Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, взаимодействие со сверстниками является одним из ведущих видов деятельности младших школьников и играет важную роль в их социальном, личностном и познавательном развитии. Особенности этого взаимодействия во многом определяют успешность адаптации ребёнка к школьной среде, формирование его коммуникативных навыков и социальной компетентности.
Во-вторых, проблема взаимодействия младших школьников со сверстниками активно изучается в современной психолого-педагогической науке, однако многие её аспекты до сих пор требуют более глубокого анализа и обобщения.
В-третьих, данная тема представляет большой практический интерес для педагогов начальной школы, поскольку от характера и качества взаимодействия младших школьников во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса и создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Объектом данного исследования выступает процесс взаимодействия младших школьников со сверстниками.
Предмет исследования - особенности и факторы, влияющие на взаимодействие младших школьников со сверстниками.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность взаимодействия младших школьников со сверстниками зависит от совокупности социально-психологических, педагогических и индивидуально-личностных факторов.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать особенности взаимодействия младших школьников со сверстниками, а также выявить основные факторы, влияющие на этот процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику взаимодействия младших школьников со сверстниками;
2) охарактеризовать основные факторы, влияющие на взаимодействие младших школьников со сверстниками;
3) провести изучение особенностей взаимодействия младших школьников со сверстниками;
4) выявить и проанализировать факторы, определяющие характер взаимодействия младших школьников со сверстниками;
5) разработать рекомендации по оптимизации взаимодействия младших школьников со сверстниками.
Методологическую основу исследования составляют системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
В работе используются теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент).
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются понятие, сущность и особенности данного вида взаимодействия, а также факторы, оказывающие на него влияние.
Вторая глава посвящена обзору психолого-педагогических концепций и теорий, раскрывающих различные аспекты этого процесса, а также анализу современных отечественных и зарубежных исследований по изучаемой проблеме.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия младших школьников со сверстниками
1.1. Понятие и сущность взаимодействия младших школьников со сверстниками
Понятие «взаимодействие» является ключевым в рассмотрении проблемы взаимоотношений младших школьников со сверстниками. В научной литературе данное понятие трактуется достаточно широко и многогранно.
В философском словаре взаимодействие определяется как «универсальная форма движения, развития, которая предполагает взаимное влияние различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого» [9, с. 125].
В психолого-педагогическом контексте взаимодействие рассматривается как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [12, с. 300].
Другими словами, взаимодействие предполагает активное и целенаправленное воздействие двух или более сторон друг на друга, в результате которого происходят изменения в их поведении, деятельности, отношениях.
Применительно к сфере образования понятие «взаимодействие» трактуется как «совместная деятельность, общение, обмен действиями, информацией, опытом, в процессе которых происходит изменение, преобразование участников взаимодействия» [14, с. 412]. Определение тем самым акцентирует внимание на том, что взаимодействие в образовательной среде является двусторонним процессом, в котором участники не только воздействуют друг на друга, но и изменяются сами в ходе этого взаимодействия.
Можно сделать вывод, что взаимодействие – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Взаимодействие младших школьников со сверстниками является одним из ведущих видов их социальной активности и имеет ряд специфических особенностей.
Прежде всего, оно отличается тем, что сверстники воспринимаются ребенком как наиболее значимые и референтные для него фигуры, во многом определяющие его социальный статус и эмоциональное благополучие [2, с. 32].
Взаимодействие со сверстниками на данном возрастном этапе выступает в качестве важного фактора социализации ребенка, способствуя формированию его коммуникативных навыков, ценностных ориентаций, самооценки и Я-концепции [5, с. 77].
В процессе общения со сверстниками младшие школьники учатся выстраивать отношения, согласовывать свои действия, разрешать конфликты, что в дальнейшем будет определять их социальную компетентность.
Специфика взаимодействия младших школьников со сверстниками проявляется и в том, что оно в большей степени носит ситуативно-деловой характер, в отличие от более эмоционально-личностного общения со взрослыми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная, поэтому взаимодействие со сверстниками преимущественно связано с совместным выполнением учебных заданий, организацией игровой деятельности, обменом информацией [11, с. 234].
Вместе с тем, взаимодействие младших школьников со сверстниками характеризуется неустойчивостью, частой сменой симпатий и антипатий, повышенной конфликтностью, т.к. на данном возрастном этапе у детей еще не сформированы навыки бесконфликтного общения, они зачастую не умеют адекватно оценивать свои действия и поступки сверстников [7, с. 35].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блинкова, В. Д. Развитие навыков взаимодействия младших школьников со сверстниками: проблемы и их решение / В. Д. Блинкова // Образование XXI века: материалы Международной научной конференции, Липецк, 20 октября 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 120-123.
2. Воронина Л.Н., Шарбузова Х.З., Халилова А.А. Психология общения младших школьников // Мировая наука. – 2019. – №4 (25).
3. Галкина, В. В. Развитие межличностных взаимоотношений младших школьников со сверстниками / В. В. Галкина, Е. Г. Лазарева // Будущее науки - 2019: сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 25–26 апреля 2019 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 73-76.
4. Ефименко, А. А. Особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками / А. А. Ефименко, В. В. Ерохин // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Горно-Алтайск, 12 декабря 2018 года / Под редакцией Г.Ю. Лизуновой. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2019. – С. 18-22.
5. Круглова, Н. В. Характеристики конструктивного взаимодействия младших школьников со сверстниками / Н. В. Круглова // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2022. – № 2. – С. 76-84.
6. Крылова, Е. А. Особенности взаимодействия младших школьников с ЗПР со сверстниками / Е. А. Крылова // Научный аспект. – 2024. – Т. 22, № 2. – С. 2781-2785.
7. Малахова, Ю. А. Особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками / Ю. А. Малахова, Л. А. Бабаянц // Наукосфера. – 2021. – № 2-1. – С. 34-37.
8. Маслова, Т. А. Влияние внутрисемейных отношений на взаимодействие младших школьников со сверстниками / Т. А. Маслова, А. М. Орешкина, А. А. Храмченкова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 90-1. – С. 86-89.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для учреждений высшего образования. 17 изд., стереот. М.: Издательский центр «Академия». 2019. – с. 125.
10. Настека, М. А. Выявление уровня сформированности умений строить продуктивное взаимодействие со сверстниками у младших школьников / М. А. Настека // Студенчество в научном поиске – 2021: Материалы XXVI научно-практической конференции обучающихся. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2021. – С. 192-194.
11. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
12. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 575 с.
13. Поручкина, С. М. Культура взаимоотношений младших школьников / С. М. Поручкина // Человеческий капитал. – 2020. – № S4(136). – С. 212-221.
14. Психология и педагогика: учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.]; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 520 с.
15. Самойлина, А. А. Психологические особенности межличностных взаимодействий со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития / А. А. Самойлина // Мир без границ – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2019. – С. 149-153.