Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в истории изучения и освоения Русского Севера особо выделяется период с 1870-х до конца 1910-х годов. Это время повышенного интереса человечества к Арктике. Общее увлечение охватывало не только ученых и исследователей, к нему склонились также журналисты, писатели и художники.
В этот исторический период на Русский Север устремляются отечественные писатели К.Д. Носилов, Е.Л. Львов-Кочетов, Б.С. Житков, художники К.А. Коровин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, А.А. Борисов, Л.Ф. Пищалкин, В.В.Переплетчиков, Вас.И. Немирович-Данченко и др., в эти края отправляются экспедиции отечественных и зарубежных ученых.
Север привлекал деятелей русского искусства и литературы не естественными ресурсами края, а уникальными памятниками старины, неповторимыми заполярными пейзажами, своеобразным бытом народа. Именно здесь, вдали от культурных центров еще сохранялись образцы архаичной культуры коренных народов Севера (лопарей, карелов, саамов, ненцев), старообрядческой Руси и архангельских поморов.
В данной курсовой работе рассматривается представление северной темы в произведениях двух великих русских художников – К.А. Коровина и В.М. Васнецова, которые внесли значительный вклад в изучение русского севера применением особенной творческой манеры его изображения.
Цель исследования – провести сравнительный анализ принципов создания северных пейзажей в творчестве К.А. Коровина и В.М. Васнецова.
Объект исследования – творчество К.А. Коровина и В.М. Васнецова.
Предмет исследования – принципы создания северных пейзажей в творчестве К.А. Коровина и В.М. Васнецова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать биографии и особенности творческого пути К.А. Коровина и В.М. Васнецова.
2. Проанализировать особенности раскрытия северной темы в творчестве художников.
3. Провести сравнительный анализ пейзажей К.А. Коровина и В.М. Васнецова, посвященных северной теме.
Материал исследования:
1. К.А. Коровин «Ручей святого Трифона в Печенге» (1894).
2. В.М. Васнецов «Северная земля» (1899).
Методы исследования: анализ научной литературы и изобразительного материала, описательный, биографический, сравнительный, хронологический, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения, в котором содержатся иллюстрации.
1. К.А. Коровин. Краткая биографическая справка. Общая характеристика творчества. Роль северных пейзажей в творчестве художника
Как утверждает ряд исследователей, культурная жизнь России конца XIX – начала ХХ столетия не могла существовать без творчества выдающегося отечественного художника К.А. Коровина (1861–1939). Коровин в русской культуре известен как блестящий портретист, живописец-станковист и театральный декоратор.
Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина – купца первой гильдии, владельца ямского извоза. Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи. В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать. Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе .
В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение – в пейзажный класс Алексея Саврасова.
Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс .
Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам — после окончания Школы он так и не получил звания классного художника.
Благодаря Поленову, Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен» .
В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.
Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них — «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.
В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом – и в этом жанре он был верен импрессионизму. В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы — пятен, росчерков, зигзагов .
В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
К.А. Коровин выступал в качестве талантливого пейзажиста и автора панно. Данные направления творчества художника особенно проявились во время его знакомства с Русским Севером, на который он впервые попал случайно, в 1894 году. Север остался истинной любовью Коровина на всю оставшуюся жизнь .
Еще одна поездка К.А. Коровина на Север состоялась в 1897 году. До сих пор в научной литературе мало что упоминается об этих путешествиях Коровина. В каждой из немногочисленных книг о художнике короткому северному периоду его жизни посвящено всего по несколько строк.. Книг о художнике нет, немногие статьи затерялись в старых изданиях; большой выставки его картин, разбросанных по бесчисленным собраниям страны, не было ни разу, а созданные им декорации, за отдельными исключениями, испытали обычную судьбу произведений этого рода – они истлели.
К.А. Коровин путешествовал по Северу в период творческого кризиса. Вернувшись в Россию из Франции, где прожил целый год, он был еще «весь полон искусством импрессионистов, поисками особой живописной красоты и правды образа». Париж, однако, не отвратил Коровина от России. Он скучал по ней. Возвращение на родину после долгого отсутствия придало особую прелесть и новизну всегда милым его сердцу образам. С большим трудом Коровину освободился от внешних заимствований. И в этом ему помог Север .
Купец и меценат, покровительствующий многим деятелям русской культуры, один из инициаторов освоения Севера и строящейся железной дороги от Вологды до Архангельска – Савва Иванович Мамонтов, предложил Коровину вместе со своим другом, не менее известным отечественным художником В.А. Серовым совершить путешествие по Архангельской губернии – по Белому морю и Кольскому полуострову, и далее в Швецию и Норвегию.
Мамонтов в начале лета 1894 года сопровождал премьер-министра С.Ю. Витте в путешествии по будущей трассе железной дороги Вологда-Архангельск. Вернувшись в Москву и очарованный Севером, Мамонтов привлекает К.А. Коровина к работе по оформлению предстоящей в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки.
Именно по предложению Мамонтова Коровин поехал на Мурман писать этюды к предстоящей выставке. Благотворитель и раньше всячески поощрял и финансировал поездки Коровина. Вместе с Мамонтовым
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архангельская А.С. Северный пейзаж в творчестве К.А. Коровина: основные принципы исследования // Материалы научно-практической конференции «Проблемы современной историко-культурной области исследований: исторический опыт и перспективы». – Ростов: Ростовский государственный университет, 2017. – С. 32–46
2. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика творчества В.М. Васнецова. Оценка северной темы в творчестве художника // Материалы научно-практической конференции «Современные особенности исследования культурных феноменов: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 79–90
3. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Основные направления исследования творчества В.М. Васнецова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования в области истории и культуры в мировой практике». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–136
4. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы формирования творческой манеры К.А. Коровина проблемы и перспективы изучения творчества художника // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области искусствоведения: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
5. Мариненкова А.В., Крутова Е.Н., Терещенко С.В. Основные направления изучения творческой деятельности В.М. Васнецова: значение и социально-культурная интерпретация // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 7. Культура и искусство. – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 100–111
6. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные направления исследований в истории искусства // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа проблем изучения культуры и искусства в современной России». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
7. Озерцковская И.А., Шаляпина А.М., Тихоненко Д.И. «Северная тема» в творчестве К.А. Коровина: основные принципы изображения русского севера в пейзажной живописи художника // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Гуманитарные науки». – СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 141–153
8. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы и проблемы исследования творчества В.М. Васнецова в современной искусствоведческой науке // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о культур и искусстве в современном российском обществе». – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет, 2018. – С. 100–112
9. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы представления «русского севера» в творчестве художников конца XIX – начала XX века: исторические предпосылки формирования и последствия // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития культурологи и искусствоведения в России». – Самара: Самарский государственный университет, 2017. – С. 93–101
10. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика исследования типов и форм изображения природы в творчестве В.М, Васнецова. Основные направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Культурологические и искусствоведческие исследования. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2016. – С. 88–99
11. Щепетилина С.С., Кемеровская И.А., Шклярова О.Д. Принципы изучения творчества К.А. Коровина как отражения культурно-исторической эпохи: практика работы политологов, социологов, культурологов и историков на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы исследования истории и социальных наук в гуманитарной науке: история и современность». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 151–164
12. Яковенко Б.В. Современные взгляды на творчество В.М. Васнецова как индикатора социально-культурного развития общества в конкретный исторический период // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Исторические и социальные науки. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72