Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования различных аспектов педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе обусловлена рядом факторов. Во-первых, переход из школы в вуз является одним из ключевых моментов в жизни индивида, сопровождающимся значительными изменениями в социальной среде, учебном процессе и личностной жизни. В этот период возрастают требования к самостоятельности, ответственности и умению организовать свое время и учебный процесс.
Во-вторых, успешная адаптация к жизни в вузе напрямую влияет на академическую успеваемость и психологическое благополучие студентов. Наличие эффективной системы поддержки и адаптации способствует снижению уровня стресса, предотвращению отставания в учебе и снижению риска досрочного прекращения обучения.
В-третьих, современный образовательный процесс требует от студентов не только академических знаний, но и развития навыков критического мышления, коммуникативных способностей и умения работать в команде. Эффективная программа адаптации помогает студентам быстрее включиться в учебную и внеучебную деятельность, что способствует развитию этих компетенций.
В-четвертых, вузовская среда нередко представляет собой мультикультурное пространство, где студенты сталкиваются с разнообразием культурных и этнических традиций. Адаптация в такой среде требует от развития толерантности и уважения к различиям, что является важным аспектом личностного роста.
Таким образом, педагогическая организация процесса адаптации играет важную роль в обеспечении благоприятных условий для успешного вхождения студентов-первокурсников в новую жизнь вуза и подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Это требует целенаправленной работы всех структурных подразделений образовательного учреждения и активного участия самих студентов.
Объект исследования – процесс адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
Предмет исследования – педагогическая организация процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
Цель исследования – проанализировать ключевые аспекты педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты исследования и организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новых условиям жизни в вузе;
провести опытно–экспериментальную работу по выявлению текущего уровня психолого–педагогической адаптации студентов первого курса к внутренней среде вуза;
разработать программу, направленную на максимально быструю и эффективную адаптацию студентов-первокурсников к внутривузовской среде.
Методология исследования – работа основана на трудах российских (и зарубежных) ученых в области педагогики и психологи, эмпирических данных.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования и организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новых условиям жизни в вузе
1.1. Адаптация личности: основные понятия
Проблема адаптации человека всякий раз заинтересовывала научную общественность. Она относится к базовым вопросам как в психологии, так и во множестве иных областей научного познания: философии, социологии, общей и медицинской психологии, психологии личности, детской психологии, психологии развития и т.д.
В современной научной литературе есть масса определений понятия «адаптация», характеризующих этот термин довольно неоднозначно, в свете рассмотрения во всевозможных областях научного познания.
Термин «адаптация» (от лат. Аdaption – «приспособление») стал употребляться во второй половине XIX в. В биологических науках – для изменения конфигурации чувствительности анализаторов под воздействием приспособления органов чувств к раздражителям. Позже термином «адаптация» стали обозначать еще процесс и итог приспособления индивидуума к условиям общественной среды.
О.И. Давыдова, А.А. Майер рассматривают адаптацию как один из элементов процесса социализации индивида, предполагающего следующие процессы [8, с.34]:
включение личности в социальную практику;
усвоение общественного навыка, общепризнанных мер и ценностей, общественных форм поведения.
Ф.Б. Березин определяет адаптацию как «процесс установления оптимального соотношения личности и находящейся вокруг среды в ходе воплощения присущей человеку деятельности, которое дает возможность индивиду удовлетворить его насущные личные потребности и воплотить в жизнь связанные с ними важные цели (при сохранении психологического и физиологического здоровья), в то же время гарантируя соотношение психологической деятельности человека и его поведения требованиям среды» [1, с.89].
К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Г.Г. Голубева приводят определение адаптации как процесса, «по результатам которого происходит трансформация раньше сформированных динамических стереотипов, преодоление психологических препятствий» [15, с.23].
По определению Л.В. Белкиной, адаптация – это «процесс вхождения человека в новую для него среду и адаптацию к ее условиям» [3, с.45].
С определением «адаптация» еще плотно связаны такие определения, как «адаптированность (конечный итог процесса привыкания) и «дезадаптация», которая, по Р.В. Овчаровой, подразумевает такое состояние малыша в дошкольной образовательной организации, которое характеризуете в форме нарушения поведения, конфликтных отношений, психогенных болезней и реакций, увеличенного показателя тревожности, искажений в личностном развитии [10, с.90].
