Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В любом государстве транспорт играет очень важную роль в развитии промышленности и торговли. В коммерческой деятельности перевозка товаров осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта.
Существенная роль автомобильного транспорта заключается в обслуживании им трех миллионов предприятий и организаций всех форм собственности, а также населения страны [5].
Бесспорная сфера применения автомобильного транспорта – перевозки грузов на небольшие расстояния. Однако в целом ряде случаев экономически целесообразно осуществлять автомобильные перевозки на большие расстояния (на тысячу километров и более).
Актуальность выбранной темы курсовой работы объясняется тем, что от рациональной организации вывоза твердых бытовых отходов зависит не только экологическая ситуация в том или ином городе, но и комфорт его жителей.
В данный момент у автомобильного транспорта наблюдается высокий рост объемов перевозок и грузооборота по сравнению с другими видами транспорта.
В этой связи данной работе рассмотрены основные транспортно-эксплуатационные аспекты, связанные с работой подвижного состава автомобильного транспорта при перевозках твердых бытовых отходов.
Предприятие ООО «ПолюсСтрой» является одной из транспортно-логистических предприятий осуществляющих свою деятельность в условиях перевозок грузов на относительно небольшие расстояния (например из пунктов забора твердых бытовых отходов до мест утилизации, перевозка нерудных строительных материалов от мест добычи до строительных объектов, и т. д.).
Объектом исследования данной работы являются существующие подходы к совершенствованию транспортировки грузов коммунально-бытового хозяйства за счет рациональной маршрутизации перевозок.
Предметом исследования является хозяйственная деятельность предприятия ООО «ПолюсСтрой».
Практическая значимость работы характеризуется высокой степенью адаптации разработанных мероприятий к использованию на практике не только в условиях работы ООО «ПолюсСтрой», но и на других предприятиях данного сегмента рынка.
Цель работы — разработка механизма совершенствования транспортировки ТБО в городской среде на примере предприятия ООО «ПолюсСтрой».
В процессе достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить организацию движения автомобилей при вывозе ТБО в городских условиях;
- исследовать особенности транспортных процессов;
- рассмотреть основные тренды развития транспортных процессов в современных условиях;
- выполнить анализ деятельности компании ООО «ПолюсСтрой»;
- разработать предложения по совершенствованию транспортных процессов на данном предприятии.
Статьи и публикации в периодической печати, электронные ресурсы, учебная литература, нормативные документы выбранной фокусной компании – это информационная база для написания данной курсовой работы.
Теоретические основы оказания логистических услуг по перевозке грузов среды рассмотрены во многих работах, можно отметить труды следующих авторов: Б.А. Аникина, С. Н. Гамидуллаева, А. В. Парфенова, И. Д. Афасенко, В. В. Борисовой, Федорова, В. А. Персианова, И. Б. Мухаметдинова, С. В. Халипова, В. А. Цветкова, К. Х. Зондова, А. А. Медкова, Д. В. Чермянинова, Д. Н. Бахрах, Н. Эриашвили, Д. Г. Коровяковского, В. Ю. Дианова, М. М. Рассолова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
1.1. Базовые подходы к организации вывоза ТБО в условиях города
Перевозки ТБО занимают одну из лидирующих позиций среди грузовых автомобильных перевозок коммунального назначения.
В этой связи на большинстве коммунальных предприятиях идет постоянная работа над совершенствованием процесса перевозок данного вида грузов.
В современных условиях процесс транспортировки любых видов грузов, в т.ч. и ТБО, необходимо рассматривать не сам по себе, а исключительно во взаимодействии с другими процессами – сбор, погрузка, выгрузка и т.д.
С целью улучшения производственно-экономических показателей технологического процесса перевозки ТБО крайне важно детально проанализировать и увязать, такие параметры, как:
- технические характеристики погрузо-разгрузочной техники и подвижного состава автомобильного транспорта;
- графики работы технических средств погрузки и транспортных ресурсов;
Использование математических методов при организации маршрутов перевозок также способствует улучшению итоговых показателей технологического процесса перевозок [19].
