Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анна Андреевна Ахматова – известная русская поэтесса Серебряного века – являлась одной из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка. Ее стихи отличались, прежде всего, искренностью.
В творчестве Ахматовой нет резких переломов – она очень устойчива в своем художественном методе. В ее стихах чувствуется та уверенность и законченность, которые опираются на опыт целого поколения и скрывают за собой его упорный и длительный труд. Основа метода Ахматовой определилась уже в первом сборнике. Явилась та «скупость слов», которая в дальнейшем лишь оттачивалась. Лаконизм стал принципом построения. В творчестве Анны Ахматовой лирика как будто утратила многословность, свойственную ее природе. Сократился даже сам объем эмоций или поводов для лирического повествования.
На основе вышесказанного мы можем обозначить актуальность темы нашего исследования, так как особый поэтический талант А. Ахматовой представляет безграничное поле для проведения исследования особенности символов и символики текстов поэтессы.
Стилистический анализ языка автора произведения предполагает рассмотрение общей тональности языка автора, изучение речи героев, их взаимодействия в произведении, то есть особенности индивидуально –авторского стиля. В изучении индивидуального стиля писателя анализируются различные аспекты его творчества. Композиция, ритм, тон поэтического текста неразрывно связаны с индивидуальным авторским стилем, формирующимся под влиянием мировоззрения автора, обусловленного его духовной и творческой индивидуальностью. Таким образом, актуальность исследования представлена в осмыслении индивидуального авторского стиля сквозь призму символики, являющейся выразителем стилистической и тематической организации поэтических текстов А.Ахматовой.
Объектом исследования являются символы «память» и «памятник», как средство выражения индивидуально-авторского стиля.
Предметом исследования являются поэтический текст А.Ахматовой – поэма «Реквием».
Цель исследования заключается в выявлении особенностей изображения символов памяти и памятника в поэме «Реквием».
Сформулированная выше цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) изучить теоретическую базу исследования;
2) определить роль символов средств в поэзии А.А. Ахматовой;
4) выделить особенности индивидуально-авторского стиля поэтессы.
В работе использовались как общие, так и частнонаучные методы, необходимые для проведения стилистического анализа: наблюдение, описание, анализ, систематизация.
Научная значимость работы заключается в получении эмпирических данных на основе изучения текстового материала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания по стилистике, а также литературоведческого анализа.
Структура и содержание работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы исследования организации поэтического текста
1.1 Элементы стихосложения
Для поэтического текста характерно двойственное обозначение одной и той же реалии: сосуществование прямого и переносного значения. Это явление объясняется необходимостью создания многоуровневого смысла, придания определенных характеристик художественному образу. Так, при любом анализе стихотворения необходимо учитывать определенные факторы, влияющие на восприятие текста. К таким факторам относят фонетические и ритмические особенности строения текста. Определяя понятие стиха, мы можем говорить о том, что это организация речи, разделенная на интонационно соотносимые отрезки. Именно поэтический ритм позволяет отличить прозаическую речь от поэзии. В поэзии слово связано с музыкальным элементом. Как отмечают Ж.М. Жирмунский, Е. А. Титова ведущим признаком поэзии является ритм. [9]
Рифма в стихе находится в тесной связи с синтаксическими конструкциями, логически завершая содержательность стиха, также она закрывает границы стихотворных строк, выполняя тем самым ритменную функцию.
Таким образом, перед поэтом встает сложная задача создать синтаксически точный текст, в котором равномерно распределена нагрузка между значимыми и служебными словами, а «также возникает необходимость подобрать такие стихотворные размеры, в которых ритменные границы строк были бы даны сами собой, отмечаясь перекликанием созвучных слов» [19].
Для создания поэтического текста существуют несколько фонетических приемов, которые можно отнести к основным средствам создания стихотворения. К таким средствам можно отнести:
Аллитерация (от лат. Ad - к, при и littera - буква) – звуковой способ организации речи, который подразумевает звуковые повторы и симметричное повторение однородных согласных звуков. [18, с.24] Грамматически звукоподражания взаимосвязаны с междометиями, однако менее зависимы от интонации [18 с.138].
Звукоподражание в поэзии также тесно связано с таким понятием как звукопись. Выделяются 4 основных приема создания: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.
Еще одно фонетическое явления, характерное для поэтического текста – ассонанс. Ассонанс (франц. assonance от лат. assonо - откликаюсь) - форма звуковой организации речи, относящаяся к звуковым повторам, заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных. [18, с.41]
Ассонанс – это явление частичного совпадения форм, в отличие от консонанса, где существует абсолютное согласование. Например, неполная симметрия элементов орнамента, следующая не метрической, а ритмической схеме. Иначе данное явление можно охарактеризовать как неточную рифму, в которой созвучны некоторые звуки. Как противоположность данному понятию рассматривают диссонанс.
Не менее значимым ритмообразующим композиционным элементом является рифма, которая является звуковым повтором, который, как правило, имеет место в конце двух или нескольких строк (иногда создаются и внутренние рифмы). [18,с.191]
Обязательной составляющей любого текста является ритм. Ритм (греч. rhythmos, от rheo - теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). Ритм разнообразен в своих проявлениях и данное понятие относится не только к искусству, но также и за пределами художественной области. Как следствие такая распространенность понятия в разных сферах привела к отсутст
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (51). C. 175-176
2. Алякринский О.А. Поэтический текст и поэтический смысл. Тетради переводчика. Вып. 19 / под ред. проф. Л. С. Бархударова. – М.: Высш. шк., 1982. – С. 65
3. Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994, с. 72.
4. Водоватова Т.Е. Звукосимволизм поэтического текста (на материале любовной лирики Эдит Луизы Ситуэлл)// Поволжский педагогический вестник. – Самара, 2016. - №3(12). - 34-40 с.
5. Волынский А. Л. Декадентство и символизм // Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века: Хрестоматия. — М.: Высш. школа, 1988, с. 52.
6. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 2009. – 257 с.
7. Гончарова Е. А. Теория и практика стилистического анализа: учебное пособие для студ. филол. фак. вузов. М. : Академия, 2010.
8. Жирмунский В. М. Введение в метрику. – Л."Academia", 1925. – С. 87–89
9. Каганович С.Л. Ассоциативный анализ поэтического текста. Великий Новгород, 2016. Эл. режим доступа: https://slovesnik.org
10. Клинг О.А. Своеобразие эпического в лирике А.А. Ахматовой // «Царственное слово». Ахматовские чтения. Вып. 1. – М., 1992. С. 70.
11. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ, 1996.
12. Мартинович Г. А. Лексико-стилистический анализ поэтического текста // Язык и межкультурная коммуникация: материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 23–24 апреля 2009 г. СПб, 2009. – С. 216-221
13. Марухина С.А. Фоносемантика современного поэтического текста (на материале французского и английского языков). [Электронный ресурс]/ ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Ярославль, 2013. - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru.
14. Мережковский Д. С. Дети ночи // Русская литература ХХ века. Дореволюционный период: Хрестоматия. — М., 1966, с. 408.
15. Москвин В. П. Стилистика русского языка. – Ростов - на - Дону, 2006. – C. 630.
16. Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1. Новые художественные стратегии. – Екатеринбург, 2005. С. 48.
17. Томашевский Б. Н. Стих и язык. Филологические очерки. – М.; Л., 1959. – С. 10