Фрагмент для ознакомления
2
Конституция СССР 1936 года ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся. Это подчеркивало возросшую социальную однородность советского общества, отсутствие эксплуататоров и сближение социальной природы рабочих и крестьян. Прежняя формулировка - Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, так сказать, исключала интеллигенцию, хотя на практике большинство интеллектуалов обладало избирательными правами. Новая формулировка, естественно, включала интеллигенцию.
Конституция 1936 года существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав их более понятными. Она отказалась от громоздкой системы съездов советов всех уровней. Единство системы Советов было укреплено.
В.Д. Гончаренко считает, что съезды Советов были высшей формой демократии, а их отмена означала сужение демократии и утверждение авторитаризма. Однако маловероятно, что с этим можно полностью согласиться. Конечно, представительство населения на съездах Советов было достаточно широким, но новая система Советов существенно не уменьшила это представительство. Напротив, как показывает практика, возвращение в 1989 году к двухуровневой системе – Съезд народных депутатов и Верховный Совет как постоянно действующий рабочий орган Съезда – вызвало ряд организационных и политических неудобств. И авторитаризм не начал заявлять о себе после отмены Съездов Советов.
В то же время мы не можем согласиться с Т.П. Коржихина, с презрением отзываясь о съездах Советов: «Как высшие органы государственной власти, - писала она, - съезды Советов из-за низкой компетентности большинства делегатов, а отчасти из-за тенденции к «сплочению демократии», не могли претендовать на разработку законов и все чаще становились склонен к простому одобрению партийных решений» Конечно, переполненность съездов и неквалифицированность их делегатов не позволяли отрабатывать каждое слово закона на заседаниях. Но сила конгрессов заключалась в том, что их делегаты приносили с собой живое дыхание масс, и каждый делегат четко понимал, приносит ли пользу тот или иной закон ему и его избирателям .
Высшим органом Союза согласно Конституции 1936 года был Верховный Совет СССР. Он получил права, которыми ранее обладали съезды Союза Советов и Всесоюзный ЦИК. Верховный Совет принял двухпалатную структуру бывшего ЦИК, отражающую многонациональность советского государства, хотя название одной из палат несколько изменилось: вместо Всесоюзного Совета она стала называться Всесоюзной Радой. Также был сохранен принцип формирования палат. В состав одного из них — Совета национальностей - входило фиксированное число депутатов: по 25 от каждой Союзной Республики, 11 от Автономной Республики, 5 от автономной области, 1 от Национального округа. Союзный совет избирался по избирательным округам в соответствии с нормой: один депутат на 300 тысяч жителей. Как и прежде, эти палаты были равноправными, теперь их равноправие подчеркивается примерным равенством по количеству депутатов в каждой (в связи с изменением национально-территориального состава СССР это равенство по численности было нарушено и в 1966 году). представительство союзных республик было увеличено до 32 депутатов вместо 25). Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. То же самое относится к Верховным Советам союзных и автономных республик. Прежняя множественность законодательных органов одного уровня была отменена, что само по себе создавало объективные условия для укрепления верховенства закона, для большего соблюдения законности.
В.Д. Гончаренко считает, что монополия Верховных Советов на законодательную деятельность привела к ограничению демократии. Он выражает сожаление по поводу того, что Верховные Советы больше не являются таким органом принятия решений и контроля, как Съезды Советов. Однако маловероятно, что с этим можно согласиться. Думается, что депутаты Верховных Советов сами могли бы понимать необходимость или бесполезность тех или иных законов. Что касается контроля над советами, то он, как мы уже отмечали, осуществлялся партийными органами, причем скорее в чрезмерном, чем в недостаточном объеме.
Верховные советы должны были избираться сроком на четыре года и функционировать подобно старому ЦИК в порядке проведения сессий. Верховный Совет СССР был впервые избран в декабре 1937 г. VIII съезд Советов, приняв Конституцию, поручил ЦИК разработать и утвердить новое Положение о выборах, которое отражало бы принципы избирательной системы, закрепленные в Конституции. В июле 1937 года ЦИК СССР утвердил это положение и назначил выборы в Верховный Совет Союза на 12 декабря 1937 года, а до этого, на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б), был поднят вопрос о подготовке к избирательной кампании. Докладчик А. Жданов выразил обеспокоенность по поводу организации выборов в новых условиях. Он допустил возможность того, что этим воспользуются элементы оппозиции, в том числе церковь. Правда, на практике эти опасения не оправдались.
12 января 1938 года собралась первая сессия Верховного Совета СССР.
Специфика работы Верховного Совета потребовала создания постоянного органа. Он стал Президиумом Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Президиум состоял из президента, его заместителей в соответствии с количеством союзных республик (таким образом, первоначально 11), секретаря и 24 членов. В Конституции исчерпывающе перечислены полномочия Президиума Верховного Совета: Президиум созывает сессии Верховного Совета, дает толкование действующим законам, отменяет постановления Совета Народных Комиссаров СССР и Совета Народных Комиссаров союзных республик в случае несоблюдения закон. Президиум Верховного Совета не является законодательным органом. Однако он имеет право издавать указы — особые акты, юридическая природа которых не определена в Конституции.
Конституция 1936 года сохранила Совет Народных Комиссаров СССР в качестве правительства. Однако теперь он был лишен своих законодательных прав: согласно Конституции, Совет Народных Комиссаров имел право издавать постановления и постановления на основе и в соответствии с действующими законами. То есть резолюции и постановления Совета Народных Комиссаров теперь являются не чем иным, как административными постановлениями. Совет Народных Комиссаров был образован Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей союзных ведомств, то есть Народных Комиссаров и председателей комитетов и комиссий.
Президиум Верховного Совета был избран, а на первой сессии Верховного Совета в январе 1938 г. был сформирован новый Совет Народных Комиссаров. М. И. Калинин, который много лет был бессменным председателем Президиума Центрального Исполнительного комитета, стал первым председателем Президиума Центрального Исполнительного комитета. высший.
В качестве отраслевых органов управления Конституция, как и раньше, предусматривала народные комиссариаты. Также было сохранено разделение народных комиссариатов на три категории: Всесоюзные, союзно-республиканские (которые раньше назывались объединенными) и республиканские.
Система правления и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной, хотя, конечно, были и заметные отклонения. Таким образом, ни в одной из республик, включая многонациональную РСФСР, Верховные Советы не были двухпалатными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, «Сашко», 2000 – 432 с.
2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Новоси¬бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – 216с.
3. Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1996 – 544с.
4. История отечественного государства и права (в 2 томах; том 2) / под редакцией О. И. Чистякова. М.: Юристъ, 2003 – 544 с.
5. История России /под ред. А. С. Орлова. М.: Проспект, 2003 – 544 с.
6. История России: XX в. /под ред. И.Я.Фроянова М.: ИНФРА-М, 2004 – 600 с.
7. Кара-Мурза С. История Советского государства и права М.:Былина, 1999 – 328 с.
8. Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения. М.: 1994 – 224 с.
9. Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 416 с.
10. Титов Ю.П.История государства и права России. М.: Проспект, 2000 – 544 с.
11. Хрестоматия по истории государства и права СССР (часть вторая: «Советский период») / под редакцией Ю. П. Титова и О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1991 – 480 с.
12. Чибиряев С. А. История государства и права России. Уфа: Тау, 2004 – 442 с.