В свою очередь процесс перевозки ТБО необходимо рассматривать, как один из этапов движения материальных потоков, который требует предварительной разработки и рационализации.
При осуществлении перевозок ТБО в нынешних условиях необходимо использовать современные навигационные системы.
Для эффективного формирования маршрутов необходимо решать экономические и прикладные математические задачи, которые отражаются в управление потокового процесса. При расчете расстояния, оптимизации маршрутов и автоматизации транспортной логистики важно использовать системы автоматической маршрутизации.
Использование описанных выше рекомендаций при перевозках ТБО способствует более эффективному расходованию материальных и финансовых ресурсов муниципальных коммунальных предприятий.
Движение автотранспорта происходит по маршрутам. Маршрут движения – это путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Процесс отыскания кратчайшего пути от места погрузки до места выгрузки в общем виде с использованием алгоритма Дейкстры отразим на рис.2.1.
Блок-схема алгоритма Дейкстры приведена на рис.1.1
Рисунок 1.1.– Блок-схема алгоритма Дейкстры
В блок-схеме приняты следующие обозначения:
а) СНУ – Список начальных узлов (вершин, объектов, пунктов) маршрута;
б) s – общее число вершин (пунктов) маршрута;
в) i, j – порядковые номера вершин;
г) hij – расстояние между i-ой и j-ой вершинами, км (м);
д) , - потенциалы i-ой и j-ой вершин.
Первый шаг алгоритма выполняется один раз. Второй и третий шаги многократно повторяются. Число итераций равно (s – 1).
В данной работе в качестве узлов можно выбрать какие-либо промежуточные возможных маршрутов или места разветвления автомобильных дорог.
По указанному алгоритму мы определяем кратчайший путь от первого объекта до s-го. Последовательность вершин кратчайшего пути в общем виде выглядит следующим образом:1 –n1-n2-….-ns.
В нашем случае погрузка и выгрузка ТБО происходит между различными пунктами забора и выгрузки в пределах города
1.2. Особенности транспортных процессов. Виды транспортных процессов
Транспортные процессы являются средством, при помощи которого происходит функционирование транспортной системы. В логистической науке различают следующие виды транспортных процессов:
- скалярные транспортные процессы;
- векторные транспортные процессы.
Пример скалярного транспортного процесса: процесс укрупнения грузовой единицы на складе в рамках общего транспортного процесса скалярным. Так как груз только готовится к транспортировке и не меняет состояние системы в целом.
Пример векторного транспортного процесса. Груз отгружается со склада в транспортное средство и перемещается из пункта отправления в пункт назначения. В этом случае состояние общей транспортной системы меняется. Таким образом этот процесс является векторным.
Транспортный процесс — процесс производственный. При этом продукцией транспорта является сам производственный процесс.
Стоимость транспортной продукции создается по законам, присущим всем отраслям материального производства.
Экономический комплекс современной России в настоящее время испытывает потребность в совершенствовании управления транспортным процессом при перемещении людей и грузов [20].
Транспортная инфраструктура оказывает комплексное влияние на экономическое развитие региона (рис.1.2).
Экономика региона также влияет на транспортную инфраструктуру по нескольким каналам (рис.1.2).
Рисунок 1.2 - Каналы влияния транспортной инфраструктуры на экономику
По рис.1.2. видно, что развитая транспортная инфраструктура является фундаментальным фактором для экономического развития любого региона нашей страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
2. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
3. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – М.: МПА-ПРЕСС, 2020. – 191 с.
4. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 с.
5. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
6. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
7. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
8. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с.
9. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2020. – 457 с.
10. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2019. - 484 с.
11. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов В.В. Жариков В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
12. Голубчик А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2020. – 317 с.
13. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2020. – 782 с.
14. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экон. специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2019. - 734 с.
15. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2019. – 557 с.
16. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.
17. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2019. – 659 с.
18. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020. – 320 с.
19. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2019. – 268 с.
20. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2020. – 220 с.
21. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2019. – 522 с.
22. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2019. – 442 с.
23. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 359 с.
24. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Минск: Высшая школа, 2019. – 507 с.