Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные школьники — это представители поколения Z. Особенности данного поколения еще активно изучаются, так как мы с вами являемся свидетелями их взросления. Система ценностей находится только на этапе формирования, и очень важно оказывать на них позитивное воздействие. Эти дети, как говорится, с гаджетами знакомы с пеленок. Интернет-пространство, социальные сети, виртуальное общение — это их реальная действительность, и очень сложно из яркой, быстро смеющейся картинки привлечь их внимание к сложным темам. Современным школьникам трудно концентрировать внимание на больших объемах информации, они не могут на долгое время сосредоточиться на выполнении однообразных заданий. Клиповое мышление (возможность усваивать информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами) — вот одна из главнейших особенностей современных школьников.
Еще одной важной проблемой воспитания ценностей является интерес к изучаемому предмету. Сложно говорить о гуманизме, патриотизме, гражданственности если ученики считают историю ненужным предметом, включающим в себя сухие факты и множество личностей. Современные школьники на уроках знакомятся не только со множеством правителей, реформ, войн, учатся работать с картой, с историческими источниками, но и к тому же должны разбираться в культуре. Таким образом, требования к будущему выпускнику только возрастают.
Культура сама по себе является огромным блоком материалов, где ученикам нужно работать с писателями, художниками, скульпторами, архитекторами, уметь проводить первичную характеристику объекта культуры, определяя его стиль, указывая ключевые особенности стиля, время создания и др. В результате у нас возникает диссонанс: с одной стороны, современные дети, которые сложно концентрируют внимание на изучении большого объема информации, с другой стороны, всё усложняющаяся программа.
В примерной основной образовательной программе строго прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты. Особый упор делается на готовности обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширении опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. Важнейшей составной частью личностного результата современных школьников являются гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Как помочь современным школьникам быть успешными? Осваивать программу, сдавать экзамены на высокие результаты, применять свои навыки в олимпиаде, проявлять полученные компетентности в реальной жизни? Какие технологии, формы организации работы и методы больше всего будут отвечать данной задаче? На наш взгляд, помогают в решении данных вопросов игровые технологии.
Цель работы: описание и анализ игровых технологий в процессе в преподавании обществознания.
Объект исследования: игровые технологии.
Предмет исследования: применение игровых технологий на уроках обществознания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю применения игровых технологии в учебном процессе.
2. Выделить особенности преподавания обществознания в современных российских общеобразовательных учреждениях.
3. Рассмотреть игровые технологии в обучении обществознанию.
4. Предложить практические разработки игр на уроках обществознания.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Глава 1. Теоретические основы применения игровых технологий на уроках обществознания
1.1. История применения игровых технологии в учебном процессе
В условиях реализации ФГОС приобретает актуальность применение игровых технологий на основе системно-деятельностного подхода, так как использование педагогической игры позволяет достигать личностных, метапредметных, предметных результатов обучения на уроках обществознания, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) описаны требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования. В них закрепляется определенный набор представлений, знаний, умений и навыков, который должны освоить ученики, изучая обществознание в основной школе. Например, формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности [2]. Достижение поставленных требований способствует формированию личности гражданина Российской Федерации. Человека, обладающего высоким уровнем правосознания, знающего, уважающего и соблюдающего закон и порядок.
Исходя из положений обозначенного стандарта, учитель в ходе своей профессиональной деятельности должен выстраивать свои уроки по изучению правовых тем так, чтобы в результате обучения у школьников сформировались знания, умения и навыки, отвечающие установленным в ФГОС ООО результатам обучения.
Особенность применения данной технологии заключается в том, что большинство учеников, погружаясь в созданную учителем особенную атмосферу, с интересом принимают участие в изучении материала, высказывают свою точку зрения, спорят на различные темы и участвуют в обсуждении важных жизненных вопросов. Игровые технологии позволяют ученику легко усваивать знания об общественной жизни: политической ситуации в стране, составлении семейного бюджета, о главных правах и обязанностях, и так далее. Во время применения методов и приемов игровых технологий, учащиеся эффективно развивают умения организации сотрудничества, а также с их помощью выявляются индивидуальные особенности, что позволяет в дальнейшем учителю найти подход к каждому ученику.
