Фрагмент для ознакомления
2
Коррекционно-образовательное сопровождение детей с нарушениями речи требует высокого уровня профессионального мастерства, и успех или неудача коррекционно-развивающего обучения во многом зависит от того, насколько четко организована преемственность в работе логопеда и родителей. Сотрудничество означает не только распределение работы для достижения общих целей, но и принципы работы, которые можно сформулировать как [13]:
Сотрудничество - рассматривает родителей как равноправных партнеров в коррекционном процессе.
Индивидуализация - особое внимание уделяется уровню домашнего образования, воспитанию в семье, заинтересованности и пониманию родителями проблем ребенка.
Комплексность - поскольку преодоление речевых нарушений является сложной задачей, учитель - логопед координируют свое взаимодействие с другими специалистами (психологами, дефектологами, врачами).
Взаимодействие с семьями детей с речевыми трудностями - один из самых сложных аспектов работы школьных логопедов. Важно найти такие формы общения с семьями, которые позволят достичь взаимопонимания и взаимной поддержки для решения сложных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Часто в практике родители не уделяют должного внимания работе со своими детьми по преодолению их языковых трудностей. Это происходит по следующим причинам:
- Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.
- Родители не прислушиваются к тому, что их дети не говорят.
- Они верят, что с возрастом все исправится само собой.
- Родители часто естественным образом отказываются от исправления языковых трудностей ребенка, поскольку не обладают необходимыми педагогическими знаниями и навыками.
- Трудности обычно возникают из-за отсутствия свободного времени для занятий с детьми дома.
Часто к моменту окончания детского сада у детей нормальное произношение. Логопед в детском саду «поставил» все звуки, но на школьном логопедическом обследовании обнаружилось, что произношение ребенка нарушено. Родители обвинили во всем логопеда, а на вопрос, следовали ли они рекомендациям логопеда, автоматизировали ли звуки и следили ли за речью ребенка во время летних каникул, ответили, что время, подходящее для коррекции, прошло, но дефекты произношения остались. Очевидно, что сотрудничество родителей крайне важно и неоценимо. Это связано с тем, что, во-первых, мнение родителя является для ребенка наиболее авторитетным, а во-вторых, только у него есть возможность ежедневно закреплять сформированные навыки в ходе живого, непосредственного общения с ребенком [19].
Вовлечение родителей в образовательный процесс и их заинтересованное участие в коррекционно-образовательной деятельности важно не потому, что этого хотят логопеды, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. И задача учителя-логопеда - донести до родителей важность общения между родителями и детьми.
Когда родители пытаются развивать и корректировать речь ребенка самостоятельно, без профессиональной помощи, они часто сталкиваются со следующими ошибками [7]:
- приспособление к нестандартной речи детей;
- повторение одних и тех же упражнений снова и снова;
- незнание специальных приемов контроля и коррекции звуков; - незнание собственной речи ребенка; - незнание собственной речи ребенка
- неадекватное использование приемов сравнения и сопоставления;
- монотонность урока; визуализация; игровые методы; учебные материалы; уроки без создания соответствующих ситуаций;
- частые замечания или исправления без учета места, времени и эмоционального состояния ребенка; не подчеркивание успехов ребенка;
- игнорирование индивидуальности ребенка.
Поэтому необходимо проводить воспитательную работу, обращая внимание родителей на проблемы ребенка, обучая их правильно распознавать и работать с ним, предъявляя те же требования для успешной коррекции речевого и языкового нарушения. Успех коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько четко организована преемственность в работе между логопедом и родителями. Они должны быть коллегами, соратниками и помощниками в решении общих проблем.
Цели взаимодействия учителя-логопеда с родителями [5]:
- выстроить отношения сотрудничества с семьей каждого ученика;
- объединить усилия для развития и воспитания ребенка; и
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогатить воспитательный потенциал родителей.
Далее перед родителями ставят следующие задачи:
- создать в доме благоприятные условия для общего развития ребенка и развития речи;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по изучению общего развития ребенка, его речевого развития и необходимости коррекции недостатков в этом развитии в соответствии с рекомендациями специалистов.
Беседуя с родителями, наблюдая за их стилем общения с детьми и анализируя результаты выполнения домашних заданий логопеда, всех родителей можно условно разделить на следующие группы [10]:
I группа - родители, которые предъявляют к ребенку справедливые требования, прислушиваются к советам логопеда и воспитателя, систематически контролируют выполнение ребенком логопедических заданий и интересуются его настроением и успехами. К сожалению, это самая малочисленная группа. Как правило, дети таких родителей не посещают школьного логопеда и успешно оканчивают детский сад.
II группа - излишне хвалят своих детей, не подозревают о надвигающихся проблемах, а логопедические задания выполняют не всегда, а в основном по желанию и настроению ребенка. Дети таких родителей начинают посещать школьного логопеда с первого класса, когда у них начинаются проблемы с письменной речью.
