Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важность вопроса бизнес-планирования в контексте функционирования организаций рыночной экономики неоспорима. Он заключается в том, что в процессе разработки мероприятий, прогнозирования возможных расшире-ний и их реализации каждая предпринимательская организация должна уметь четко представлять свои будущие потребности в трудовых, матери-альных, финансовых и интеллектуальных ресурсах, источники их обеспече-ния и рассчитывать с ясность эффективности его использования в бизнес-процессе.
Предприниматели не смогут добиться устойчивого успеха в рыночной экономике, если они не будут эффективно и четко планировать свою деятель-ность и не будут постоянно собирать информацию не только о собственных возможностях и потенциале, но и о ситуации на целевом рынке и положении конкурентов.
Поэтому разработка тактики и стратегии производственной и хозяй-ственной деятельности является важнейшей задачей каждой компании или бизнес-организации.
С другой стороны, тема предпринимательства признана основой для развития планирования.
Целью данной курсовой работы является изучение планирования как инструмента управления предприятием.
В процессе реализации поставленных задач рассматриваются следую-щие основные вопросы:
- Изучить сущность и особенности планирования организации;
- Характеристика основных этапов планирования;
- Анализ основных экономических показателей деятельности предприя-тия;
- Анализ и оценка системы планирования на предприятии
Объектом исследования является ООО «КУБ».
Предмет исследования - планирование деятельности компании.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении необходи-мости разработки комплексной методики оценки планирования деятельности предприятий.
Курсовая работы состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и классификация планирования
Бизнес-планирование - высокоэффективный инструмент управления, широко используемый в современной экономической практике, независимо от сферы деятельности, размера и структуры собственности средних и малых предприятий [2]. Бизнес-планирование рассматривается как рабочий инструмент для вновь создаваемых и действующих предприятий, доступное, краткое и понятное описание предприятия и важнейший механизм оценки широкого спектра потенциальных ситуаций. Оно обеспечивает выявление реальных будущих проектных решений, расчет и определение средств, необходимых для их достижения. Все это определяет важность бизнес-планирования в современных организациях.
Введение понятия "бизнес-план" в лексикон отечественного бизнес-сообщества произошло сравнительно недавно. Бизнес-план (БП) представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса и является важнейшим инструментом при оценке множества различных ситуаций, позволяющим выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения [12].
Его можно представить как неотъемлемую часть стратегического плана и как руководство по реализации и управлению; БП - это документ для управления предприятием; важно использовать БП как инструмент для процесса планирования и управления на предприятии. Таким образом, БП - это не только документ, обеспечивающий выполнение намеченных работ, но и способствующий самообучению.
Основное назначение БП - планирование хозяйственной деятельности организации на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка [4].
В условиях современного экономического развития интерес к бизнес-планированию постоянно растет. Это связано не только с развитием рыночной экономической системы, но и с развитием деловых навыков предпринимателей, их стремлением сделать планирование будущего развития более удобным и рациональным. В результате растет интерес к бизнес-планированию для отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по этой теме до сих пор не учитывается место бизнес-планирования в общей системе планирования и его связи с другими планами. При этом для малого предприятия достаточно одного бизнес-плана, а для крупной организации бизнес-план – это лишь один из многих планов, касающихся сбытовой, производственной и хозяйственной деятельности [4].
Основой бизнес-плана является концентрированный финансовый ресурс, предназначенный для решения стратегических задач, который помогает предпринимателям решить множество основных задач, связанных с функционированием предприятия:
1) Определить возможные направления деятельности, рынки сбыта и долю компании на этих рынках;
2) Оценить затраты на производство и продажу продукта и сравнить их с ценой реализации, чтобы определить потенциальную прибыль от проекта; И
3) определяет необходимый штатный состав общества, принципы трудовой этики персонала и требования для достижения поставленных целей.
4) анализирует материальное и финансовое положение предприятия и определяет, пригодны ли эти ресурсы для достижения его целей
5) рассчитывает риск и готовится к трудностям, которые могут сорвать реализацию бизнес-плана[8].
Большинство предприятий готовят БП на год. Этот БП отражает направление деятельности компании в планируемом периоде и кратко характеризует будущее развитие событий. Некоторые компании готовят БП на срок до пяти лет, но только крупные компании, достигшие определенного уровня успеха на рынке, готовят БП и реализуют бизнес-планы более чем на пять лет [27].
