Фрагмент для ознакомления
2
Реформация – это религиозно-общественное движение, направленное против многочисленных злоупотреблений Католической церкви, которое привело не только к появлению протестантизма, но также и повлекло за собой существенные политические, культурные, социальные сдвиги в развитии европейской цивилизации. Что касается причин и предпосылок Реформации, то они носят многоаспектный характер, среди них мы можем выделить причины культурного, социально-политического и духовного характера.
В первую очередь, важен, конечно же, субъективный фактор, то есть, это деятельность великих реформаторов, в частности, М. Лютера и Ж. Кальвина. Во-вторых, ситуативная обусловленность Реформации, связанная со стремительных нарастанием кризисных явлений в Католической церкви в эпоху Возрождения. Католическая церковь погрузилась в мрак интриг, коррупции, соответственно, это вызывало обоснованные массовые недовольства.
Исследователи призывают учитывать также и внутренние исторические закономерности, объективные факторы. Реформация совершилась в тот момент, когда общество было в состоянии духовной готовности к принятию данных идей. Без этой готовности, конечно же, Реформация не смогла бы в полной мере свершиться.
Итак, постараемся сгруппировать основные предпосылки Реформации.
Во–первых, речь идет об объективных причинах культурно–государственного характера: изменения культурного характера, вызванные влиянием идей Возрождения, в частности, антропоцентризм (стремление перенести человека в центр мира), индивидуализм, подчёркивание индивидуальной свободы), философия гуманизма.
С культурологической позиции, Реформация часто рассматривается как завершение эпохи Возрождения, когда идеи относительно самоценности человека достигают своего апогея. Именно в этом мы можем усмотреть истоки утверждения о том, что человек в состоянии сам общаться с Богом без посредничества Церкви и входящих в неё духовенства и святых или без определяющего влияния такого посредничества).
Во–вторых, это объективные причины, обладающие внутрицерковным характером: и здесь мы можем еще раз сказать об упадке церковной жизни в эпоху Возрождения, снижении морального уровня части католического духовенства, низкой грамотности ряда клириков, ряде злоупотреблений, например, при продаже индульгенций.
В–третьих, это субъективные причины: убеждения и обусловленная ими деятельность реформаторов, идеологов и организаторов реформационного процесса (М. Лютер, Ж. Кальвин (1509–1564), Т. Мюнцер (1490–1525), Н. Шторх, М. Буцер (1491–1551), У. Цвингли (1484–1531)), предлагавших собственные богословские концепции, которые нашли глубокий отклик в сердцах людей.
Таким образом, исходя из предпосылок, мы можем выделить такие фундаментальные причины Реформации:
- развращенность папства и католических священников
- размывание принципов католической христианской жизни и постепенная утрата христианских ценностей: это влекло за собой практически полное отсутствие церковной нравственной дисциплины, восприятие высшим клиром народа как орудия достижения собственных материальных целей
- рост образованности населения, появление возможности изучения более ранних церковных источников.
Представители Реформации стремились к возвращению христианства и христианского учения, христианской жизни к фундаментальным нравственным и богословским истинам.
М. Юрченко были выделены основные методы и последствия Реформации. Основной метод Реформации – это проведение глубоких реформ, направленных на изменение тех несовершенств, которые существовали в католической церкви и богословии. Кроме того, Реформация имела в своей основе и такой метод, как постепенное формирование новой протестантской церкви на базе идей выдающихся деятелей Реформации, в первую очередь, конечно же, М. Лютера и Ж. Кальвина.
Заслуга формирования основных принципов вероучения лютеранства принадлежит Мартину Лютеру, который вместе со своими сторонниками вёл борьбу против злоупотреблений католической церкви, в частности, против индульгенций, которые по существу являются продажей отпущения грехов, а также некоторых основополагающих догматов, которых придерживалась римско-католическая церковь. Свой протест он оформил в 95 тезисах. Здесь как раз и осуждалась деятельность римско-католической церкви, в частности продажа индульгенций. Выступление Мартина Лютера произвело огромный эффект в обществе, и стало подлинным историческим событием, которое исследователи считают началом Реформации .
Кальвинистская Реформация основывается на идеях как самого Кальвина, так и реформаторов более ранней эпохи, в частности, речь идет об Ульрихе Цвингли и Генрихе Буллингере .
Для Мартина Лютера в ходе Реформации Церкви в 16 веке важно было убрать из Церкви все то, что вступает в противоречие с Библией. Что же касается Жана Кальвина, то он хотел очистить Церковь от всего, что в Библии не указывается. По этой причине кальвинистское богословие отличается выраженным рациональным характером и недоверием к явлениям мистического характера.