Развлекая детей с помощью игр и игровых ситуаций, их легче воспитывать, социализировать и развивать. Игра - это особый вид деятельности человека. Но самой важной ее задачей является обучение. Начинается игра с создания увлекательной формы, это может быть использование презентации, кинофрагментов, какого-либо рассказа, который помогает ребенку активизировать воображение и мыслительную деятельность. Можно сказать, что игровые технологии - это совокупность методов и инструментов организации учебного процесса в формате игр[4].
Использование игровых технологий в учебном процессе имеет глубокие исторические корни, когда началась история развития игровой деятельности как педагогического явления. В эпоху античности в IV веке до нашей эры при воспитании и обучении детей использовали игровые состязания в словесных дебатах или внедряли военные игры. С помощью игровой ситуации детям удавалось самоутвердиться и осознать свое место в жизни и обществе. Философы Демокрит и Платон считали, что обучение должно доставлять ученику удовольствие, давать испытать успех в своей деятельности, способствовать побуждению в ребёнке желания самосовершенствования.
С древности до средних веков использование игровых технологий рассматривалось, в первую очередь, как саморазвитие личности, то есть развитие разума. В XVII в. чешский гуманист Я. А. Коменский считал, что во время обучения должны быть использованы все органы чувств, должна присутствовать наглядность, чтобы материал не утомлял память и был прост в запоминании [21, с. 110]. Коменский разделил игры на три метода: дидактическая игра, учебная дискуссия, метод аналогий. В основе дидактической игры лежит коллективное решение проблемной ситуации. В данный метод входят такие приемы как ситуации-иллюстрации, ситуация- оценка, ситуации-упражнения. Учебные дискуссии бывают разных форм: круглый стол-беседа, в которой небольшие группы учувствуют в обсуждении поставленных вопросов; форум, где одна экспертная группа входит в обсуждение с аудиторией; мозговой штурм, в которой выдвигаются различные проблемы и пути их решения.
В конце XVIII века немецкий педагог Ф.А. Фребель доказывал, что игры облегчают обучение, делая его более приятным и увлекательным для детей. Он выделил метод игровых ситуаций на примере обучения азбуке детей: буква «я - яблоко» и т. д.
«В XX веке становление игровой технологии в отечественной педагогике стало возможным благодаря К.Д. Ушинскому, который дополнил существовавшие методы обучения методами игровых технологий: ролевой игры, подвижных и интеллектуальных игр. Педагог полагал, что игра способствует свободной и самостоятельной деятельности, игра - это развитие души» [2, с. 10].
Важную роль в это же время в развитии игровых технологий сыграл профессор Г.К. Селевко, который конкретизировал, детализировал и сгруппировал все методы и приемы игровых технологий, опираясь на труды предшественников. Данные методы и приемы используются по настоящее время.
Г.К. Селевко провел серьезную работу и выделил классификацию игр:
Сюжетно-ролевых метод. В данном методе обучающимся нужно придумать какой-либо сюжет, или взять готовый и сыграть роль. Например, по теме «Права и обязанности» обучающимся можно дать задание по парам, чтобы они показали какой-нибудь жизненный случай своим товарищам, для того чтобы другие могли угадать. Также может быть применён такой прием, как представление игровой ситуации на уроке, то есть погружение в фантастический мир. Например, путешествие в космос, сказочную страну, незнакомый лес и так далее. Данный прием можно связать с каким-либо рассказом, творческим заданием и т. д. Следующий прием - «воображаемое интервью». Его можно провести с историческим персонажем или современным политиком, философом, экономистом (или несколько персонажей). Учащимся необходимо придумать список вопросов, которые они бы хотели задать персонажу. Например, вопросы, касающиеся темы государства в древности и в современном мире.
Дидактический метод. Данный метод подразумевает такие приемы игр, как игры с предметами (с мячом, кубиками, с карточками), настольные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д.), загадки, вопросы-ответы, соревнования и т. д.
