Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эрих Мария Ремарк – популярный немецкий писатель ХХ века, чье творчество
рассматривается наряду с творчеством представителей «потерянного поколения» в
литературе, таких как Э. Хемингуэй, А. Барбюс и Ф.С. Фицджеральд. Выражение
«потерянное поколение» принадлежит американской писательнице и теоретику
литературы Гертруде Стайн и олицетворяет собой поколение молодых писателей из
разных стран, принявших участие в Первой мировой войне, оставшихся в живых, но
утратившего веру в будущее. Герои романов о «потерянном поколении»
сентиментальны, потому что умеют сострадать, и циничны, потому что знают природу
тех, кто наживается на этой войне. Основными темами данных романов зачастую
являются дружба, межличностные отношения и любовь.
Тема любви и дружбы, проблема их соотношения и влияния на судьбу как одного
человека, так и всего человечества в целом не переставала интересовать писателей на
протяжении всего развития литературы.
Глава 1. Особенности идиостиля Э.М.Ремарка как писателя «потерянного поколения»
1.1. Типология и стиль произведений Э.М.Ремарка
Одним из писателей «потерянного поколения» является Эрих Мария Ремарк (1898-
1970).
Потерянное поколение – понятие, которое возникло в литературе в период Первой и
Второй Мировых войн. Писатели, пережившие военные действия, создавали свои
произведения на тему войны и ее последствий, их литература получила название
«потерянного поколения» – она пропитана атмосферой отчаяния и потерь, и, в то же
2
время, эти произведения несут собой символ перерождения автора как человека: его
мировоззрения, понятий, жизненных ценностей.
Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американской
литературной традициях в течение десятилетия после окончания первой мировой
войны. Началом литературы «потерянного поколения» считают 1929 год, когда были
созданы три романа: «Смерть героя» Р. Олдингтона, «На Западном фронте без
перемен» Э.М. Ремарка и «Прощай, оружие» Э. Хемингуэя [11].
В литературе появился термин «потерянное поколение», название возникло с подачи
Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману «Фиеста. И восходит
солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн «Все вы –
потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения
утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через
войну. В их романах и повестях было столько отчаяния и боли, что их определили как
скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это
реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались
идеалы и ценности, которым учили с детства.
Писатели «потерянного поколения» никогда не составляли какой-либо литературной
группы и не имели единой теоретической платформы, но общность судеб и
впечатлений сформировала их сходные жизненные позиции: разочарование в
социальных идеалах, поиски непреходящих ценностей, стоический индивидуализм.
Вкупе с одинаковым, обостренно трагическим мироощущением, это определило
наличие в прозе «потерянных» ряда общих черт, очевидных, несмотря на разнообразие
индивидуальных художественных почерков отдельных авторов.
Эрих Мария Ремарк – один из известных немецких писателей ХХ века, книги которого
продолжают пользоваться спросом и в двадцать первом веке.
В случае Ремарка это тем более удивительно, ведь его произведения никогда не
считались высокохудожественными. Однако роман «На Западном фронте без перемен»
издавался многомиллионными тиражами во всем мире, а в России писатель был
настоящим кумиром советских читателей во времена «оттепели».
1.2. Особенности и истоки тематики произведений Э.М.Ремарка
Романы авторов «потерянного поколения» обычно автобиографичны и повествуют о
тех событиях, свидетелями или участниками которых они были. Хроника военных
действий отсутствует или проходит фоном. Важно поведение людей, преодоление
страха, вспышка доверия, надежда на помощь. Повествование ведется от первого лица,
обычно самого молодого из персонажей. Он проходит свой путь воспитания, учась
ненавидеть, прощать, понимать.
Герои этих произведений заражены войной, стремительностью всего на войне
происходящего, близостью и страхом смерти. Мирная жизнь не дает им полноты
ощущений.
Родившийся на рубеже XIX и XX веков в раздираемой политическими и военными
страстями Европе, Ремарк принадлежит как раз к такому, «потерянному поколению». И
именно проблемы и переживания этого поколения сделал писатель основной темой
своих произведений. Невозможность сохранить контроль над самым ценным, что есть у
человека – над собственной жизнью, порождает необходимость смены мировоззрения,
поиска новых ценностей. Вот почему почти в каждом своем произведении Ремарк учит
читателя особому смирению, призывает «плыть по течению», не сопротивляясь, но и не
превращаясь в легкую, гонимую волнами щепку. Каждая его строка — песнь умению
сохранить себя в любых обстоятельствах, способность сберечь наивную веру в лучшее,
помогающую пережить любой ужас и преодолеть любые лишения [6, с. 121].
