Фрагмент для ознакомления
2
Любой производственный процесс основывается на изученных теоретических и методических вопросах организации и планирования производства на предприятиях. Данная тема охватывает не только экономические, но и инженерные предметы и является особенно актуальной, ведь организация производства представляет собой дисциплину, нацеленную на изучение факторов и условий рационального согласования действий сотрудников предприятий при использовании орудий и предметов труда в производственном процессе на базе использования знаний в области экономики, техники, социологии и менеджмента, аналитических приемов и передового опыта, направленных на достижение намеченных целей по выпуску определенных продуктов труда должного качества и количества.
Каждый производственный процесс осуществляется во времени и в пространстве. Но при этом подходы в организации производственного процесса могут быть разными и в настоящее время продуктивно руководить сложными производственными процессами могут лишь грамотные менеджеры, для которых работа в условиях рынка в соответствии с его требованиями является образом мышления и действия.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «САХАЛИН ДРИЛЛИНГ СЕРВИСИЗ».
Предметом исследования является планирование объема производства.
Целью курсовой работы является изучение особенностей оперативного управления производством на предприятиях.
Для достижения курсовой работы поставлены следующие задачи:
- Исследование теоретических аспектов планирования (сущности и структуры системы планирования, а также существующих основных видов и форм планирования).
- Анализ системы планирования исследуемого предприятия, на основе результатов анализа, выявление положительных и отрицательных сторон планирования исследуемого предприятия.
- Разработка мероприятий по усовершенствованию системы планирования производства на основе полученных результатов.
Курсовая работа включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
Планирование и прогнозирование производства можно разделить на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.
Долгосрочное планирование обычно составляется на срок от полутора до трех лет. В него входит планирование общей стратегии производства, инвестиционный план, расширение ассортимента производимой продукции, планирование ее изготовления, на основании наблюдения за совершенствованием технологий производства, а также учет характера изменения тенденций спроса.
Среднесрочное планирование рассчитано на период от одного до шести кварталов, при учете вероятных изменений спроса. Данный вид планирования заключается в составлении подходящей тактики использования мощностей производства. Тактические планы входят в рамки долгосрочных стратегий и должны быть составлены, исходя из уже предоставленных ресурсов.
Краткосрочное планирование применяется во временных рамках от нескольких часов до одного квартала. Также этот вид планирования называется оперативным. Целью оперативного планирования является распределение среднесрочного планирования на более мелкие части.
Среднесрочное и краткосрочное планирование в совокупности представляют собой текущее планирование.
Планирование дает возможность представить в наглядном виде выполняемые действия на производстве в пространстве и времени, определяя момент начала этих действий и их завершение с указанием ответственных лиц (исполнителей).
Текущее планирование, в свою очередь, может быть ориентированно на внутреннюю часть производства и на внешнюю.
Внешне ориентированное планирование в компании можно рассмотреть на таком примере: поступил заказ от клиента на закупку заготовок из металла определенного вида. В таком случае, планирование производства данных изделий должно быть полностью рассчитано, начиная от закупки сырья, заканчивая выпуском готового изделия, с учетом временных рамок, установленных заказчиком.
Планирование, ориентированное на внутреннюю часть производства, напротив, рассчитано на изготовление изделий не по заказу покупателя, а «на склад». Допустим, в компании существует ряд заготовок, которые чаще всего пользуются спросом. Как раз для них и применяется данная тактика планирования. Необходимость пополнения запасов заготовок на складе определяет параметры внутренне ориентированного планирования.
В основном, в данной компании применяется тактика внутренне ориентированного планирования.
Такой показатель, как спрос, имеет очень заметное влияние на определение целей компании, организацию структуры оперирующей системы компании, а также на разработку текущего планирования.
Анализ спроса зависит от его характера влияния. Товар может быть специфичным или однотипным, готовая произведенная продукция может быть необходима к определенному сроку или нет. От этого зависит, стоит ли создавать запас на склад, какую цену целесообразно установить и так далее.
Таким образом, с проведением анализа спроса возникает примерная картина о том, каким образом лучше спланировать производство. Например, при производстве какого-либо уникального продукта необходимость создания запаса отпадает, потому как товар специфичен и хранение его на складе не рентабельно.
Однако, если требуется удовлетворить спрос на какой-нибудь функциональный продукт, создать запас – подходящее решение.
В случае, если товар является инновационным, но пользуется большим спросом, формирование запаса оправдано, но затраты на это включаются в цену продукта. Оптимальным для такой ситуации решением можно назвать создание запаса готовых деталей для быстрой сборки.
Важно отметить, что при условии хорошо прогнозируемого спроса, например, сезонного, хранение запаса готового специфичного продукта теряет свой смысл. Изготовление такого продукта можно приблизить непосредственно к ожидаемой волне спроса, а резервный запас свести к минимальному значению. В зависимости от величины изменения колебания спроса и сложности ее определения изменяется и размер создаваемого запаса.
Планирование является одной из составляющих процесса управления. Основная его роль состоит в принятии управленческих решений, обусловленных тем, что в процессе планирования устанавливаются цели и распределяются ресурсы оперирующей системы. Иначе говоря, планирование – важнейшая функция производственного менеджмента.