Деловой метод. Это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры по заданным правилам. Примером в данном случае может быть игра по обществознанию «Выборы органов местной / региональной власти», которая может быть проведена в рамках изучения темы «Участие гражданина в политической жизни». Класс делится на группы, каждая из которых выдвигает своего кандидата, разрабатывает предвыборную программу, ориентируясь на актуальные проблемы горо- да/региона. Затем кандидаты знакомят со своей программой в ходе пресс-конференции при поддержке своей группы. Следующим этапом может быть проведение публичных дебатов. Завершается игра голосованием и работой избирательной комиссии. Использование такой игры позволяет достичь важных личностных результатов обучения, в частности, формируется российская гражданская идентичность, происходит идентификация себя в качестве гражданина РФ [13, с. 51].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий как метода обучения позволяет решить многие педагогические задачи, а процесс образования становится более эффективным. Правильно организованная игра на уроке может совмещаться с разными формами и методами работы, например, игру можно совместить с изобразительными источниками, дополнительными заданиями к документам и т. п., что позволит в большей степени усвоить изучаемый материал.
Процесс применения игровых технологий в учебном процессе претерпел ряд эволюционных изменений. Если в древности главной целью использование игры было вовлечь обучающегося в процесс обучения, сделать процесс получения знаний более приятным, то к XVII-XVIII вв. зачастую игры были направлены на решение каких-то проблемных ситуаций, выделялись методы проведения игр. На современном этапе игровые технологии конкретизируются, более четко формулируются цели их использования для формирования отдельных навыков и умений, расширяется методическая база. Тем не менее, в истории применения игровых технологий сохраняется общая цель - сделать процесс обучения максимально увлекательным и познавательным.
1.2. Особенности преподавания обществознания в современных российских общеобразовательных
учреждениях
Современная эпоха диктует серьезные требования к образованию. Процессы гуманизации, гуманитаризации и технократизации активно протекающие в сфере обучения неоднозначны. С одной стороны, они направлены на улучшение качества подготовки обучающихся - ориентированность на индивидуальные особенности человека, здоровьесберегающие технологии, профильное обучение, расширение спектра гуманитарных дисциплин с целью улучшения социализации индивидов, применение высоких технологий, одновременно упрощающих сбор, хранение, ретрансляцию информации и способных вызвать больший интерес к обучению у молодого поколения. С другой, несут в себе достаточно большое количество проблем, например, высокий темп передачи и усвоения знаний ведет к тому, что ученики не всегда способны обрабатывать и запоминать все то, что было передано им педагогами; активный прогресс ведет к тому, что информационно-коммуникационные технологии, применяемые при обучении, настолько быстро устаревают и заменяются новыми, что учителя не всегда могут в краткосрочном периоде адаптироваться к инновациям.
Данные тенденции не обошли стороной общеобразовательную систему. Модернизация школьного образования необходима, но проводить ее надо с опорой на сознательность и продуктивность, а не слепое следование трендам модернизации.
В данной статье не ставится цель комплексно проанализировать все российское школьное образование в целом и разработать предложения по корректировки отдельных его сторон. Нами будет исследована отдельная учебная дисциплина - обществознание и ключевые особенности ее преподавания.
Рассмотрим, что представляет собой обществознание и какими специфическими особенностями оно обладает[9].
Стоит сразу же заметить, что обществознание с момента введения единого государственного экзамена в РФ является одной из наиболее популярных дисциплин, сдаваемых выпускниками по выбору. Это связано с тем, что большинство социальногуманитарных образовательных программ, реализуемых в российских вузах, включают в перечень необходимых вступительных испытаний
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - Москва, 2009. - № 4. - С. 18-22
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - Москва, 2022. - 208 с.
3. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000. - 937с.
4. Бородина Н. А., Информационные технологии в образовании: монография / Н. А. Бородина, С. В. Подгорская, О. С. Анисимова; Донской ГАУ. - Персиановский: Донской ГАУ, 2021. - 168 с.
5. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Практическое пособие. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2021. - 160 с.
6. Гельмут В. Я. Использование игрового подхода в преподавании общепрофессиональных дисциплин // Проблемы современного образования. — 2020. — N° 3. — С. 154-161.
7. Грицай, Д. С. Применение технологии эдьютеймента: научное шоу «Курс алхимии вне Хогвартса» / Д. С. Грицай // Химия в школе. - 2022. - № 9. - С. 66-70.
8. Давыдова, К.А. Из истории развития игровых технологий / К.А. Давыдова // Материалы конференции преподавателей по итогам НИР за 2020 год и 75 смотра студенческих научных трудов. - Иркутск, 2021. - С. 48-53.
9. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности // Активное обучение в техническом вузе / под ред. В.Н. Кругликова. - 2020. - 263 с.
10. Ефремова, Н. Ф. Основы цифрового обучения: учебное пособие / Н. Ф. Ефремова, И. Ю. Платонова, М. А. Галушка. - Москва: Директ-Медиа, 2023. - 184 с.
11. Зверева, Ю.С. Информатизация образования: непосредственный [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2023. - №6.3 (110.3). - С. 23-26. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 05.04.2024)
12. Катышева Александра Валерьевна применение игровых технологий на уроках обществознания на уровне основного общего образования (в МАОУ ПГО «СОШ №8» г. Полевской) Екатеринбург, 2021, 100 стр. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15470/2/2021katyshevaav.pdf (дата обращения: 05.04.2024)
13. Колесникова, Т. А. Интерактивные приёмы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии в основной школе [Текст]: учебнометодическое пособие / Т. А. Колесникова, О. А. Абдырахманова, М. Т. Аллакулыева, Г. О. Джумаева, Х. И. Ёмудова, М. Х. Черкезова, Э. Ф. Матвеева ; под общ. ред. Э.Ф. Матвеевой - Астрахань : Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2021. - 100 с.
14. Колокольникова З.У Игровые технологии: учебное пособие / З.У Колокольникова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. - 164 с.
15. Кукулите Т. Г., КарповаЕ. А. Особенности формирования и развития компетенций поколения X, Y, Z // Проблемы современного образования. —2021. — № 4. — С. 10-16.
16. Курьянов М.А. Половцев В.С. Активные методы обучения. - Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2021. - 80 с.
17. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж: Институт практической психологии, 2018. - 288 с.
18. Мирошниченко Л. Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. 2022. №3.1. — С. 40-44.
19. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 05.04.2024)
20. Новые педагогические и информационные технологии в процессе обучения. - Москва: Просвещение, 2022. - 224 с.
21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202107050027
22. Опалько С. Г., Цифровая педагогика в системе образования / С. Г. Опалько // Успехи современной науки, 2016, 12(2), С. 95-97.
23. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М. : МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.
24. Пичугина, Г. А. Игры-минутки в обучении химии / Г. А. Пичугина, Г. И. Штремплер // Еженедельник «Химия», прилож. к «Первое сентября». Москва, 2001. - № 13. - URL: // https://him.1sept.ru/article.php?ID=200101304.
25. Полянина, Ж. Л. КВН для восьмиклассников / Ж. Л. Полянина // Химия в школе. - 2020. - № 10 - С.33-38.
26. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. // Легалакт : справ.- правовая система. — URL: https://legalacts.ru/doc/primemaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovnogo- obshchego-obrazovanija-odobrena-resheniem_1/ (дата обращения: 05.04.2024)
27. Сайгушева Л.И. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию / Л.И. Сайгушева, И.С. Стряпухина // Международный журнал экспериментального образования. - 2024. - № 7-2. - С. 39-41.
28. Своротова Ю. В. Использование настольных игр в процессе образования // Развитие современного образования: от теории к практике : сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Чебоксары : Интерактив плюс, 2019. — С. 145-150.
29. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
30. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - Москва: Высшая школа, 2021. - 176 с.
31. Стромко, А.Н. История развития технологий игрового обучения как педагогического явления / А.Н. Стромко // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы Всероссийских (национальных) научно-практических конференций. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 9-11.
32. Тишаков М. П. Правовое просвещение в подрастающего поколения в сфере безопасности дорожного движения: история и современность / М. П. Тишаков // Актуальные проблемы правового просвещения российской молодежи: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (25 ноября 2022, г. Белгород). - Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2022. - С. 40-49.
33. Турчин, Г.Д. Золотое правило дидактики Я.А. Коменского / Г.Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 10. - Вып. 3. - С. 109-111.
34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2023. №2. - С. 59-63.
35. Шаймаганбетова Ж.Ж. Методы активного обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. Вып. 25. - С. 125-131.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2022. - 226
37. Южакова Н.А. Использование деловых игр на уроках истории и права // Преподавание истории в школе. 2015. № 3. - С. 66 - 69.
38. Яхъяев, О. А. Ролевая игра «Суд над углекислым газом» / О. А. Яхъяев // Химия в школе. - 2020. - № 10 - С. 33-38.