III группа - родители, которые не проявляют интереса к успехам или трудностям своего ребенка и формально относятся к советам и просьбам логопеда. Эмоциональный контакт между родителями и детьми в этой группе минимален. Задача логопеда часто не выполняется. Как правило, родители, приглашенные на ППк, не знают о проблемах своего ребенка и часто пишут отказ от логопедических занятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий по преодолению недоразвития фонематической стороны речи у младших школьников / З.Е. Агранович. - М.: Детская пресса, 2015.- 381 с.
2. Агранович З.Е. Логопедическая работа направлена на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - СПб .: Детская пресса, 2019. - 48 с.
3. Бабин Г.В. Силлабическая структура слова: обследование и общение с детьми с плохим развитием речи. - М .: ПАРАДИГМА, 2020. - 96 с.
4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в с детьми с нарушением речи. - М.: Скриптория 2003, 2020.-240 с.
5. Большаков В.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Инструментарий. - М .: СФ Сфера, 2019. - 56 с.
6. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2018.- 176 с.
7. Бондаренко Т. М. Введение школьников в логопедическую работу. Инструментарий Т.М. Бондаренко. - М. 2019 .- 208 с.
8.Вакуленко, Л.С. Консультация логопеда. / Л.С. Вакуленко. - М. Детство Пресс, 2021 - 803 с
9. Взаимодействие в работе родителей и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2019. - 256 c.
10. Граб Л. М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с нарушением речи ОГП. - М .: Изд-во Гном и Д, 2015. - 56 с.
11. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: учебное пособие. - М.: Ирис-пресс, 2022. - 96 с .
12. Елизавета, Хлиян Большая книга логопеда / Хлиян Елизавета. - М.: Феникс, 2023 .- 226 с.
13. Ефимов О. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О. Ефимов. - М.: Диля, 2016.- 127 с.
14.Зуева Л.Н. Занимательные упражнения для развития речи. Логопедия для детей с нарушением речи. Альбом 1. Звуки C, 3, Ц / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева О.П. Солошенко. - М .: АСТ, Астрель, 2020.- 80 с.
15. Ивановская О. Г. 50 уроков с логопедом. Преодоление нарушений обозначения мягких согласных / О.Г. Ивановский. - М.: Каро, 2019.- 96 с.
16. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2021. - 48 c.
17. Ихсанова С. В. Игровая терапия в логопедии. Артикуляционные трансформации / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2020.- 48 с.
18.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукового произношения. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко М.И. Кременецкий. - М .: Гном, 2017 .- 216 с.
19.Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика на полках. Пособие для логопедов, учителей, родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2014 .- 64 с.
20. Кожевникова, Д. В. Домашний логопед. Практическое пособие (+ DVD-ROM) / Д.В. Кожевникова, П.В. Кожевников. - М.: Наука и техника, 2009. - 256 c.
21. Ковшиков В.А. Выразительная алалия и методы ее преодоления- СПб.: КАРО, 2006. 304 с.
23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-Топ: Нетрадиционные методы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. - М.:Издательство "ГНОМ и Д" 2003. - 20 с.
24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. - СПб .: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
26. Лебедева И.Н. Развитие связной речи. Обучение повествованию в картинках: Учебник под ред. Л. Б. Баряева. - СПб.: Центральный Дом Культуры проф. Л. Б. Баряева, 2009 .- 175 с.
27.Михайлов С. Веселая логопедия. Письмо Р. Книга с наклейками / Сергей Михайлов. - М .: Детский мир, 2013 .- 10 с.
28. Свободина Н. М. Беседы с логопедом. Вопросы и ответы / Свободина Наталья. - М.: Сфера, 2009. - 193 c.
29.Новиковская О. Домашний логопед. Чистые слова. Скороговорки. Пальчиковые игры. Стихи для развития речи / Ольга Новиковская. - М .: АСТ, Астрель-СПб, 2013 .- 96 с.
30.Новоторецева, Н.В. Логопед на уроках дома / Н.В. Новотовцева. - М .: АСТ, 2014 .- 459 с.
31. Османова, Г. А. Логопед - к родителям / Г.А. Османова. - М .: Каро, 2009 .- 192 с.
32.Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. - М .: Астрель, 2010 .- 714 с.
33. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седой. - М.: Огни, 2008 .- 288 с.
34. Ткаченко Т.А. Структура слога слова. Исправление нарушения. Логопедический блокнот. М., Booklover, 2008.48 с.
35. Ткаченко Т. А. Если ребенок говорит плохо. - СПб .: Детская пресса, 2000. - 112 с., Ил.
36. Фомичева М. Ф. Воспитание детей у детей правильного произношения. Практикум по логопеду / М.Ф. Фомичева. - М .: Образование, 1989 .- 240 с.
37. Ханшева, Г.В. Логопед на помощь / Г.В. Каншева, Н.В. Иващенко, Е.В. Иващенко. - М .: Феникс, 2013 .- 112 с.
38. Чубуков, А. Говорящий логопед. От 3 до 5 лет / А. Чубуки. - М .: Робинс, 2012 .- 351 с.
39. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью. Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: Феникс, 2016. - 673 c.
40. Яворовская, И.А. Занятия с логопедом. Потешные скороговорки. Азбука-раскраска / И.А. Яворовская. - М.: Феникс, 2011. - 618 c.