Сущность внутризаводского планирования заключается в научном обосновании на предприятии будущих экономических целей его развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их воплощения на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Внутризаводское планирование в условиях рынка представляет собой процесс научного обоснования стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта, выбор оптимальных путей их достижения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Объектами организации и планирования производственного процесса на предприятии являются производственные системы различных уровней, в которые входят работники предприятия, обладающие определенными навыками и умениями, и им подчиненные средства труда. Организация и планирование производства в этой связи при-званы обеспечить: во-первых, формирование рационального состава сотрудников и средств труда производственной системы для осуществления выпуска необходимой продукции требуемого качества (конкурентоспособной), в заданном объеме и в установленные сроки; во-вторых, определение наиболее целесообразных взаимосвязей между всеми эле-ментами производственной системы; в-третьих, непрерывное развитие производственной системы в направлении повышения ее эффективности и наибольшего соответствия изменяющимся условиям ее взаимодействия со своей внешней средой.
Планирование является непрерывным действием из-за двух главных причин. Первой причиной является возможность достижения цели и потребность в установлении новых целей. Второй причиной является неопределенность будущего. В окружающем нас мире происходят постоянные изменения, это и требует корректировки целей и согласования их с реальностью. Из этого следует не менее важная роль прогнозирования возможных изменений бизнес-среды в ходе планирования.
Всякое управленческое решение, следствие которого обнаружится в будущем, базируется на том или ином способе предвидения, на ожиданиях о будущем, на планах и прогностических оценках. Это является подтверждением того факта, что планирование и прогнозирование представляют собой два этапа единого процесса.
План – это совокупность конкретных заданий, это адресная директивная программа, содержащая основные параметры, необходимые для управления организацией или ее подразделением для достижения стоящих перед ними целей.
Прогнозирование можно считать преддирективным этапом плановой работы. В отличие от плана, прогноз имеет предварительный вариантный характер, его горизонт шире планового периода. Прогноз ставит ограничение области и возможности, в рамках которых должны быть намечены реальные цели и задачи, распознает направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. В этом заключаются различия между планированием и прогнозированием.
1.2 Методология оперативного планирования
Процесс планирования, который включает разработку нескольких планов с различным горизонтом планирования, можно разделить на несколько стадий. Например, японский экономист Т. Коно предложил одну такую модель из пяти стадий: формулирование предпосылок, постановка проблемы, долгосрочная стратегия, среднесрочное планирование, краткосрочное планирование. Рассмотрим основное содержание этих стадий.
На стадии формулирования предпосылок определяются философия и цели предприятия, собирается информация об окружающей среде, отрасли и конкурентах, составляются прогнозы о будущем положении предприятия.
На стадии постановки проблемы определяются уровни притязаний. Например, темпы роста должны быть выше 10 % в год. Затем прогнозируются важнейшие результаты, могущие иметь место при условии сохранения политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, после чего выявляются разрывы и возможности их устранения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочная правовая система «Консультант Плюс» (Дата обращения: 27.09.2024).
2. Абишев А.А., Воробьев А.Е., Тчаро Х. Перспективы цифровизации нефтяной отрасли России // Вестник АУНГ. – 2018. - № 1 (45). – С. 37.
3. Абукова Л.А. Цифровая модернизация нефтегазового комплекса России // Нефтяное хозяйство. – 2017. - № 10. – С. 54-58.
4. Агеев Н.П., Черняев М.В. Инновации в неытегазовой отрасли – ключ к рациональному и эффективному недропользованию // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. - № 5. -. 115-120.
5. Балашова А.Д., Балашова О.И. Изменения управления бизнесом в условиях интеллектуальной трансформации нефтегазовой отрасли // материалы 23-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления». – ГУУ, 2018. – С. 140-144.
6. Созыкина Мария Сергеевна Информационные технологии в цифровой экономике // Academy. 2019. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-tsifrovoyekonomike (Дата обращения: 27.09.2024).
7. Бахтурин Г.И., Логунов А.Б., Миронов Н.А. Новые производственные технологии взгляд экспертов научно-технической сферы // Инноватика и экспертиза. – 2016. - Выпуск 3 (18). – С. 18-22.
8. Воробьев А.Е. Программа развития науки и инноваций в Атырауском университете нефти и газа. – Lambert Academic Publishing, 2017. – 130 с.
9. Суровицкая Галина Владимировна «Сквозные» цифровые технологии в региональной экономике // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skvoznye-tsifrovye-tehnologii-vregionalnoy- ekonomike (Дата обращения: 27.09.2024).
10. Воробьев А.Е. и др. Цифровизация нефтяной промышленности: «интеллектуальный» нефтепромысел // Вестник евразийской науки. – 2018. - № 4(18). – С. 23-41.
11. Басакина Ю.В., Кульба В.С. Цифровые технологии и безопасность расчётных операций // Цифровая наука. 2021. 85 №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-ibezopasnost- raschetnyh-operatsiy (Дата обращения: 27.09.2024).
12. Воробьев А.Е., Тчаро Х. Цифровизация нефтяной отрасли Казахстана // Проблемы недропользования. – 2018. - № 1(16). – С. 66.
13. Габидуллина Е.Л., Большакова О.И. Анализ мирового опыта налогообложения нефтяной отрасли и возможности его использования в России // Материалы докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы управления в ТЭК-2018», 2018. – С. 156-160.
14. Дмитриева Галина Сергеевна Цифровые технологии в банковском секторе экономики // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-bankovskomsektore- ekonomiki (дата обращения: 27.09.2024).
15. Гулулян А.Г. Оценка экономической эффективности использования технологий цифровых месторождений при принятии управленческих решений в нефтегазовом производстве. Автореферат дисс. кандидата экономических наук. – М., 2017. – 25 с.
16. Калинкин Евгений Васильевич Цифровые технологии: формирование кадровой основы // Уровень жизни населения регионов России. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovyetehnologii- formirovanie-kadrovoy-osnovy (дата обращения: 27.09.2024).