Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Высокие требования, которые в настоящее время предъявляются ра-ботодателями к специалистам и организации трудового процесса на пред-приятии, обусловлены ускоренными темпами развития экономики страны. Перед начинающими профессионалами и учеными ставятся цели создания интересных работ, реализации исследовательских проектов и решения конкретных практических задач с использованием инструментов, отвеча-ющих требованиям современных достижений науки и техники.
Основу любой науки составляют факты. Она собирает их, сопостав-ляет и делает выводы, устанавливая законы той сферы деятельности, кото-рую изучает. Методы получения этих фактов и называются методами научного исследования. Каждое научное исследование – от творческой концепции до окончательного оформления научной работы – носит очень индивидуальный характер. В то же время можно выделить общие методи-ческие подходы к его реализации. Развитие идеи до стадии решения про-блемы обычно осуществляется как плановый процесс научного исследова-ния. Также наука знает и случайные открытия, но только плановые науч-ные исследования, которые хорошо оснащены современными средствами, надежны и позволяют выявить и глубоко понять объективные закономер-ности в природе.
Тема данной курсовой работы – «Этапы проведения научных иссле-дований». Ее цель - изучение и систематизация видов научных исследова-ний, их методов и этапов реализации.
Для достижения поставленной цели автор привел определение поня-тию «научное исследование», рассмотрел основные виды научных иссле-дований, изучил особенности процесса научного исследования и его мето-ды, проанализировал основные этапы проведения научного исследования.
Теоретической базой курсового исследования послужили труды сле-дующих авторов: Афанасьева В. В., Байбородовой Л. В., Брылева А. А., Горелова Н. А., Дрещинского В. А., Комлацкого В. И., Лебедева С. А., Леоновича А. А., Розановой Н. М., Сабитовой Р.Г., Скворцовой Л. Н.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и спис-ка использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению понятия научного исследования и его видов. Во второй главе рассматриваются особенности процесса науч-ного исследования и его методы, а также этапы проведения научного ис-следования.
1. Научное исследование: дефиниция и классификация
1.1 Понятие научного исследования
Научное исследование является формой существования и развития науки. Оно представляет собой деятельность, которая направлена на все-стороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение полезных для человека результатов в прак-тику. За объект научного исследования принимается материальная или идеальная система. За предмет - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т. д. Эта дея-тельность направлена на получение и применение новых знаний .
Научные исследования как процесс освоения новых научных знаний являет собой из видов познавательной деятельности. Научному исследова-нию характерны объективность, воспроизводимость, доказательность, точность.
Существуют два взаимосвязанных уровня научных исследований: эмпирический и теоретический. На первом этапе происходит выявление новых научных фактов, и на основе их обобщения - формулировка эмпи-рических законов. На втором уровне выдвигаются и формулируются принципы, общие для данной предметной области и позволяющие объяс-нить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также про-гнозировать и предвидеть будущие события и факты.
В качестве основных компонентов научного исследования выступа-ют : выявление и постановка проблемы, предварительный анализ имею-щейся информации, условий и методов решения задач данного типа, фор-мулирование исходных гипотез и их теоретический анализ, планирование, организация и проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных данных, проверка первоначальных гипотез на основе полученных фактов, окончательное формулирование новых фактов и законов, получение объ-яснений или научных предсказаний. Для прикладных научных исследова-ний существует дополнительный этап - внедрение полученных результатов в практику. Структура научных исследований определена различными со-четаниями перечисленных этапов, которые могут проводиться в разном порядке с определенными повторениями и изменениями. В ряде случаев отдельные этапы могут отсутствовать (например, при экспериментальной проверке ранее выдвинутых гипотез и т.п.).
Поскольку результаты научных исследований не должны повторять ранее известные факты и закономерности, процесс научных исследований следует рассматривать как функцию цели и времени. Из двух исследова-тельских процессов, касающихся одних и тех же объектов и решающих одну и ту же проблему, более эффективным является тот, который при прочих равных условиях приводит к намеченной цели за более короткий период времени.
1.2 Виды научных исследований
Научные исследования классифицируются по различным признакам .
По источнику финансирования выделяют бюджетные, хоздоговор-ные и внебюджетные научные исследования. Бюджетные исследования фи-нансируются из бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов Российской Федерации. Хоздоговорные исследования финансируют орга-низации-заказчики по хозяйственным договорам. Внебюджетные исследо-вания могут проводиться как по инициативе ученого, так и по индивиду-альному плану преподавателя.
По целевому назначению научные исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
Фундаментальные научные исследования представляют собой экспе-риментальную или теоретическую деятельность. Она направлена на полу-чение новых знаний об основных законах строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей природной среды.
Прикладные научные исследования направлены прежде всего на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач использования научных знаний, полученных в резуль-тате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.
Поисковые исследования — это исследования, направленные на определение перспектив работы над темой, поиск путей решения научных проблем.
Разработки — это исследования, направленные на внедрение в прак-тику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследова-ний.
По длительности научные исследования можно разделить на долго-срочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования выделяют экспери-ментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследование и исследования смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретиче-ский и эмпирический .
Для теоретического уровня исследований характерно преобладание логических методов познания. На этом уровне полученные факты изуча-ются, обрабатываются с помощью логических понятий, выводов, законов и иных форм мышления. Изучаемые объекты при этом мысленно анализи-руются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи, законо-мерности развития. На данном уровне познание с помощью чувств (эмпи-рика) может присутствовать, но оно носит подчиненный характер.
В качестве структурных компонентов теоретического знания высту-пают проблема, гипотеза и теория.
Проблема — сложная теоретическая или практическая задача, мето-ды решения которой неизвестны или известны не полностью.
Гипотеза — это требующее проверки и доказательства предположе-ние о причине, вызывающей определенный эффект, о структуре изучаемых объектов, характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
- она должна быть релевантной, т. е. соответствовать фактам, на ко-торые она опирается;
- она должна быть проверяемой опытным путем, сопоставимой с данными наблюдения или эксперимента;
- ей должна быть присуща совместимость с существующим научным знанием;
- она должна обладать объяснительной силой, когда из гипотезы вы-водится определенное количество фактов и следствий, ее подтверждаю-щих. Гипотеза, из которой выведено наибольшее количество фактов, будет обладать большей объяснительной силой;
- научная гипотеза должна быть простой, не содержащей в себе ни-каких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают описательные, объяснительные и предсказательные гипо-тезы .
Описательная гипотеза — предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза — предположение о причинно-следственных зависимостях. Прогнозная или предсказательная гипотеза — предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта изуче-ния.
Теория представляет собой логически организованное знание, поня-тийную систему знаний, адекватно и целостно отражающую определенную область действительности. Теория является одной из форм рациональной мыслительной деятельности. Это целостная система достоверных знаний, которая не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, рас-крывает происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д. Все положения и вы-воды, которая содержит в себе теория, обоснованы и доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования . В соответствии с этим критерием выделяются социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и другие теории. Существуют также иные виды классификации.
В современной научной методологии выделяются следующие струк-турные элементы теории :
- исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т. п.);
- идеализированный объект, т. е. теоретическая модель некоторой ча-сти действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и объектов;
- логику теории - совокупность определенных правил и методов до-казательства;
- философские установки и общественные ценности;
- совокупность законов и положений, выводимых как следствия из данной теории.
В основу структуры теории заложены понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.