Фрагмент для ознакомления
2
Изучение переживаемого людьми благополучия ведется в различных науках и ответвлениях науки, иногда не пересекаясь, а иногда отыскиваются точки пересечения различных теорий. И практически во всех направлениях ведутся поиски как общих, так и уникальных свойств и компонентов изучаемого нами феномена благополучия, среди который общепризнанно выделяются:
- высокий уровень удовлетворенности свое жизнью,
- наличие позитивных эмоций,
- наличие негативных эмоций (Родионова Е.С., 2023).
И субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью. Причем, удовлетворенность жизнью должна рассматриваться не в эмоциональном ключе (эмоции, итак, пристально рассматриваются в изучаемой теме), а именно при наполненности когнитивными основаниями, указывающими на удовлетворенность или неудовлетворенность складываемой у человека жизнь в целом, а не по интегральным характеристикам. Вышеуказанные компоненты мы можем даже выразить с помощью формулы, и выглядеть она будет так: удовлетворенность жизнью + позитивные эмоции – негативные эмоции = благополучие (Куликов Л.В., 2000).
Если развернуть данную формулу, то получается следующее: оценка благополучия складывается из положительного отношения к жизни и присутствия положительных эмоций, которое будет те выше, чем ниже будет в жизни присутствие негативных проявлений.
Некоторые исследователи рассматривают значение этой формулы, как отсутствие разрыва или минимальный разрыв между тем, что он имеет, и тем, что он заслуживает своей деятельностью. Соответственно, чем больше в жизни будет негативных эмоций, тем сильнее будет проявляться данный разрыв между имеющимся и идеальным.
В других исследованиях субъективное благополучие предстает перед нами, как сумма двух компонентов:
1. Преобладание позитивных эмоций над негативными эмоциями;
2. Положительное отношение к тому, как складывается жизнь у человека.
В последние годы некоторые исследователи пришли к такой идее, согласно которой переживание и положительных эмоций, и отрицательных эмоций протекает чаще всего параллельно, не затрагивая друг друга, и потому основной акцент на изучении субъективного благополучия необходимо делать на когнитивный компонент отношения к своей жизни у человека (Бочарова Е.Е., 2005; Борисов Г.И., 2020).
Л. В. Куликов (2000), исходя из этой идеи, в своих трудах предложил другое понимание субъективного переживания в виде двух компонентов:
1. когнитивный компонент – насколько высоко или низко человек оценивает разные стороны своей жизни,
2. эмоциональный компонент – какая именно одна, позитивная или негативная эмоциональная окраска сопутствует оцениванию этих разных сторон жизни.
Понимание субъективного переживания со стороны когнитивного и эмоционального компонентов описывает в своих работах И. А. Джидарьян (2013), он это делает в разрезе восприятия фона и центрального ядра. В данном случае ядром является когнитивный компонент, связанные с ним суждения, оценки, различные когнитивные процессы, а эмоциональный компонент является фоном для протекания когнитивных процессов.
В разрезе изучения составляющих компонентов субъективного благополучия необходимо обратиться и к модели благополучия в авторстве К. Риффа (2014). Данная модель представляет собой попытку оригинальной интерпретации благополучия, в виде шкалы, на которой отмечены шесть составляющих с биполярными оценками:
1. автономия;
2. контроль окружающего;
3. личностный рост;
4. позитивные отношения с другими;
5. жизненные цели;
6. самопринятие.
Соответственно, согласно модели К. Риффа, переживание благополучия – это условия, в которых вышеуказанные составляющие имеют собственные актуальные в настоящий момент оценки.
В русскоязычном научном пространстве изучение субъективного благополучия не имеет большой распространенности несмотря на то, что изучение благополучия личности имеет достаточно глубокие корни. Ведь, как известно, эмоциональность по вопросу благополучия человеческой жизни интересовала философов, проявлялась в религии, истории, культурологическом аспекте. Но зачастую в изучении данной темы исследования велись скорее в информационном ключе, чем в эмоциональном и личностном.
И если говорить о благополучии, как о мнении относительно своей жизни, то записи об этом можно встретить у И.С. Кона (1999), который писал, что в рефлексивном понимании своего «Я» гораздо большую значимость имеют те мнения о себе, которые способствуют поддержанию устойчивости личностно одобряемого образа «Я».
И поэтому с течением времени ракурс стал смещаться с восприятия благополучия в информационном ключе на ракурс восприятия благополучия в эмоциональном ключе, так что современные исследователи все чаще пишут о том, что достижение субъективного благополучия обеспечивается не только внутренним физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды, в которой находится личность.
