резко возросла степень и роль нематериальных активов в производственной и финансовой деятельности предприятия. В связи с этим особую актуальность для отечественных предприятий приобрела проблема совершенствования учета и анализа нематериальных активов.
В современной экономике богатство и рост порождаются, прежде всего, нематериальными активами. Материальные и финансовые активы быстро преобразуются в товары, в лучшем случае, приносящие среднюю окупаемость произведенных инвестиций. Сверхприбыль приносит разумное использование нематериальных активов.
К сожалению, на отечественных предприятиях до сих пор недооценивают вклад нематериальных активов в воспроизводственный процесс. Мало кто из руководителей соотносит критерий максимизации рыночной стоимости компании с правильным управлением стоимостью нематериальных активов при внутрифирменном планировании. Поэтому так велика неэффективность управления в отечественных компаниях. Также существует проблема недооценки стоимости отечественных компаний при сделках купли-продажи из-за неучтенной деловой репутации, что в свою очередь искажает информацию для инвесторов.
Цель исследования – рассмотрение учета нематериальных активов.
Объект исследования – Филиал ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в городе Санкт-Петербург.
Предмет исследования – методология проведения бухгалтерского учета нематериальных.
Для реализации поставленной цели, задачами курсовой работы являются:
изучение экономической сущности и классификации нематериальных активов предприятия;
изучение общей характеристики объекта исследования;
анализ состава и структуры, нематериальных активов исследуемого предприятия;
исследовать процесс учета нематериальных активов предприятия.
разработка путей повышения эффективности использования внеоборотных активов организации.
Период исследования охватывает три года деятельности предприятия: с 2014 по 2017 годы.
Теоретическая база исследования. В процессе написания курсовой работы была изучена нормативно-правовая база по данной тематике, изучены труды отечественных и зарубежных ученых экономистов (монографии, учебники, статьи из периодических изданий). В литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что доказывает ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.
Структура исследования: введение, заключение, две главы, список литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1. Экономическая сущность и классификация нематериальных активов
Для того чтобы дать наиболее полное определение внеоборотных активов, необходимо вначале рассмотреть понятие капитала. К. Маркс утверждал, что «капитал — это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфически общественный характер». В своей концепции он рассматривал такие конкретные формы капитала, как средства производства, которые выступают как постоянный (основной) капитал, рабочая сила (переменный капитал), деньги (денежная форма капитала), товары (товарный капитал). Капитал, считал он, можно понять лишь как постоянное движение его элементов. Он есть самовозрастающая стоимость. Смысл движения капитала — в его приросте с течением времени [10, с. 32].
Такая трактовка капитала в наибольшей степени отвечает современным представлениям. Поэтому капитал определяют как стоимость, приносящую прибавочную стоимость. А основной капитал — это капитал, материализованный в зданиях, сооружениях, станках, другом оборудовании, которое функционирует в процессе производства несколько лет и обслуживает несколько производственных циклов. В отличие от оборотного капитала, материализованного в запасах сырья, материалов, готовой продукции, денежных средствах и т.п., основной капитал обращается гораздо медленнее. Затраты компании на формирование основного капитала не могут быть возвращены в течение одного года.
В процессе функционирования основной капитал подвергается физическому и моральному износу. Физический износ — это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся технически непригодными для дальнейшего использования в производстве. Моральный износ основного капитала представляет собой процесс его обесценения вследствие появления более дешевого или более современного (производительного) оборудования. В этой связи возникает необходимость формирования специальных источников средств для возмещения физически и морально изношенного основного капитала [6, с. 27].
Основной капитал, отражаемый на счетах баланса компании, получил название внеоборотных активов. С таких позиций внеоборотные активы — это определенная стоимостная оценка элементов основного капитала, принятая действующими условиями ведения хозяйства. В окончательном виде можно сказать, что внеоборотные активы — это совокупность фундаментальных имущественных ценностей предприятия (компании), многократно участвующих в хозяйственной производственно-коммерческой деятельности с целью получения положительного финансового результата (прибыли).
Большинство экономистов характеризуют внеоборотные активы как активы с продолжительностью использования более одного года: долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы, основные средства, прочие долгосрочные активы. Данное определение опирается исключительно на положения по бухгалтерскому учету [10, с. 32].
По мнению профессора Г.В. Савицкой внеоборотные активы (основной капитал) — это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, запасы полезных ископаемых, совместные предприятия, нематериальные активы и т.д.