Центральной доктриной кальвинизма является суверенитет Бога, здесь подразумевается признание верховной власти Бога во всех сферах. Эта доктрина представляет собой основу для всех остальных положений кальвинизма.
Представители кальвинизма, согласно их позиции, стремятся толковать Библию, основываясь исключительно на самом ее тексте. То есть, кальвинисты не признают авторитеты, есть лишь Божественная воля и Божественный авторитет.
Наконец, обратимся к последствиям Реформации.
В первую очередь, Римская католическая церковь утратила свою монополию на власть, были подорваны ее основы, а также выявлены все те злоупотребления и пороки, которые ослабляли христианскую жизнь.
Реформация оказала благоприятное влияние на развитие национальных церквей, на рост национального самосознания и укрепление национальных государств.
Реформация способствовала росту образованности среди большей части населения.
В Европе стало активно распространяться новое направление в христианстве – протестантизм.
Распространение реформационного учения в Швейцарии определялось рядом особенностей. Страна была территориально и политически раздроблена и представляла собой конфедерацию кантонов, отношения между ее субъектами были зафиксированы в ряде договоров, в основном оформленных к 1520 г. Субъекты конфедерации из-за особенностей рельефа местности сильно различались по хозяйственно-экономическим, геополитическим, и, следовательно, социальным характеристикам. Изначально Цюрих претендовал на роль не только политического главы, но также и лидера Реформации в стране.
Преобразования Цвингли в 1524 г. спровоцировали формирование в центральной Швейцарии начала формироваться католическая партия (Люцерн, Швиц, Унтерленд, Ури, Цуг, позднее Фрибург и Солотурн). В 1529 и 1531 гг. Цюрих и Берн заключили соглашение о единой конфессии. Женева и архиепископ Базеля на протяжении 16 века периодически заключали сепаратные союзы по конфессиональным соображениям с определенными территориями. При этом они приобретали статус ассоциированных членов, что давало право влияния на подмандатные территории, но не гарантировало им военной и экономической поддержки со стороны Швейцарского союза. Характерны данные о численности населения городов Швейцарии: самыми населенными были Женева (10 т. - до 16 т. при гугенотах) и Базель (9 тыс.) в 16 в., Цюрих (7 тыс.) и Берн (5,5 тыс.), которые приняли реформированное вероисповедание и стали центрами его распространения .
После ночи плакатов (18 октября 1534 г.) началось государственное преследование протестантов во Франции, где протестантизм не имел поддержки территориальных владельцев и сеньоров. События, связанные с Первой Реформацией, отразились на судьбе Кальвина. Перед нами в данной главе стоит задача не составить подробное жизнеописание реформатора, а последить черты эпохи, которые в сочетании с личными качествами создали творца.
2.Жизненный путь Ж. Кальвина до избрания духовного поприща
Нам мало известно о детских годах Кальвина. Ученик реформатора Теодор де Без сообщил некоторые сведения о них в труде «История жизни и смерти покойного Жана Кальвина, верного служителя Иисуса Христа».
Он создал идиллическую картину, с одной стороны, в силу личного отношения к учителю, а с другой - для создания завершенного положительного образа Кальвина.
Реформатор родился 27 июля 1509 г. в семье служащего Герарда Каувенумера в Нуайоне. Его отец был довольно суровым человеком, а мать, мягкая и заботливая женщина, умерла, когда мальчик был совсем маленьким. Сначала отец определил Жана на духовное поприще. Однако позже настоял на том, чтобы молодой человек изучал право в коллеже Форте в Париже. Вероятно, это вызвано конфликтом семьи Каувеиумеров с католической церковью .
Известно, что отец будущего реформатора умер в 1531 г. отлученным от церкви, а его брат, католический священник, находился во враждебных отношениях с церковным руководством. Один из близких родственников будущего реформатора, Оливетан, стремился привлечь Жана к исповеданию нового учения.
В 1531 г. Кальвин был исключен из коллежа за участие в деле Копа, проповедовавшего евангелическое учение. К этому времени будущий реформатор латинизировал свою фамилию, сделав ее более благозвучной.
Кальвин вернулся в Нуайон. В мае 1532 г. будущий реформатор работал заместителем прокурора в Орлеане. До начала 1534 г. ему не было разрешено жить в Париже, хотя в этот период он придерживался умеренных взглядов, скорее гуманистических, чем протестантских.
Это иллюстрирует его тесная дружба с Льюисом Тиллетом, сыном каноника Ангулемского собора, вице-президентом Счетной палаты Парижа. Однако далее их пути разошлись. Исследователи отмечают, что «субъективное отношение Кальвина к гуманизму после того, как он отрекся от собственного гуманистического прошлого, ... однозначно. Это искренняя, сознательная и равная борьба с равным противником». Кальвин обращается к идее свободы воли, которую он черпал из послания пророка Даниила.