Помимо внутренних функций, БП также связаны со стратегическим развитием функций компании на макроуровне. Сумма долгосрочных БП компании формирует информационную базу для планирования развития национальной экономики.
В большей степени БП используются для оценки внешних и внутренних условий рынка при поиске инвесторов.
В зарубежных странах принято, что разработка БП всегда осуществляется при участии высшего руководства компании. Если это условие не соблюдается, иностранные банки и инвестиционные фонды стараются отказывать в рассмотрении заявок на выделение средств [27].
Однако независимо от того, как готовится БП, интересы и обстоятельства всех сторон, заинтересованных в его разработке, должны быть взаимно учтены и соотнесены.
ВР изучают будущие условия как внутри организации, так и за ее пределами. Ведь с помощью БП руководство компании принимает решение о накоплении прибыли и распределяет ее часть между акционерами в виде дивидендов. БП также используется для обоснования мер по совершенствованию и развитию производственной и организационной структуры компании, в частности уровня централизации управления, уровня ответственности сотрудников и распределения рабочих обязанностей; БП в принципе используется для координации деятельности компаний-партнеров, для сотрудничества и производства схожих и взаимодополняющих продуктов.
При совместном финансировании производятся схожие или взаимодополняющие продукты.
Разработка ВР также имеет особенности для различных организаций, например, для одноточечных (одна компания с юридическим лицом) и многоточечных (несколько компаний с юридическим лицом) организаций. При планировании деятельности многоточечной организации сначала разрабатываются планы для каждой отдельной компании, а затем эти планы объединяются в единый бизнес-план. Если предприятие создается впервые, в БП вносится только расчетная цифра. Если предприятие уже существует, в БП вносятся отчетные данные за предыдущий год, которые сравниваются с показателями на планируемый год. Существуют также БП для наиболее сложного типа бизнес-планов - крупных инвестиционных проектов, требующих внешнего финансирования. Здесь акцент делается на показателях, характеризующих инвестиционный проект, которые затем отражаются в других частях БП, имеющих отношение к инвестиционному проекту [23].
Бизнес-план многоотраслевой организации должен отражать направление ее деятельности. Если такая организация действует как многопрофильная организация, то БП создается под конкретные виды деятельности. В непроизводственной организации бизнес-план отражает бизнес-план. Этот бизнес-план включает оценку помещений, возможностей и ресурсов, необходимых для развития бизнеса в течение периода планирования, а также потребности в рабочей силе, материалах и средствах связи. БП производственно-сбытовой деятельности предприятия занимает промежуточное положение между стратегическим планом и годовым маркетинговым планом.
Целью BP является определение бизнес-стратегии стратегического бизнес-центра компании на срок до пяти лет. В этом отношении стратегические планы BP схожи и также носят долгосрочный характер.
Долгосрочный временной горизонт Еще одной общей чертой является рассмотрение стратегии разработки или приобретения новых продуктов, вывода их на рынок и выхода на новые, ранее неиспользованные рынки для достижения желаемых бизнес-результатов.
У БП есть общие черты с маркетинговыми планами, поскольку они основаны на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако БП не содержат программы действий, что характерно для подготовки маркетингового плана, поскольку в них даются лишь обобщенные указания относительно будущих действий. Так, например, даже если выбранная стратегия включает стратегию разработки новых продуктов, в БП содержатся лишь обобщенные данные, подтверждающие реализацию этого решения, а выбор этой стратегии не подкреплен разработкой планов создания и вывода на рынок новых продуктов.
В нашей стране разработка БП в последнее время приобрела особую актуальность, поскольку иностранные инвесторы стали финансировать конкретные проекты российских предпринимателей. Бизнес-планы стали обязательными документами для организаций, участвующих в таких конкурсах [3].
Подготовка бизнес-планов обычно осуществляется сотрудниками компании с привлечением специализированных консультантов. Это связано с тем, что никто, кроме сотрудников, не обладает знаниями о производственных и иных возможностях, потребителях, торговых посредниках и поставщиках предприятия.
Бизнес-план - это основной документ, позволяющий наметить и оценить потенциал инвестиционного проекта. Бизнес-планы могут использоваться как для создания новых предприятий, так и для расширения существующих [5].
Разработка бизнес-плана является необходимой частью тактического и стратегического планирования деятельности организации. Хорошо разработанный и эффективный бизнес-план преследует несколько целей, в том числе и финансирование проекта. Большинство авторов бизнес-планов преследуют эту цель.
