Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы, затрагивающие проблему возникновения девиантного поведения в психологической науке, были рассмотрены в трудах Э. Дюркгейма, З.К. Леонгарда, З. Фрейда, Э. Фромма, Э. Эриксона, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, В.В. Ковалева, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейна, Т.И. Шульге и др.
Концепция девиантности в конце 19 - начале 20 веков развивалась на основе двух подходов: функционального и нозоцентрического. Эти понятия являются концепциями биогенетической или социогенетической интерпретации [1].
Во второй половине XX века в результате смены парадигмы в науке проблема девиации стала изучаться с помощью комплексного мультимедийного анализа.
В настоящей работе мы использовали концепцию С.Т. Гаврилова. По мнению исследователя, девиация – это многогранное явление жизни в социальной среде, социальных отношений в устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствия нормам и ожиданиям общества. Девиация может быть положительной и служить прогрессу общества, а может быть и отрицательной - тормозить развитие общества. Это стереотип поведенческой реакции, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм: побегом из дома и одиночеством, ранним алкоголизмом, наркоманией, суицидом, сексуальными девиациями. Такое поведение возникает не только по социальным, но и по биологическим причинам, таким как болезнь, адаптация и дезадаптация [12, c. 89].
С.А. Беличева выделила социальный тип девиантного поведения. Он познает эгоистическое направление: воровство, агрессивное направление – поддразнивание и хулиганство; социальный пассивный тип, т.е. избегание гражданской ответственности, исключение из активной общественной жизни [8, c. 94].
В настоящее время особо волнующей и сложной формой девиантного поведения является буллинг.
Отечественный психолог И. С. Кон предлагает следующее определение этого социально-психологического явления: «Буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, агрессия, направленная на вселение страха в другого субъекта и тем самым подчинение его» [25, с.45].
Исследователь С.В. Кривцова предлагает рассматривать буллинг как психологическое или физическое давление, насилие, принуждение, издевательство, запугивание или причинение вреда другому человеку или группе людей, когда жертва не может защитить себя [26, с. 52].
Буллинг часто проявляется в обществе или группах (школьная, студенческая, уличная молодежь и другие среды), мы остановимся на признаках буллинга как группы взаимодействий между членами определенной группы.
Буллинг определяется как применение целенаправленного, психологического и/или физического насилия в отношении человека или группы людей постоянного характера и в отношении людей всех возрастов. Буллинг (или, на рабочем месте, моббинг) могут затронуть работников любой организации, включая промышленные предприятия, школы, университеты, армию, спортивные клубы и тюрьмы. Однако буллинг широко распространен в образовательной среде и формирует поведение людей в обществе.
Буллинг затрагивает не только преступника и жертву, но и любого, кто становится свидетелем насилия (в качестве свидетеля), всего школьного класса или уязвимой группы людей.
Буллинг – это агрессивное негативное поведение враждебно настроенной жертвы по отношению к выбранной жертве. Такое поведение часто проявляется в сочетании негативных последствий на двух уровнях – физическом и психологическом. Агрессоры могут использовать разные варианты социальной изоляции жертвы: активные физические действия (толкание, удары), оскорбления соответствующего характера (едкие шутки, обзывательства, оскорбительные слова и другие подобные речевые действия), пассивные, необъяснимые действия (бойкоты, намеренное игнорирование жертвы, боязнь случайно прикоснуться к ней), сочетание активных и пассивных мер воздействия на жертву [13, c. 26].
И.С. Бердышев представляет следующую классификацию типов буллинга:
– физический буллинг, который проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством;
– поведенческий буллинг как бойкот, распространение заведомо ложных слухов, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей;
– вербальная агрессия, выражающаяся в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях;
– кибербуллинг как очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входят съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ [9].
Буллинг может быть прямым и косвенным (скрытым). Прямая травля происходит, в основном, в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе.
Прямой буллинг проявляется в виде:
– физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера);
– вербального (словесного) буллинга (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т. д.);
– социального буллинга/изоляции (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом). Формами прямого буллинга также являются обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы) [9].
Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который включает в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу. Скрытый буллинг в виде бойкота, исключения из отношений более характерен для девочек.
Буллинг – это систематический и непрерывный процесс, состоящий из множества эпизодов (конкретных разовых актов агрессии). Буллинг, когда систематически совершается негативное агрессивное поведение, не прекращается сам по себе – требуется внешнее вмешательство в виде защиты и поддержки жертв и свидетелей, а, по-видимому, даже и виновников насилия [14].