В исследованиях В.Б. Шарая (2013) сообщается, что переживание субъективного благополучия человека прямо пропорционально связано с объемом культуры социальной среды личности, и только потом уже связано с общим уровнем физического и ментального здоровья.
Похожее понимание переживания благополучия встречается у исследователей гуманистической ветви психологической науки (А. Маслоу, К. Роджерс, и др.), идеи которых строились на том, что благополучием можно назвать только оптимальное сочетание вышеназванных его показателей: социальной среды, как внешнего показателя, и интегральных компонентов здоровья личности, как внутреннего показателя.
Если обратиться к структуре личности, как центрального субъекта изучения благополучия, то будут найдены многие взаимосвязи благополучия и компонентов личности. Так, у отдельных авторов присутствуют записи о том, что субъективное благополучие в высокой степени проявления будет не совпадать у лиц с разными притязаниями относительно одних и тех же объектов, будет не совпадать и с отличающейся самооценкой у разных людей в одинаковых условиях.
Поэтому для нас является важным осознание того, что субъективное благополучие имеет взаимосвязи не только с потребностями, которые человек способен реализовать, но и с субъективным отношением к возможности удовлетворить эти потребности, с необходимостью их присутствия в жизни, и даже с отношением к себе самому, когда эти потребности удается или не удается реализовать (Водяха С.А., 2019).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Банщикова Т. Н. Возрастной аспект субъективного благополучия современной молодежи [Текст] / Т.Н. Банщикова, М.Л. Соколовский // Перспективы науки и образования. – 2022. – №5 (59).
2. Бенко Е.И. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности: Дис. …. канд. психол. наук [Текст] / Е.И. Бенко. – Челябинск. - 2017.
3. Блинова Е.Е. Социально-психологическая безопасность как фактор субъективного благополучия студентов с разным уровнем самоэффективности [Текст] / Е.Е. Блинова // Вестник Пермского университета. – 2023. - №3.
4. Борисов Г.И. Подходы к изучению психологического благополучия // Психология образования: современный вектор развития: монография [Текст] / Г.И. Борисов. - Екатеринбург: Изд во Урал.ун та, 2020.
5. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Е.Е. Бочарова. – Саратов, 2005.
6. Водопьянова Н.Е. Психологическое благополучие студентов с позиции субъектно-ресурсного подхода [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология образования. Екатеринбург: Изд во Урал.ун та, 2020.
7. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов [Текст] / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1.
8. Водяха С.А. Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – 2019.
9. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения [Текст] / С.А. Гапонова // Психологический журнал. – 2014. – № 3.
10. Гапонова С.А. Представления о счастье современных студентов – юношей и девушек [Текст] / С.А. Гапонова, И.В. Сальникова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 2 (3)
11. Герасимова А.С. Особенности психологического благополучия руководителей структурных подразделений вуза [Текст] / А.С. Герасимов, А.А. Обознов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. №1.
12. Григоренко Е. Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы [Текст] / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – №2.
13. Даниленко О. И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов [Текст] / О.И. Даниленко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – №3 (24).
14. Даниленко О.И. Экзистенциальная исполненность и социально-психологическая адаптированность как предикторы субъективного благополучия студентов [Текст] / О.И. Даниленко, А.С. Носова // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46).
15. Дехтяренко А.А. О различном вкладе личностных характеристик в компоненты субъективного благополучия [Текст] / А.А. Дехтяренко, , Н.Л. Савченко, Е.И. Шлягина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2023. - № 3.
16. Джидарьян И. А. - Психология счастья и оптимизма [Текст] / И.А. Джидарьян. - М.: Институт психологии РАН. – 2013
17. Ермакова Е.С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов [Текст] / Е.С. Ермакова. – СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. – 2023.
18. Идобаева О. А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности [Текст] / О.А. Идобаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2013. – №7(667).
19. Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты [Текст] / О.А. Идобаева // Вестник Томского государственного ун-та. – 2011. – №35.
20. Карапетян Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии [Текст] / Л.В. Карапетян // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2017. - №1.
21. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: Дис. …. канд. психол. наук [Текст] / Л.Б. Козьмина. – Иркутск. - 2014.
22. Кон И. С Социологическая психология [Текст] / И.С. Кон. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
23. Корацио-Эренверт К.С. Особенности субъективного благополучия и толерантности у студентов гуманитарного направления [Текст] / К.С Корацио-Эренверт, Елисеева Ж.М. // Международный научно-исследовательский журнал ПенГУ, Пенза. – 2022. - № 12 (126).