В мае 1534 г. при поддержке сестры короля Франциска I Маргариты Наваррской он был назначен капелланом Нуайонского кафедрального собора, однако уже через 2 дня смещен на основании обвинения в ереси и через некоторое время арестован. Судя по всему, в тот период Кальвин уже высказывался против власти папы, что позже было сформулировано в его главном труде «Наставление в христианской вере»: «Так как евангельское учение открывает нам Небеса, его уподобление ключам весьма справедливо. Но дело в том, что всякий человек связан или освобожден от греха перед лицом Бога в зависимости от того, примирился ли он с Ним верою, или вдвойне сделался чужд ему по причине своего неверия. Если бы папа сохранял возможность поучать и разрешать, не думаю, чтобы кто-нибудь завидовал бы ему и противоречил. Но это не сулящее дохода и полное трудов преемство ему вовсе не по вкусу... Христос не дал св. Петру ничего, что не было бы дано всем Двенадцати... Поэтому присвоение одним человеком всей власти в духовных делах - произвол и беззаконие. Духовная власть, которой кичится папа вкупе со своими придворными, - не более чем мирская тирания» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гарин, И. Кальвин. – Харьков: Фолио, 1994.
2. Гонсалес, Хусто Л. От эпохи Реформации до нашего времени // История христианства = The Story of Christianity / пер. с англ. Скороходов Б.А., под ред. Цыганкова Ю.А., Копелева Д.Н.. — 6-е изд. — СПб.: Библия для всех, 2016. — Т. 2. — 377 с.
3. Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере = Institution de la Religion Chrestienne / пер. с фр. А.Д.Бакулов. — 1. — Москва: Издательство РГГУ, 1997. — Т. 1
4. Кальвин, Жан. Оправдание Реформации: Ответ Жана Кальвина кардиналу Садолето. — Мн.: Позитив-Центр, 2018. — 72 с.
5. Ким Сун-чжон, Пиков Г.Г.. Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/HISTORY/CALVIN/calvin.txt (дата обращения 04.06.2024)
6. Корниш, Р. История Церкви: Коротко о важном = 5 Minute Church Historian. — СПб.: Виссон, 2018. — 224 с.
7. Кристен, О. Реформы Лютера, Кальвина и протестантизм. – М., 2005.
8. Макграт, А. Жизнь Жана Кальвина = A Life of John Calvin / пер. с англ. В.Г.Савенкова. — 1. — Мн.: Полиграфкомбинат им. Я. Коласа, 2016. — 416 с.
9. Мак Грат, А. Богословская мысль Реформации. [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/libr_min/13_m/ak/grat_00.html (дата обращения 04.06.2024)
10. Митер, Х.Г. Основные идеи кальвинизма [Электронный ресурс] URL: https://bibleoteka.com/culture/culture.html (дата обращения 04.06.2024)
11. Митрофан Зноско-Боровский, прот. Сравнительное богословие. [Электронный ресурс] URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/znosko-bor/sravnenie/24.html (дата обращения 04.06.2024)
12. Ревуненкова, Н. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. - 205 с.
13. Шафф, Ф Современное христианство. Реформация в Швейцарии // История христианской церкви = History of the Christian Church / пер. с англ. Рыбакова О.А., под ред. Цыганкова Ю.А.. — СПб.: Библия для всех, 2012. — Т. 8. — 556 с.
14. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
15. Юрченко, М. История Церкви. [Электронный ресурс] URL: https://www.mti-rc.ru/mti/about-us/rukovodstvo-instituta/uchjonyj-sovet/137-yurchenko (дата обращения 04.06.2024)
16. Cottret, B. Calvin: A biography (англ.) / Translated by M. Wallace McDonald. — Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co, 2000. — 376 p.
17. Helm, Paul. John Calvin’s Ideas (англ.). — New York: Oxford University Press, 2004.
18. Holder, R.Ward. Calvin’s heritage // The Cambridge Companion to John Calvin (англ.) / Edited by Donald K. McKim. — Cambridge University Press, 2004. — P. 245—277. — 352 p.
19. Stevenson, Wiliam R. Calvin and political issues // The Cambridge Companion to John Calvin (англ.) / Edited by Donald K. McKim. — Cambridge University Press, 2004. — P. 153—173.
20. Trueman, Carl R. Calvin and calvinism // The Cambridge Companion to John Calvin (англ.) / Edited by Donald K. McKim. — Cambridge University Press, 2004. — P. 225—245. — 352 p.