С одной стороны, часто возникают конфликты, акты агрессии, конфликты, споры, конфликты между несовершеннолетними и это этап развития и формирования личности. Только акты агрессии находят тот или иной путь. Например, стороны конфликта заключают мир, или игнорируют друг друга, или находят компромисс.
Термин «буллинг» был введен в 1978 году шведским психологом Дэном Олвейсом, который первоначально сосредоточил свое внимание на личностных качествах детей, определяющих их склонность к актам агрессии, но позже сместил свое внимание на социальную среду [34]. Особенность феномена буллинга состоит в том, что он проявляется в форме девиантного, агрессивного поведения, которое носит систематический, целенаправленный и направленный на людей, отличающихся по статусу или другим характеристикам, как правило, на низших людей.
Психологи первыми начали изучать проблему буллинга, видя ее истоки в природной агрессивности и импульсивности. Согласно исследованиям К. Лоренца, приводящего к отклонениям от индивидуальных и социальных норм, в «комплексе неполноценности» участников насилия (А. Адлер), в эмоциональной холодности основных агентов социализации, особенно матери, а также в других личностных характеристиках жертвы и преследователя. Социальные психологи определили его роль в контексте насилия, так называемой «дилеммы свидетелей» перед человеком, наблюдающим опасную ситуацию. Во многих случаях вмешательство свидетеля может остановить насилие, но свидетели обычно боятся сделать это ради собственной безопасности и потерять свой статус в детском коллективе [21].
Феномен буллинга в России стал предметом углубленного изучения в теоретическом и практическом аспектах. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди 42 изученных стран Европы и Северной Америки Россия входит в десятку стран, где подростки чаще всего сталкиваются с этим социальным явлением, и занимает первое место в мире по уровню кибербуллинга – фактическом насилии посредством информационного пространства [27].
В научных трудах И. С. Кона, С. Н. Ениколопова, В. С. Собкина, Д. Н. Соловьева, О. А. Селивановой, М. Г. Нечаевой, А. А. Бочавер и других российских ученых достаточно активно изучалась настоящая проблема. Отечественная научная психолого-педагогическая и социологическая литература содержит, в основном, анализ девиантного и деликвентного поведения школьников, описывает агрессивное поведение, дает описание и психологическую характеристику участников буллинга. Так, в исследованиях В. Р. Петросянц анализируются роли участников буллинга, обусловленные их психологическими особенностями. Так, роли жертвы буллинга более характерно самообвинение и неприятие себя, в то время как для роли преследователя, наоборот, характерно позитивное принятие себя и зависимость от группового мнения. Исследования И. А. Баевой (2002) и С. Н. Ениколопова (2009) показали, что около 25% российских подростков участвовали в буллинге, причем 20% выступали в роли агрессора [9], [33].
Авторы полагают, что основными факторами, приводящими к этому явлению, являются психологические, социальные и социально-экономические факторы внутри школы, а также влияние средств массовой информации. Проанализировав социально-экономический статус и уровень насилия, исследователи пришли к выводу, что низкий социально-экономический статус является одной из причин виктимизации и жестокого обращения. Таким образом, анализ научной литературы по теме буллинга отражает давнюю традицию изучения данного вопроса.
Следует отметить, что случаи буллинга среди несовершеннолетних продолжаются длительное время, что затрудняет своевременное предупреждение подростков о нежелательном поведении. Зачастую информация о травле не доходит до учителей, а значит, остается незамеченной. Сложность своевременного реагирования на агрессивное поведение несовершеннолетних состоит в том, что оно зачастую нелогично, немотивировано и аморально.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. - 150 с. – Текст : непосредственный.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. ананьев. – Москва : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1996. - 384 с. – Текст : непосредственный.
3. Арутюнян, М.Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков / М.Ю. Арут.нян. - Москва : МЦГИ, 1992. - 175 с. – Текст : непосредственный.
4. Ахметзянова, А.И. Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение / А.И. Ахметзянова, И.А. Кедрова, Е.В. Рудакова. – Текст : непосредственный // Акмеология. - 2016. - № 4. - С. 201 – 209.
5. Ахметова, О.А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О.А. Ахметова. – Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36–44.
6. Багрунов, В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека / В.П, Багрунов. - Ленинград : Наука, 1981. - 381 с. – Текст : непосредственный.
7. Белкин, А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию / А.И. Белкин. - Москва : Изд-во Моск. унив-та, 1975. - 790 с. – Текст : непосредственный.
8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – Москва : Социальное здоровье России, 1994. - 224 с. – Текст : непосредственный.