1.2 Этапы планирования на предприятии
Текущая ситуация в деловом мире такова, что большинство авторов бизнес-планов являются предпринимателями. Это означает, что бизнес-планы пишутся предпринимателями для предпринимателей и все положения бизнес-плана представлены с точки зрения предпринимателя. В методической литературе такие же рекомендации даются и в области бизнес-планов. Такое взаимодействие эффективно, если бизнес-план составляется исключительно ради него самого и с целью разработки стратегии дальнейшего развития бизнеса. Однако если есть необходимость в дополнительном финансировании проекта, то бизнес-план должен быть написан с точки зрения инвестора и для инвестора.
При написании бизнес-плана для инвесторов следует учитывать, что должно интересовать инвесторов. Это [16]:
- Банки;
- Прямые или стратегические инвесторы;
- Финансовые (или портфельные) инвесторы.
Если бизнес-план разрабатывался для привлечения кредитного финансирования, необходимо подробно описать гарантии возврата кредита. Банки и финансовые институты вряд ли интересуются бизнес-идеями, которые они финансируют.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова С. А. Основы теории конкурентоспособности : учебное пособие / С. А. Артемова. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 169 c. — ISBN 978-5-4497-1182-3.
2. Архипова Л. С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции : монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 104 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/6813. - ISBN 978-5-16-010478- 2.
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
4. Басовский Л. Е. Экономика : учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. — 80 с. — (Высшее образование). — DOI: https://doi.org/10.12737/12198. - ISBN 978-5-369-00649- 8.
5. Васильева А. С. Экономика предприятия : учебное пособие / А.С. Васильева, М.Н. Кузнецова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 99 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-110896-3.
6. Донцова О. И. Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования : учеб. пособие / О. И. Донцова, С. А. Логвинов. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - (Магистратура). - ISBN 978- 5-98281-403-6.
7. Ежова В. А. Методы оценки и прогнозирования конкурентоспособности предприятий : учебное пособие / В. А. Ежова. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. — 38 c. — ISBN 978-5-7937- 1811-0.
8. Калашникова,Л.М. О воздействии на конкурентоспособность предприятия и его продукции / Калашникова Л.М., Шелягов А.Я. // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2023. – №7. – С.44-47. - 38654. – На рус. яз.
9. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании : модель зрелого управления проектами : пер. с англ. / Г. Керцнер ; под общ. ред. А. Д. Баженова. - Саратов : Профобразование, 2020. - 319 с. - ISBN 978-5-4488- 0093-1
10. Конно, Т. Управление конкурентоспособностью предприятия / Т.Конно. - М. : Новое знание, 2022.
11. Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» / В. В. Криворотов, А. В. Калина, С. Е. Ерыпалов. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 351 с. - ISBN 978-5-238- 02697-8.
12. Минько Э. В. Организация производства и менеджмент: учеб. пособие / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2022. - 136 с. - ISBN 978-5-4486-0020-3.
13. Нуралиев С. У. Экономика : учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 363 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5bd81853316653.78553045. - ISBN 978-5-16-014578-5
14. Пармененков К. Н. Управление процессом развития конкуренции и монополизации в условиях повышения конкурентоспособности России : монография / К.Н. Пармененков. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 80 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-003694-6.
15. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер ; перевод И. Минервин ; под редакцией О. Нижельской. — 6-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2020. — 456 c. — ISBN 978-5-9614-5752-0
16. Тонышева Л. Л. Управление конкурентоспособностью коммерческого предприятия: теоретические основы и практикум : учебное пособие / Л. Л. Тонышева, Н. Л. Кузьмина, Л. Ю. Мальцева. — Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2021. — 204 c. — ISBN 978-5- 9961-2427-5
17. Тямусев Д.И. Система управления товарными запасами в розничной торговле / Д.И. Тямусев // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 1 (13). – С. 99-102.
18. Управленческая экономика : учебное пособие / Г. В. Голикова, Д. С. Петров, И. В. Трушина, Н. В. Голикова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 216 с. - (Высшее образование: Магистратура).
19. Фигурнов, Э. Б. О показателях эффективности сферы материального производства / Э. Б. Фигурнов. – М.: ИСТ-СЕРВИС, 2022. – 240 с
20. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - 2-е изд. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 466 с.