3
И даже в зрелости, познав стабильность мирной жизни, увидев мир и познакомившись
с социальными нравами разных стран (в том числе и Америки, граждане которой
воевали в основном на чужих территориях), Ремарк не смог «отделаться» от
юношеских военных впечатлений. В какие бы жизненные ситуации автор ни помещал
своих героев, какими бы характерами и профессиями он их ни наделял, в каждой книге
он раскрывает читателям свои мысли о войне, страданиях, любви, дружбе и чести,
заставляет думать и чувствовать. Призывает помнить о том, что «и это пройдет».
Большинству представителей поколения, выросшего без войны, сложно, практически
невозможно почувствовать и понять, что испытывают молодые люди, столкнувшиеся с
одним из самых страшных проявлений жестокой простоты жизни: ее конечности. Когда
в один момент человек из здорового и полного сил превращается в калеку, а из живого
обладателя планов и мечтаний — в безжизненное кровавое месиво.
О том, что жизнь может закончиться внезапно, знают все. Но знать и понимать —
разные вещи, ведь самое главное заблуждение молодости — это уверенность в том, что
всё впереди, а запас времени и сил неограничен. Нам, к счастью, незнакомо чувство
смиренного отупения, рожденное безусловным пониманием того, что жизнь может
закончиться в любое мгновение. Мы, может быть, и не узнали бы этого никогда, если
бы юношеские впечатления Ремарка не оказались столь яркими, а желание излить их на
бумаге — столь сильным.
Глава 2. Философия любви в романе Э.М.Ремарка «Жизнь взаймы»
2.1. Художественно-стилистический анализ романа Э.М.Ремарка «Жизнь взаймы»
Современные литературные источники называют Э. М. Ремарка самым читаемым,
самым превозносимым автором современности и, вместе с тем, подвергшимся самым
ожесточенным нападкам. Его знаменитый роман «Жизнь взаймы», написанный в 1959
году относится к позднему периоду творчества писателя.
Валерий Яковлевич Кирпотин – советский литературовед, критик, заслуженный
деятель науки однажды сказал: «Где же ищет Ремарк убежище для своего
человеколюбия: в бегстве от жизни, в рецепте индивидуалистического спасения от
бушующего урагана истории. Жизнь не имеет смысла, нетленны только дружба,
любовь, красота...» [17, с. 96].
«Жизнь взаймы» («Geborgtes Leben», 1959) – одно из самых известных произведений
Ремарка. Он повествует нам о любви автогонщика Клерфэ и бельгийки Лилиан,
которую он встречает в больнице. Женщина смертельно больна туберкулезом, и решает
насладиться остатком своей жизни. Поэтому она уезжает в путешествие по Европе
вместе с Клерфэ. Она покупает дорогие платья, она отдыхает в дорогих отелях, она
любит. Любит, но ни о чем не жалеет. Пожалуй, это главный секрет счастья – люби,
однако отпускай без сожалений. Лилиан не обращает внимания на постоянные
приступы. Ведь эти несколько недель любви и радости – все, что у нее есть. Девушка
не тратит время на лицемерие, лесть, хорошие манеры. А ведь, по сути, у каждого из
нас не так уж много времени, которое мы бессовестно тратим на совершенно неважные
вещи...
Лилиан и Клерфэ отправляются на Сицилию. Мужчина принимает участие в гонках
"Тарга Флорио", но его машину выносит на обочину, и он вывыхивает руку. Заезд
Клерфэ заканчивает с большим трудом. Лилиан приходит в ярость от того, что он так
бездумно рискует жизнью. Оставив Клерфэ в Палермо, она на самолете летит в Рим, а
оттуда отправляется в блистательную Венецию. Прямо во время пьесы в театре у
девушки начинается кровотечение. Неделю она живет в Венецию, восстанавливая
силы, в то время как Клерфе ищет ее по всему Парижу. Он думает,что девушка бросила
его. Вскоре Лилиан возвращается в Париж. Клерфэ находит ее совершенно случайно.
