Фрагмент для ознакомления
2
В Большой российской энциклопедии написано, что: «Оборона страны – это одна из функций государства, представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту государства, целостности и неприкосновенности его территории» .
Оборона – это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации (РФ), целостности и неприкосновенности ее территории. Правовые основы обороны страны установлены Конституцией Российской Федерации и получили свое развитие в Федеральном законе «Об обороне» от 31 мая 1996 г. , Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. , Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. , Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. и в других нормативных актах. Организация обороны включает в себя:
- правовое регулирование вопросов обороны;
- прогнозы и оценку военной угрозы;
- разработку военной политики и доктрины;
- военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
- проведение мероприятий гражданской обороны;
- совершенствование оружия и военной техники;
- развитие военной науки;
- обеспечение военной тайны и т.п. .
В соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона отнесена в ведении РФ. К ведению Российской Федерации относятся те сферы деятельности, которые нужны и вместе с тем достаточны для определения и защиты суверенитета и верховенства РФ, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод любого человека.
Российская Федерация выработала конкретную законодательную базу для деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляющих определенные задачи в области обороны.
Главным законодательным актом в области обороны всегда был Федеральный закон «Об обороне» , который определял основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, а также деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований и органов, осуществляющих задачи в области обороны.
Проблемы действий остальных войск, воинских формирований и органов также регулируются Федеральными законами «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О гражданской обороне», «О внешней разведке», «О федеральной службе безопасности», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» и др.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обороне» оборона как зона государственного управления выступает в особой совокупности политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите РФ, единства и неприкосновенности ее территории.
Крайне значительно обозначить, что категорию «оборона» надо различать от дугих прежде всего в конституционно-правовом и административно-правовом аспектах от категорий безопасности, национальной безопасности и военной безопасности, которые также назначаются правовыми актами и политическим документами как назначающие состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
При этом, надо по-разному употреблять соотношение понятий «оборона» и «защита» Отечества. Имеется точка зрения, что под защитой Отечества надо рассматривать оборону государства, обеспечение военной безопасности и неприкосновенности его территории, причем функции по защите Отечества поручаются вооруженным силам. Вместе с тем соответственно конституционным положениям защита Отечества разбирается как долг и обязанность гражданина.
В соответствии с этим, гражданин РФ обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законодательством. В случае противоречия его взглядам или вероисповеданиям несение военной службы может быть изменено на альтернативную гражданскую службу. Отталкиваясь от этой логической позиции, можно сделать вывод, что оборона проявляется функцией РФ, а защита Отечества, соответствующе, долгом и обязанностью граждан РФ.
А.В. Кудашкин обозначает, что в наше время не имеется нормативного определения военных методов решения задач, вырабатывающих ядро военной организации государства, что на практике делает сложным задачу определения правовых критериев введения тех или иных органов в военную организацию государства. Вероятность пересекающего применения тех или иных методов для решения одинаковых задач организациями, как входящими, так и не входящими в военную организацию государства, а также применение одних и тех же методов для решения задач иных (кроме военной) видов безопасности неминуемо назначает вопрос о целесообразности введения этих организаций в военную организацию государства, и лишь совокупное сочетание военных методов с решением задач обороны и военной безопасности, по мнению автора, показывается критерием, позволяющим подключать ту или иную государственную организацию или орган в военную организацию государства. Военные методы решения задач военной безопасности также подлежат правовому регулированию, причем исключительно в императивной, а не в диспозитивной форме .
Законодательство рассматривает использование военных методов и Вооруженных Сил РФ в целях, не объединенных с прямым отображением агрессии, а личный состав Вооруженных Сил РФ содержит, помимо военнослужащих, гражданский персонал. Считаем, что с учетом военных угроз и опасностей замысел законодателя не заключается в ограничении состава военной организации государства. Наряду с этим в соглашениях динамики общественных отношений, регулируемых военным правом, данное понятие будет и дальше исправляться, что определено, как, наверное, характером меняющихся военных угроз и опасностей, которые требуют объединения усилий не только государства, но и общества и личности. История наглядно указывает это. Кроме того, надлежит проговорить о предлагаемых в рамках ОДКБ мерах по обеспечению коллективной безопасности, представляющих целесообразность объединения усилий военных организаций государств - участников Договора о коллективной безопасности.
Одним из признаков военной организации государства, исключаемых из правовых норм российского законодательства, С.В. Терешкович подтверждает присутствие в составе военной организации индивидуальных субъектов права, обладающих статусом военнослужащего. При этом в личный состав органов и организаций, образующих военную организацию государства, также входят, как обозначено выше, лица гражданского персонала .
Гражданин, принимающий участие в обеспечении защиты страны и безопасности государства на профессиональной основе в составе военной организации государства, заслуживает особый правовой статус. Военная служба - это особенный вид определенной на основании федерального закона деятельности человека в составе военной организации государства, предполагающей употребление средств вооруженной борьбы в целях защиты Отечества и снабжения его военной безопасности. Военная служба в государственных органах организует исполнение полномочий высших органов государственной власти в целях решения ими задач в области обороны и безопасности государства. Военная служба в организациях также нацелена на решение задач в области обороны и безопасности, в связи с этим данная форма участия граждан используется и для обеспечения обороны страны, и для организации безопасности государства.