Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В дошкольном детстве формируются конкретные представления о природе, закладываются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, доброжелательно относились к природе.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование у детей осознанного и правильного отношения к природе. Оно основано на наблюдениях за особенностями жизни, ростом и развитием отдельных живых существ, в том числе животных, чувственных познаниях и ясных представлениях о живой и неживой природе.
Значительный вклад в решение проблем экологического образования внесли работы Л. И. Егоренкова, А.Н. Захлебного, И Д. Зверева, С. А. Суркиной. Они разработали принципы, цели, задачи, методы экологического образования, его содержание, предложения по формированию экологических знаний, привычек поведения в природе, условий реализации экологического образования в различных аспектах.
Проблемой формирования экологических представлений занимаются такие ученые, как Л.И. Егоренко, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И. А. Хайдурова и др.
Формирование экологических представлений о подводных животных отражено в работах Н.Н. Авдеевой, А.О. Вершининой, Л.А. Кондрыкинской и др.
Существует необходимость осуществления особого подхода к формированию экологических представлений для детей с нарушениями речи. Дошкольники с нарушениями речи характеризуются не только недоразвитием отдельных сторон речевого развития, но и обедненным опытом с окружающим миров. Дети, имеющие нарушения речи, имеют значительные трудности в процессе ознакомления с окружающей действительностью, что напрямую связано с несформированностью познавательной деятельности. В связи с чем, восприятие детей создает барьеры для полноценного формирования представлений об окружающем мире, поскольку дошкольникам требуется гораздо больше времени на усвоение материала, чем, к примеру, ребенку без речевых патологий.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста представлений о подводных животных и использованием различных методов формирования экологических представлений о подвожных животных у дошкольников с нарушениями речи.
Цель исследования – разработать рабочую тетрадь «Удивительные подводные обитатели» для расширения экологических представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Объект исследования: формирование экологических представлений о подводных животных у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: проект «Рабочая тетрадь «Удивительные подводные обитатели»» как средство расширения экологических представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Цель исследования, его предмет, и объект определили следующие задачи:
1. Изучить сущность и содержание понятия экологические представления о подводных животных у старших дошкольников с нарушениями речи, рассмотреть методы формирования экологических представлений.
2. Разработать проект «Рабочая тетрадь «Удивительные подводные обитатели»» как средство расширения экологических представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.
1.1.Теоретические аспекты формирования экологических представлений у старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [11].
Суть представлений – воспроизводить то, что произошло в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это отражение памяти, т.е. идеи формируются на основе непосредственного восприятия предмета или явления в прошлом. Во-вторых, это продукты деятельности воображения. Представление посредством воображения формируется на основе информации, полученной в прошлом восприятии и ее творческой переработки. Чем богаче опыт, тем ярче и полнее идея [11].
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Причем они необходимы не только для процессов памяти или воображения, но и для всех психических процессов, поддерживающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления и письма всегда связаны с представлениями, а также с памятью, хранящей информацию и посредством которой генерируются идеи.
Представления имеют свои характеристики.
1. Наглядность. Представления – это чувственно-зрительные образы действительности (ее предметов, сцен, ситуаций). Репрезентации никогда не бывают такими яркими, как перцептивные образы — они обычно гораздо слабее.
2. Фрагментация. Представления полны пробелов, некоторые части и особенности определены четко, другие очень расплывчато, а третьи вообще нет.
3. Нестабильность и неустойчивость. Любой вызванный образ, предмет кого-либо исчезнет из поля сознания. Потребуется еще одно усилие, чтобы вытащить его снова. Кроме того, представления очень гибкие и изменяемые.
Следует отметить, что представления — это не только зрительные образы действительности, но всегда в той или иной степени обобщенные образы. Обобщенный образ, прежде всего, подчеркивает и показывает постоянные черты определенного предмета, с другой стороны, черты, характерные для индивидуальных, личных воспоминаний, которые отсутствуют или проявляются очень слабо.
Наши представления всегда являются результатом суммирования отдельных образов восприятия. Уровень обобщения, используемый в представлении, может варьироваться. Представления, характеризующиеся высокой степенью обобщения, называются обобщенными представлениями.
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку представления основаны на прошлом чувственном опыте, основная их классификация основана на классификации типов чувств и ощущений. Поэтому принято выделять следующие типы: зрительный, слуховой, двигательный (кинестетический), тактильный, обонятельный, вкусовой, температурный и органический.
Б.М. Теплов классифицирует представления по следующим признакам:
- по содержанию: в этом отношении выделяются математические, географические, технические, музыкальные и т. д.
- на уровне обобщения: с этой точки зрения можно говорить об отдельных и общих представлениях;
- в зависимости от степени выражения волевого регулирования: непроизвольные и произвольные представления [11].
Таким образом, все основные типы представления в той или иной степени связаны друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно.
На этапе дошкольного детства развиваются первоначальные представления об окружающем мире: ребенок получает впечатления от природы, собирает представления о различных формах жизни.
В настоящее время существует научное направление, определяющее содержание, особенности, формы и методы формирования идей в системе экологического образования дошкольников.
Экологические представления – сведения о взаимоотношениях и приспособлениях растений и животных к окружающей среде; о человеке как части природы; об использовании природных ресурсов.
По мнению Н.А. Рыжовой система задач экологического образования включает в себя:
- формирование понятной детям дошкольного возраста системы основных научных экологических знаний, прежде всего, как средства формирования правильного отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование базовых навыков в области охраны окружающей среды;
- воспитание гуманного, эмоционально позитивного, бережного и заботливого подхода к миру природы и окружающей среде в целом;
- развитие чувства симпатии к природным объектам;
- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
- формирование исходной системы ценностных ориентаций (принятие себя как части природы, взаимоотношения человека и природы, самооценка и многообразие природы);
- усвоение основных норм поведения по отношению к природе;
- развитие навыков экологической культуры в повседневной жизни;
- развитие способность и желания охранять природу и при необходимости оказывать ей поддержку (заботу о жизни) [10].
Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова определяют ведущую роль систематических знаний в развитии дошкольников, которые позволяют ребенку понять основные особенности предметов и явлений природы, понять связи «системообразования». Взаимоотношения живых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Н.А. Кто живет в воде (море, океан) : [Учеб. нагляд. пособие по экол. воспитанию дошкольников] / Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. - Ярославль : Акад. развития, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 24 с. : цв. ил.; 29 см.
2. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 7. – С. 36-42.
3. Бурачевская, О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О.В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / под ред. О.Н. Широкова [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – № 2 (6). – С. 95–97.
4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2020. –103 с.
5. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / О.Ф. Горбатенко. - М.: Юнити, 2020. - 346 с.
6. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2020. – 128 с.
7. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно — методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 288 с.
8. Копица, Н.В. Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.В. Копица // Молодой ученый. - 2020. - №5. - С. 171-173.
9. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности. — Волгоград: Учитель, 2020. — 260 с.
10. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова.– Москва : Карапуз, 2020. – 186 с.
11. Силаева, О. М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / О. М. Силаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (10). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2696/ (дата обращения: 03.04.2024)
12. Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в деятельности дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. – М., 2020. – 68 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 (с изменениями и дополнениями).
14. Филоненко, А. В. Возможности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / А.Ф. Филоненко // Вестник магистратуры. 2023. №3-2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-predstavleniy-ob-okruzhayuschem-mire-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami (дата обращения: 03.11.2024).
15. Хвостикова, А.А, Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи // Проблемы педагогики. 2021. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-v-protsesse-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 03.11.2024).