Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».
Цель курсовой работы заключается в исследовании практики управления конфликтами в ООО «Воддорстрой» с целью их снижения.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию конфликтов на предприятии;
- провести анализ возникновения конфликтов в организации.
Объектом курсовой работы является ООО «Воддорстрой».
Предметом курсовой работы является механизм управления конфликтами в ООО «Воддорстрой».
Теоретической и методологической базой для написания работы послужили труды авторов, среди которых можно выделить Дырин С., Ильина Л. О., Лукьяненко А.Б., Петрова С., Плеханов А., Пфеффер О. и других авторов.
Структура курсовой работы представлена введением, 2 главами, заключением, список использованных источников и приложениями.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность и содержание конфликтов на предприятии и причины их возникновения
Во многих языках мира значение конфликта понимается одинаково и одинаково звучит от латинского conflictus столкновение.
В результате реализации конфликта возникает новое качество, отношения, позиции и ориентиры в личности фигурантов конфликта, в их социальной организации.
С позиции позитивного значения конфликт может обусловливать такие явления в социальной системе, к которым можно отнести следующие:
- конфликт исключает возможность стагнации системы, он стимулирует ее к изменению и развитию, инновационным преобразованиям и усовершенствованиям;
- определяет активную информационную и коммуникативную функцию, поскольку в ситуации конфликта конфликтанты стремятся лучше узнать друг друга;
- конфликт способствует лучшей структурированности группы, возрастанию степени ее сплоченности и организованности;
- стимулирует предприимчивость и творчество конфликтантов, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости; - усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;
- создает ситуацию снижения напряженности, субъективного облегчения и объективного снижения ситуативной неопределенности, что является внутренним стимулом производительного взаимодействия;
- кроме того, конфликт выполняет диагностическую функцию, показывая реальную картину отношений между членами группы.
Конфликты могут выполнять функции как позитивные, так и негативные (таблица 1.1) .
Таблица 1.1 - Функции конфликтов
Позитивные функции Негативные функции
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах как о врагах
Стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Снятие синдрома покорности у подчиненных После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива
Диагностика возможностей оппонентов Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Сегодня изучением конфликтов занимается ряд наук. Эта сфера знания все более переводится в практическую плоскость реализации потому, что именно в практике необходимо управлять конфликтами, снимать их остроту, напряженность, ориентировать конфликтантов на социально принятые и одобряемые способы и формы разрешения противоречий. Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением взглядов, интересов людей, постольку в их возникновении, развитии и разрешении основную роль играют психологические факторы.
К внешним компонентам конфликта мы относим систему противоречий, возникающих в среде жизнедеятельности человека. К ним можно отнести экономическую, производственную, правовую, политическую, нравственную и другие виды социальной среды.
К внутренним компонентам конфликта относятся противоречия, возникающие и разрешающиеся на уровне психологической организации личности, в которую включены ее познавательные, эмоциональные и регулятивные компоненты.
Внешние и внутренние компоненты конфликта связаны между собой. Они проецируют свое содержание друг на друга. При этом механизм субъективного возникновения, развития, протекания и разрешения конфликта определяется внутренними компонентами конфликта – личностью конфликтанта. Личность является центральным звеном и механизмом конфликта, в которой преломляются существующие объективно или субъективно противоречия.
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными события, и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации – возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта – это то основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в борьбу. Следует знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов (рис. 1.1):
1) Возникновение разногласий.
2) Возрастание напряженности в отношениях.
3) Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников.
4) Собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 29. - Ст. 3582.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. - № 31. - Ст. 4196.
Литература
3. Адельсеитова, Э. Б. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации / Э. Б. Адельсеитова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2023. – № 2(80). – С. 37-41.
4. Анализ развития персонала на предприятии: учебное пособие / ред. А. Д. Чудновский. - М.: ЭКМОС, 2023. - 399 с.
5. Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие / К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К', 2022. - 403 с.
6. Бадмаева, С. В. Особенности управления стрессом в современной организации / С. В. Бадмаева, С. Р. Хрусталева, А. С. Сазонова // Самоуправление. – 2023. – № 1(134). – С. 19-22.
7. Басовский, Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 221 с.
8. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш. - Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2022. - 349 с.
9. Бережная, М. С. Управление профессиональным стрессом и эмоциональным сгоранием сотрудников в организации / М. С. Бережная // Самоуправление. – 2023. – № 4(137). – С. 42-45.
10. Бюндюгова, Т. В. Исследование профессионального стресса сотрудников коммерческой организации / Т. В. Бюндюгова // Polish Journal of Science. – 2019. – № 22-5(22). – С. 57-61.
11. Валова, Ю. И. Стресс-менеджмент как технология управления конфликтом в организации / Ю. И. Валова // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2021. – № 1(32). – С. 34-37.
12. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2021. – 656 с.
13. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: издательство Юрайт, 2020. – 299 с.
14. Емельянова, Э. С. Использование стресс-тестирования при формировании стратегии организации / Э. С. Емельянова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 35(3). – С. 120-126.
15. Коновалова, В. Г. Профилактика стрессов и конфликтов в организации / В. Г. Коновалова, Н. В. Евдокимова // Молодой ученый. – 2023. – № 5 (452). – С. 174-179.
16. Куликова, А. Д. Стресс в организации: причины и последствия / А. Д. Куликова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 32. – С. 745-749.
17. Соловова, Н. В. Стресс-менеджмент в организации сферы услуг / Н. В. Соловова, О. Ю. Калмыкова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2022. – Т. 11, № 4. – С. 16-20.
18. Шарафутдинова, С. Р. Методы управления стрессом на уровне личности и организации / С. Р. Шарафутдинова // Via Scientiarum - Дорога знаний. – 2019. – № 1. – С. 90-93.
19. Шевцова, М. А. Управление конфликтами и стрессами в организациях / М. А. Шевцова, А. С. Кузнецова // Управление человеческими ресурсами и финансами: современные концепции и эффективные технологии : сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16-18 ноября 2022 года / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ. – Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2023. – С. 115-118.
20. Щур, Н. А. Управление конлфиктами и стрессами в организации / Н. А. Щур, Э. И. Аметова // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2019 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 153-156.