Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки во многих отраслях происходят значительные изменения, связанные с повсеместным внедрением новейших технологий. В связи с этим, разрабатываются новые программы и стандарты, претерпевают изменения производственные процессы, нововведения затрагивают и управленческие процессы в целом.
Туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью. Отсутствие вложения больших инвестиций, отмена лицензирования, упрощенная система налогообложения повысили рост интереса предпринимателей к туризму. В существующих условиях жесткой конкуренции на рынке и слабого государственного регулирования особую значимость для многих туристических компаний стали приобретать вопросы в области оптимизации управления, мониторинга потенциально возникающих рисков, максимизации прибыли, а также повышение эффективности деятельности предприятия в целом. Иными словами роль корпоративного управления в системе управления предприятия в целом на сегодняшний день является наиболее актуальной.
Туристическим компаниям необходимо использовать такую комплексную систему взаимодействия, которая учитывает взаимоотношения не только на уровне управляющего звена, но и охватывает интересы всех заинтересованных сторон. На современном этапе корпоративное управление является достаточно новым и перспективным направлением в области менеджмента, в полной мере отражает реальность развития теории и практики управления предприятием, эффективность которой проявляется как в интеграции процессов управления ресурсами, так и в управлении финансовыми потоками.
Объектом исследования в работе является ООО «Тульский областной ЦТК».
Предметом исследования выступает корпоративное управление туристским предприятием.
Цель работы: проанализировать особенности корпоративного управления ООО «Тульский областной ЦТК» в условии рыночных отношений.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить понятие и сущность корпоративного управления.
2. Рассмотреть основные модели и проблемы корпоративного управления.
3. Выявить тенденции развития корпоративного управления туризмом в Российской Федерации.
4. Проанализировать корпоративное управление ООО «Тульский областной ЦТК».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию корпоративного управления ООО «Тульский областной ЦТК».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области менеджмента и маркетинга, работы, посвященные изучению корпоративного управления в социокультурном сервисе и туризме. Различные подходы к анализу и поиску резервов совершенствования эффективности деятельности предприятия широко освещены в работах: М.Л. Халявиной, П. Друкера, И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, В.А. Бондаренко, Е.М. Крипак, Т.Н. Шаталовой, В.Н. Шепель, Н.В. Дудла, П. Дойла, Ч. Ким, С.А. Ковалевой, О.Н. Котовой, Н.И. Ломакиной, Е.В. Кудиновой, М. Мак-Дональда, М. Портера, В.К. Романович, Ю.В. Старцевой, М.С. Федоровой. Проблемам изучения корпоративного управления организацией посвящены работы: А.М. Макарова, Н. М. Розановой, Л. А. Баймановой, С.Д. Магилевского. Весомый вклад в теорию корпоративного управления в туризме внесли: Н.А. Зайцева, Н.С. Морозова, Л.А. Попов, Н.Н. Пахомова, Д.Котуа.
Практическая значимость работы определяется тем, что предложенные рекомендации по совершенствованию корпоративного управления можно применять предприятию в практической деятельности.
Основными методами исследования в работе являются: наблюдение, анализ, синтез, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность корпоративного управления
Вопросы корпоративного управления предприятием до сих пор волнуют многих ученых и являются одной из распространенных тем в экономике и менеджменте. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
В настоящее время отсутствует общепринятое определение понятия «корпоративное управление», в зависимости от научных взглядов, многие авторы трактуют данное понятие по-разному. Представим разнообразные подходы к толкованию определения «корпоративное управление» в виде таблицы 1.
Таблица 1
Определение понятия «мотивация»
№ Определение Автор
1 Форма реализации отношений корпоративной собственности Пахомова Н.Н
2 Разновидность социального управления, которое осуществляется хозяйствующим обществом, основанное на непрерывном и целенаправленном упорядочивающем воздействии на поведение людей, вовлеченных в сферу деятельности данного хозяйствующего общества Веснин В.Р.
3 Урегулированная нормами права система организационных и имущественных отношений корпоративной организации, при помощи которой осуществляется защита интересов инвесторов и акционеров Долинская В.В.
4 Определенный набор инструментов, благодаря которым поддерживается адекватный баланс между правами акционеров и потребностями совета директоров, а также руководства в процессе управления компанией Дж. Уорти
5 Управление, которое учитывает реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров и директоров, а также их роли в развитии корпорации И.А. Агеев
6 Структурированная система отношений между всеми участниками управления, направленные на определение концепции развития и деятельности корпорации Р. Монкс
7 Управление, которое построено с учетом приоритетов интересов акционеров и управленцев в развитии корпорации, которое учитывает не только реализацию прав собственности, но и предусматривает взаимодействие всех заинтересованных лиц Н. Миноу
8 Структура, состоящая из внутренних механизмов предприятия (акционеры, директора, инвесторы), используемая для определения целей и стратегии развития компании, средств для их достижения, а также осуществление контроля за данным процессом Р. Нейшел
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в литературе не существует систематизированного подхода к понятию «корпоративное управление», в зависимости от научных взглядов, многие авторы разнообразно трактуют данное понятие. Так, например, Н.Н. Пахомова в основе корпоративного управления видит форму реализации отношений корпоративной собственности [26, с. 91]. Данное определение дает поверхностную характеристику корпоративного управления, не раскрывая сущности явления.
В.Р. Веснин в своих работах выделяет корпоративное управление как разновидность социального управления, сущность которого заключается в процессе взаимодействия всех заинтересованных лиц корпорации [7, с. 69].