24. Кулик А. А. Субъективное благополучие молодёжи [Текст] / А.А. Кулик, А.А. Акимова // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. – 2016. – №2.
25. Ларицкая, И. Е. Психологическое благополучие личности [Текст] / И. Е. Ларицкая // Молодой ученый. — 2022. — № 49.
26. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 2012.
27. Огарева Е.И. Психологическое благополучие в связи профессиональной мотивацией студентов [Текст] / Е.И. Огарева, Д.А. Никитенко // «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2022. - №4(8).
28. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности [Текст] / Павлоцкая Я.И. - Волгоград: Издательство Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС. - 2016.
29. Партасевич А.В. Различия в уровнях счастья, удовлетворенности жизнью, психологического и субъективного социального благополучия у студентов, обусловленных наличием у них близких отношений / А.В. Партасевич, И.Н. Андреева // Вестник Полоцкого Гос. ун-та. 2022. - №7
30. Пилишвили Т.С. Особенности субъективного благополучия российских и китайских студентов: сравнительный анализ проблемы [Текст] / Т.С. Пилишвили, А. Л. Данилова, А. И. Савушкина. - РУДН, Москва
31. Попова Т.А. субъективное благополучие, психологическая безопасность и стратегии преодоления стресса студентов. [Текст] / Т.А. Попова, П.А. Семерикова // ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2023. - №1
32. Родионова Е.С. Эмоционально-личностное благополучие студенческой молодежи [Текст] / Е.С. Родионова, Т.В. Конюхова // Перспективы науки и образования. – 2023. – 1(61)
33. Рынзина А.Г. Сравнительный анализ подходов к изучению психологического благополучия личности студентов [Текст] / А.Г. Рынзина, А.С. Великанова // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2021. - № 4
34. Сальникова И. В. Связь компонентов психологического благополучия и психосоциальных факторов с удовлетворенностью жизнью студенческой молодежи [Текст] / И.В. Сальникова // Вестник университета. – 2014. – №6.
35. Самохвалова А.Г. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов [Текст] / А.Г. Самохвалова, Е.В. Тихомирова, О.Н. Вишневская, Н.С. Шипова, Э.В. Асриян // Российский психологический журнал. - 2021. - № 4
36. Самохвалова А.Г. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки [Текст] / А.Г. Самохвалова, Е.В. Тихомирова, О.Н. Вишневская, Н.С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021.- № 2.
37. Созонтов А. Е. Гедонистический и эвдемонестический подходы к проблеме психологического благополучия [Текст] / Созонтов А.Е. // Вопросы психологии. – 2006. – №4.
38. Тарабакина Л.В. Социальный эгоцентризм и переживания субъективного благополучия у современной студенческой молодежи [Текст] / Л.В. Тарабакина, А.А. Осипова // Проблемы современного образования. – 2023. - № 1
39. Творогова, Н.Д. Духовное здоровье [Текст] / Н.Д. Творогова // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2016. - №4.
40. Титова С.Ф. Особенности субъективного благополучия студентов младших курсов [Текст] / С.Ф. Титова, А.В. Горбушина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11. - Электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – 0,5 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2023/232014.htm
41. Федотова Е.Е. Субъективное благополучие студентов и его факторы [Текст] / Е.Е. Федотова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 3.
42. Хуторянская Т.В. Соотношение субъективного благополучия и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей [Текст] / Т.В. Хуторянская // Вестник СарНИГУ «Общество: социология, психология, педагогика». – 2023. - №4.
43. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) [Текст] / Р.М. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – №2.
44. Шамионов Р.М. Методика диагностики субъективного благополучия личности [Текст] / Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова // Психологические исследования. 2018. № 60.
45. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы [Текст] / Р.М. Шамионов. - Саратов: Научная книга, 2008.
46. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации студенческого процесса [Текст] / В.Б. Шарай. - М.: Педагогика. - 2013.
47. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) [Текст] / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. 2005. № 3.
48. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. P. 320.
49. Deci E.L., Ryan R.M. Hedonia, eudaimonia, andwell-being: an introduction // Journal of happiness studies. 2008. Vol. 9. №1.
50. Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies. 2006. № 7.
51. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being / C.Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. – 1989. № 57. – P. 1069–1081.
52. Ryff C.D Psychological well-being revisited: advances in science and practice life // Psychother Psychosom. 2014. Vol. 83. №1.