9. Белеева, И.Д. Буллинг как социально-психологическое явление: анализ теоретических подходов и эмпирических исследований / И.Д. Белеева, Т.А. Заглодина, Л.Э. Панкратова, Н.Б. Титова. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialno-psihologicheskoe-yavlenie-analiz-teoreticheskih-podhodov-i-empiricheskih-issledovaniy (дата обращения: 12.06.2024).
10. Берковиц, Л. Агрессия: причина, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2019. - 512 с. – Текст : непосредственный.
11. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - 64-69 с.
12. Бурминская, Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций / Т.В. Бурминская. - Ставрополь : СГПИ, 2004. - 199 с. – Текст : непосредственный.
13. Волкова, И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова. – Текст : непосредственный // Вестн. Мининского ун-та. 2016. № 2 (15). С. 26.
14. Вторушина, Ю.С. Буллинг как особый вид конфликта в детской и подростковой среде / Ю.С. Вторушина, С.В. Митрухина, Е.Н. Власова, В.П. Антонов. – Текст : электронный // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2022. №4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-osobyy-vid-konflikta-v-detskoy-i-podrostkovoy-srede (дата обращения: 12.06.2024).
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. –Москва : Книга по требованию, 2012. - Т. 4. - 431 с. – Текст : непосредственный.
16. Гофман, И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1 Стигма и социальная идентичность. Часть 2 Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). Перевод М.С. Добряковой. Текст : электронный. - URL: https:// docs.yandex.ru/docs/view?tm=1687253515&tld=ru&la ng=ru&name=Goffman_stigma.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
17. Гурьева, В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В.А. Гурьева. – Москва : Медицинское информационное агентство, 2007. - 22 с. – Текст : непосредственный.
18. Дворянчиков, Н.В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков / Н.В. Дворянчиков, О.А. Логунова, Д.В. Решетова. – Текст : непосредственный // Психология и право. - 2011. - № 1. - С. 65- 71.
19. Жмуров, Д. В. Криминальная агрессия несовершеннолетних / Д.В. Жмуров. - Иркутск : Изд-во «Репро-центр», 2009. - 162 с. – Текст : непосредственный.
20. Завражин, С.А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды / С.А. Завражин. - Владимир : ВГГУ, 2008. - 348 с. – Текст : непосредственный.
21. Задорожная, Е.А. Буллинг как форма девиантного поведения учащейся молодежи: социологический аспект / Е.А. Задорожная, Ю.С. Коноплин, Е.Е. Луцькая, И.Б. Пржиленская. – Текст : электронный // Социально-гуманитарные знания. 2023. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-forma-deviantnogo-povedeniya-uchascheysya-molodezhi-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 12.06.2024).
22. Ипатов, А.В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности / А.В. Ипатов. – Текст : непосредственный // Акмеология. - 2018. - №4 (68). - С. 25–31.
23. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков / В.С. Каган. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - 65-69 с.
24. Кириллова, Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению / Е.Б. Кириллова. – Санкт-Петербург : ФГКОУ ВО «АУ МВД РФ», 2019. - 231 с. – Текст : непосредственный.
25. Кон, И. С. Мальчик - отец мужчины / И. С. Кон. - Москва : Время, 2009. – 702 с. - Текст : электронный. - URL: http://books.vremya.ru/books/ 1075-igor-kon-malchik-otec-muzhchiny.html (дата обращения: 10.06.2024).
26. Кривцова, С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться. / С. В. Кривцова. – Москва : Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2015 (3), том 2. – С. 52-58. – Текст : непосредственный.
27. Мельникова, М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков / М.Л. Мельникова. - Екатеринбург : Нева, 2017. - 193 с. – Текст : непосредственный.
28. Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2002. - 239 с. – Текст : непосредственный.
29. Петросянц, В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. ... канд. психол. Наук / В.Р. Петросянц. - СПб., 2011. 210 с. – Текст : непосредственный.
30. Пономарева, Т.А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект / Т.А. Пономарева. – Текст : непосредственный // Инновационная наука. - 2017.- № 3. - С. 254-257.
31. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – Москва : Академия, 1996. – 378 с. – Текст : непосредственный.
32. Тормосина, Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения / Н.Г. Тормосина. – Текст : электронный // Вестник Университета. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyhivozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 17.05.2024).
33. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – Москва : Владос, 2014. – 351 с. – Текст : непосредственный.
34. Olweus, D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley). 1978. - P. 160-183. – Текст : непосредственный.