Рассмотренное определение весьма спорно, так как в определении отсутствует понятие основных средств, что противоречит положению по бухгалтерскому учету [12, с. 19].
Экономист В.И. Макарьева определяет внеоборотные активы как раздел бухгалтерского учета, который предназначен для обобщения всей необходимой информации о наличии и движении активов организации, относящихся по правилам бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности, оборудованию к установке, вложениям во внеоборотные активы. Это определение более подробно характеризует внеоборотные активы, но все, же требует уточнений [11, с. 22].
В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды: основные средства; нематериальные активы; незавершенные капитальные вложения; оборудование, предназначенное к монтажу; долгосрочные финансовые вложения; другие виды внеоборотных активов.
Нематериальные активы - это объекты интеллектуальной собственности, компьютерные программы, изобретения, производственные секреты, патенты, имущественные и авторские права, товарные марки и бренды.
В то время как деловой климат и рыночные отношения развиваются и стабилизируются, российские компании не стоят на месте. Большинство из них достигают совершенно нового, высокого уровня своего развития, когда деловая репутация играет роль одного из самых важных активов предприятия. Компании всего мира ежедневно проходят через процессы приобретения, поглощения или слияния, и их стоимость во многом определяется именно «деловой репутацией». Очень важно понимать, когда же уместно вообще говорить о существовании хорошей деловой репутации компании. Для этого, фирме необходимо разработать стратегию маркетинга, нанять сильную команду менеджеров, построить высокую корпоративную культуру и производить товары или услуги высокого качества. Более того, постоянная клиентская база, выгодное месторасположение предприятия, высокие показатели по кредитам и налаженные отношения с поставщиками так же играют немаловажную роль в создании деловой репутации.
Очевидно, что стоимость предприятия, взятого как единый имущественный комплекс, будет отличаться от совокупной стоимости его активов и пассивов. Разница между ними называется гудвилл. В настоящее время многие отечественные специалисты в области учета и отчетности воспринимают термины «деловая репутация» и «гудвилл» как тождественные понятия.
Гудвилл принято относить к нематериальным активам, согласно международным и российским стандартам отчетности. Однако он имеет специфическую особенность, которая отличает его от других нематериальных активов – гудвилл не может существовать отдельно от компании. Деловая репутация – неотчуждаемое имущество предприятия, и ей нельзя распоряжаться отдельно от него. Она так же не находиться в собственности предприятия, следовательно, она не может быть самостоятельным объектом сделки.
Положительный гудвилл оказывает помощь фирмам, которые, в условиях интенсивного роста экономики и конкуренции стараются удержать свои позиции на рынке. Вообще деловой репутацией может называться все, что
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 (в ред. от 01.12.2017)
2. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по учету имущества и финансовых обязательств» (выступает базовым документом, в соответствии с которым осуществляется процедура проверки и фиксируются ее результаты);
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (указывает на необходимость обоснования данных бухгалтерского учета итогами осуществленной учета);
4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (предписывает, что сведения в учете проверяются проводимой ревизией, при осуществлении которой подтверждаются факты наличия активов, оценивается их состояние).
5. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В. Малеева, Л.И.Ушвицкий. - Москва: Финансы и статистика, 2016. - 672 с.
6. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - Москва: ИНФРА-М, 2016. – 366 с.
7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности фирмы / Т.Б. Бердникова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 215 с.
8. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина, В.П. Курносова и др. - Москва: Высшее образование, 2015. - 509 с.
9. Графова, Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности фирмы – Москва: Финансы и статистика, 2016. – 283с.
10. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова – Москва: Дело и Сервис, 20011 - 368 с.
11. Дягель, О.Ю. Теория экономического анализа: учебное пособие / О.Ю. Дягель. – Красноярск, 2016. – 170 с.
12. Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. – Москва: Омега – Л, 2017. – 310 с.
13. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности фирмы / Н.Е. Зимин, В.Н. Солопова. – Москва: Колос, 2017. – 384с.
14. Казанская, А.Ю. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах) - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016. – 70 с.
15. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности фирмы / В.В Ковалев, О.Н. Волкова. - Москва: Проспект, 2016. - 424 с.
16. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры – Москва: Финансы и статистика, 2017. – 559 с.
17. Либерман, И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности – Москва: Риор, 2016. – 220 с.
18. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 448 с.
19. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – Москва: Финансы и статистика, 2016. - 264 с.
20. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
21. Фролова, Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности фирмы - Таганрог: ТРТУ, 2016. – 370 с.
22. Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. - Москва: Дашков и К, 2016. - 368 с.