4
Он просит ее выйти за него замуж, обещает кардинально поменять свою жизнь.
Девушка соглашается. Но для себя решает, что покинет любимого сразу после
тысячемильных гонок. Ведь он строит планы на будущее, которого у нее не будет.
Спустя неделю Клерфэ начинает участие в тысячемильных гонках через всю Италию. В
первый же день он приходит шестым из пятисот участников. Лилиан звонит Хольману,
чтобы узнать о самочувствии Бориса. Бывший гонщик сообщает ей, что
выздоравливает и его вскоре выписывают. Следующая гонка заканчивается трагически
- Клерфэ врезается в другую машину и умирает в больнице, не приходя в сознание.
Лилиан организовывает похороны. Девушка звонит в санаторий Борису, но
оказывается, что он уехал.
2.2. Средства и приёмы реализации концепта «любовь» в романе Э.М.Ремарка «Жизнь
взаймы»
Роман «Жизнь взаймы» наполнен различными символами. Символические образы
имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное
явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического
героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.
Поэтика символов отражает важные авторские мысли, философские взгляды.
В романе Ремарка главная героиня – Лилиан – смертельно больна туберкулезом. На
начало произведения весь жизненный багаж девущки – это тяготы военной жизни и
строгий режим санатория, в котором она лечится. Лилиан не видела настоящей жизни,
и она отчаянно хочет ее познать. Когда девушка решается покинуть санаторий,
начинается гонка Лилиан со смертью. Жажда жизни перекликается со смертельным
диагнозом.
Жизнь и смерть в романе не отделимы друг от друга и на уровне символов.
До встречи с Клерфэ девушка живет в санатории «Монтана».
В «Монтане», окруженной высокими горами, пациенты пытаются вернуться к жизни,
однако большинство из них находят последний приют в крематории, расположенном
неподалеку от санатория.
Ремарк пишет: «И за окном вдруг появились горные склоны, освещенные луной,
черный лес, снег. Все это было огромным и бесчеловечным» [18]. Зловещая луна,
черный снег не оставляют никакой надежды на возвращение к жизни. Черный цвет
символизирует о неизбежной участи всех больных.
Горы зачастую ассоциируются с близостью к Богу. Они возвышаются над человеком,
уходя в самое небо. Для Лилиан гора – это препятствие на пути к настоящей жизни.
Живя в санатории, девушка будто изолирована от мира.
Души умирающих пациентов уплывают к Богу, однако Лилиан не готова попрощаться
с жизнью, не познав ее радостей. Именно поэтому она так стремится покинуть
санаторий, и с приходом Клерфэ в ее жизнь девушке это удается.
В начале истории Лилиан тяжело переживает смерть своей подруги Агнес. Ремарк
пишет: «Лилиан пристально смотрела в окно. Внизу, у входа для поставщиков и
прислуги, стояли сани. Это были сани крематория. Скоро вынесут Агнес Сомервилл.
Год назад она подъехала к главному входу санатория – смеющаяся, в мехах, с охапками
цветов; теперь Агнес покидала дом через служебный вход, как будто не уплатила по
счету» [18]. Цветы, положенные на гроб Агнес, кажутся Лилиан отвратительными.
Традиционно цветы считаются символом красоты жизни, ее разнообразия, здесь же
цветы становятся символом смерти, угасающей жизни. Вновь жизни и смерть
сталкиваются друг с другом.
Заключение
5
Поколение молодых, принявших участие в Первой мировой войне, оставшихся в
живых, но утратившего веру в будущее, получило название «потерянного поколения».
К представителям «потерянного поколения» можно отнести американцев Фрэнсиса
Скотта Фицджеральда. Эрнеста Хемингуэя, Уильяма Фолкнера, англичанина Ричарда
Олдингтона, немца Эриха Марии Ремарка.
Все произведения Ремарка разнообразны по тематике, жанру, стилю, что обусловлено
временем их создания.
В своем романе «Жизнь взаймы» Ремарк представляет жизнь, как нечто абстрактное,
необъяснимое явление, которое не подчиняется никому и ничему. Философские
вопросы волновали человечество во все времена, именно поэтому эта тема актуальна и
на сегодняшний день.
В романе «Жизнь взаймы» мы видим людей, которые живут лишь одним днём и для
себя, не задаваясь мыслью о том, что же происходит за пределами их узкого круга
интересов и идей.