Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние.
В обществе существуют и малые, и большие социальные группы, которые образуют отдельные групповые субкультуры. Человек подвержен влиянию как одних, так и других.
Субкультура - это особый тип культуры, представленный замкнутыми самоизолирующимися социокультурными образованиями, которые складываются на «периферии» общественной жизни и дистанцируется от доминирующего типа культуры [1].
Субкультура - это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.
Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда [3].
Проблематика исследования. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму. В групповой субкультуре определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д [1]. В групповой субкультуре, как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.
Объект исследования – групповая субкультура.
Предмет исследования – отличительные черты и характер взаимоотношений в групповых субкультурах.
Цель исследования – изучить отличительные черты и характер взаимоотношений в групповых субкультурах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «групповая субкультура».
2. Изучить отличительные черты групповой субкультуры.
3. Привести классификацию субкультур.
4. На примере конкретной групповой субкультуры охарактеризоваться специфику и характер взаимоотношений в групповых субкультурах.
5. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что каждой субкультуре характерны свои специфические черты, определенная структура ценностей, взглядов м коллективе складывается определенная система взаимоотношений, которая оказывает влияние на психологическое состояние, активность, поведение участников.
Методы исследования: аналитический (при изучении литературных источников, научных публикаций); наблюдение, психологические методы, метод сравнительного анализа, математико-статистические методы (при обработке исследуемого материала); приём сопоставления и обобщения (при подведении итогов и определении результатов исследования).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для лучшего понимания субкультур, оптимизации взаимоотношений в коллективе, развития творческой активности, нормализации эмоционального фона и психологического микроклимата в группе.
Теоретическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов по социологии, психологии, при планировании учебного и воспитательного процесса в учебном заведении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования групповых субкультур
1.1. Сущность понятия «групповая субкультура»
Само понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством, было открыто американским социологом Дэвидом Райзменом в середине двадцатого века. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, «субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности» [2].
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур. На постсоветском пространстве для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества также используется жаргонное слово «тусовка».
Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система -профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область проданного, бытового, – лишалось статуса «культуры» (ср.: обыденные представления о «культурном» и «некультурном» – поведении, вкусах, речевых стереотипах и т.д.).
Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960 – 70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground(подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность «высокой» официальной культуре [4].
Таким образом, субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая доминирующую культуру.
1.2. Классификация субкультур
Как известно, каждая из субкультур имеет свой стиль, свою идеологию, т.е. каждый хочет выделиться, быть не таким, как все. Можно сказать, что присутствует некая психологическая неустойчивость [5].
Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими темами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны массовой культуре; они имеют сложные отношения, как с массовой культурой, так и с другими субкультурами [6].
Деление субкультур на группы [5]:
- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грибанов В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения., - М., 2016.
2. Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 2015.
3. Дик Хебдидж. Теория моды»/Дик Хебдидж//Главы из книги «Субкультура: значение стиля», № 10, зима 2008—2009.
4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990.
5. О субкультурах [электронный ресурс], 2018, - Режим доступа: http://www.subcult.ru/index.php
6. Омельченко Е.В. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2017.
7. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2016. - 262 с.
8. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2016.
9. Розин М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок. // Общественные, самодеятельные движения., - М., 2015.
10. Розин, М. В. Психологические ловушки контркультуры / М. В. Розин // Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения / под ред. А. Б. Быстрицкого, М. Ю. Рощина. - М.: Российский открытый университет, 2016. - С. 61 - 74.
11. Сергеев В.К Молодежная субкультура в условиях мегаполиса // Институт социально-политических исследований РАН. М., 2017.
12. Сергеев С. А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России// Социальное знание: Формации и интерпретация: Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 2016.
13. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.
14. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, — Ленинград, 1979.
15. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е.Зеленова и др.; Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 2016.
16. Социология молодежи., ред. В.Т. Лисовский. – С-Пб, 2015.
17. Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова — Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 2017.
18. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2016.
19. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры., - С-Пб., 2018.
20. Экспериментальная психология., Вып. 1 и 2. Пер. с франц. / Ред.-сост. Поль Фресс, Жан Пиаже. / Предисл. и общ. ред. А.Н.Леонтьева. — М.: Изд-во Прогресс, 1966.