Н.В. Кирюхина называла 3 типа адаптации [13, с.56]:
физиологическая – реакции, отвечающие необходимостям ситуации, в которой оказался индивид. Все эти реакции плотно взаимосвязаны и затрагивают все стороны становления личности;
биоадаптация – процесс интенсивного взаимодействия организма со внешней средой;
общественная – способность адаптироваться к социуму.
Адаптация объективно необходима в обстановке, когда появляется возражение между нашими жизненными устоями и притязаниями среды. Выделяют 3 типа адаптационного поведения индивида [1, с.90-91]:
креативный, когда человек старается менять обстоятельства среды, приспосабливая ее под себя;
конформный, когда человек принимает все требования и условия среды;
избегающий, когда человек пытается игнорировать запросы среды, не желает или же не имеет возможности адаптироваться к ним.
В психолого-педагогических исследовательских работах отмечается, что понятие адаптации в его более широком определении означает соответствие между внутренним миров индивида и внешними критериями окружающей среды. При этом, адаптация – это и процесс, и итог, то есть определённая организация. С физической точки зрения, адаптация – это перестройка внутреннего динамического стандарта личности в зависимости от требований внешней среды.
И.П. Павлов говорил, что при смене привычного образа жизни, при изменении привычных занятий у индивида появляются срывы старого динамического стереотипа и возникают затруднения установки нового [2, с.67].
При всех имеющихся различиях в трактовке термина «адаптации», они сходятся в одном – данное понятие обозначает установление равновесия между компонентами внутренней (человек) и внешней системы (окружающий мир). Вследствие этого с течением времени понятие адаптации укрепилось в функциональной, а вслед за тем и в социальной психологии.
Серьезный вклад в разработку определения адаптации внёс Ж. Пиаже. Адаптация, по Ж. Пиаже, «гарантирует равновесие между действием внешней среды в ходе реализации присущей человеку деятельности» [12, с.71].
Г.А. Балл дополнительно выделяет ещё две разновидности адаптации [1, .с.93]:
внешняя;
внутренняя.
Внешняя адаптация – это процесс привыкания, с помощью которого индивид адаптируется к внешним проблемным обстановкам. При этом, проблема может остаться или устраниться.
Внутренняя адаптация дополнительно содержит еще два подвида:
адаптация, нацеленная на урегулирование внутренних конфликтов, разрешение иных внутренних задач личности;
структурная адаптация в широком значении – адаптация ее механизма (цикла) ко всей структуре личности.
А. Остроухова говорит, что адаптированность как уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован [6, с.67-68].
Дезадаптация — это психосоматическое состояние, которое может протекать 3-х формах;
невротическая (неврозы);
агрессивно-протестная;
капитулятивно-депрессивная.
Адаптивность находится в прямой зависимости от персональных характеристик личности. В личные особенности входят такие психические качества личности, как способности, потребности, характер, чувственность и т.д.
По мнению А.А. Налчаджян, адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты [3, с.21].
Г. Селье говорит, что судьба человека во многом ориентируется степенью его адаптивности – прирожденной и приобретенной возможностью к приспособлению к жизни [11, с.80].
На основании рассмотренных психолого-педагогических исследованиях можно сделать вывод, что адаптация – это процесс и итог развития индивидуума (личности), привыкания к обстоятельством окружающей среды. Выделяются несколько типов адаптации, каждый из которых имеет свои характеристики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учеб. пособие для СПО / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 154 с.
2. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для СПО / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
4. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
6. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 559 c.
7. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.
8. Духновский, С.В. Психология личности и деятельности педагога: Учебное пособие / С.В. Духновский. - М.: Риор, 2016. - 608 c.
9. Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский ; пер. Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 440 с.
10. Образцов, П. И. Преподавание по программам профессионального обучения: профессиональная дидактика : учеб. пособие для СПО / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с.
11. Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: Инфра-М, 2017. - 400 c.
12. Пастернак, Н. А. Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов ; под ред. А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 213 с.
13. Прохорова, О. Г. Управление образовательной организацией: воспитательная деятельность : учеб. пособие / О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 117 с.
14. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для СПО / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
15. Тюков, А. А. Психология образования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. А. Тюков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 177 с.