В свою очередь В.В Долинская и Дж. Уорти подчеркивают, что корпоративное управление – это прежде всего совокупность обязательств, которая определяется четким распределением ответственности и обязанностей в процессе управления компанией [14, с. 96].
Р. Монкс и Н. Миноу интерпретируют корпоративное управление в качестве взаимоотношений между разными участниками в процессе определения направлений развития и деятельности корпорации [5, с. 18].
Р. Нейшел отмечает корпоративное управление как набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между акционерами и иными заинтересованными лицами в процессе реализации поставленных целей и стратегии развития корпорации, а также подчеркивает необходимость контроля на всех этапах данного процесса [5, с. 21].
Анализ определений корпоративного управления, данный авторами, представленными в таблице 1, позволил выделить следующие ключевые аспекты:
1. Корпоративное управление представляет четкое понимание структуры собственности и контроля предприятия.
2. Корпоративное управление способствует повышению конкурентоспособности предприятия в целом, так как используется для определения целей и стратегии развития компании.
3. Корпоративное управление предусматривает передачу полномочий от одних лиц к другим, действующим в интересах компании.
4. Корпоративное управление выступает в качестве основного бизнес-плана и имеет первостепенное значение для предприятия.
Таким образом, с учетом ключевых аспектов, при помощи интегрированного подхода можно дать следующее определение корпоративного управления: корпоративное управление – это целенаправленная деятельность по формированию концепции развития и деятельности компании, которая предусматривает взаимодействие всех заинтересованных сторон для достижения поставленных целей и задач, а также осуществления контроля за данным процессом.
Согласно вышеизложенного, корпоративное управление подразумевает взаимодействие между собой основных участников компании: акционеров, совета директоров и топ-менеджеров. Рассмотрим границы корпоративного руководства на рисунке 1.
Рисунок 1 – Границы корпоративного руководства
Согласно данным рисунка, корпоративное управление выступает не только в качестве связующего звена между субъектами управления, но и поддерживает определенный баланс ответственности между группами управления: менеджмента перед советом директоров, совета директоров перед акционерами, собственников крупных пакетов акций перед инвесторами, в конечном итоге корпорация в целом несет ответственность перед обществом [11, с. 36].
Рассмотрим основные принципы, на которых базируется корпоративное управление:
1. Права акционеров:
Система корпоративного управления защищает права акционеров.
2. Равное отношение к акционерам:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 191 с.
2. Адамчук, В.В. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2015.- 224 с.
3. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2017. - 384с.
4. Бланк, И.А. Управление туристским предприятием – К.: Знания-Пресс, 2012. – 301 с.
5. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ. – М.: ИНФРА-М, 2013.- 425 с.
6. Веснин, В.Р. Менеджмент. – М.: ЭСКМО, 2012.- 291 с.
7. Веснин, В.Р. Корпоративное управление: учеб. Пособие / В.Р. Веснин. – М.: Инфра – М, 2018 – 272 с.
8. Герчикова, И.А., Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2015.- 324 с.
9. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности – СПб.: СПбГУЭФ, 2012. – 207 с.
10. Горемыкин, В.А. Стратегия развития предприятия. - М.: ЭСКМО, 2013.- 143 с.
11. Гурков, И. Б. Стратегия и структура корпорации: учеб.пособие / И.Б. Гурков. - М.: Дело, 2006. - 320с.
12. Гусева, Е.П., Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2010.- 311 с.
13. Дафт, Р.Л. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2014.- 345 с.
14. Долинская, В.В. Корпоративное управление. – М.: Магистр, 2016 – 496 с.
15. Денисова, Н.И. Организация предпринимательства в туристской сфере – М.: Литера, 2013. – 324 с.
16. Емельянова, Т.В. Экономика и организация труда. – М.: ПРОФИ, 2011.- 120 с.
17. Игнатов, В.Г. Теория управления. –М.: ИНФРА-М, 2011.- 209 с.
18. Исаев, Д.В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект– М. : Аспект Пресс, 2012. – 250 с.
19. Кочетков, Г.Б. Корпорация: американская модель - СПб.: Питер, 2015. - 320с.
20. Кузнецов, В.П. Организационно-экономический механизм корпоративного управления в туристской отрасли: учеб. пособие / В.П. Кузецов. - Нижний Новгород: ВГИПУ, 2015. - 273 с.
21. Лукевич, Л.И. Управление организацией – М.: Норма, 2015. – 197 с.
22. Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: Учебник для вузов – М.: Финансы и статистика, 2012. – 494 с.
23. Орехов, С.А. Теория корпоративного управления. Учебно-методический комплекс (издание 4-е, переработанное и дополненное). - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2018. - 216 с.
24. Словесникова, С. Стратегии развития и корпоративное управление: рекомендации компаниям среднего бизнеса // Корпоративное управление. - 2013. - №5. - 60-64с.
25. Сухов, Р.И. Технологии и организация продаж в туристском агентстве – М.: ИНФРА-М, 2013.- 368 с.
26. Пахомова, Н.Н. Корпоративное управление: учеб. пособие / Н.Н. Пахомова. – М.: Юрайт, 2016. – 339
27. Рябова, И.А. Экономика и организация туризма. Международный туризм. – М.: ЭСКМО, 2010.- 257 с.
28. Хлебович, Д.И. Сфера услуг: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2012.- 286 с.
29. Черныш, Л.П. Менеджмент. Теория управления. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2017. - 223 с.
30. Шкардун, В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. – М.: ИНФРА-М, 2014.- 309 с.
31. Экономика организации (предприятий): Учебник/ под общ. ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2015. – 618 с.
32. https://www.rusprofile.ru/id/5958151