Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Исторически сложилось, что нормативно-правовые акты играют ключевую роль в регулировании общественных отношений, формируя правовые рамки для реализации полномочий государственных органов. Однако до сих пор отсутствует единый подход к их определению и содержанию, что создает сложности в правоприменении и требует глубокого теоретического осмысления. На территории Российской Федерации правовая система базируется на Конституции РФ, которая является основополагающим нормативным актом. Её значимость дополняется федеральными конституционными законами, федеральными законами и подзаконными актами, регламентирующими деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Особенности структуры государственной власти в России, основанной на принципах разделения властей, централизованного управления и децентрализации, требуют анализа эффективности их взаимодействия и регулирования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего анализа правовых основ, обеспечивающих функционирование государственной власти в современных условиях.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ нормативно-правовой системы государственного управления.
Задачи исследования:
описать процесс становления государственного управления в России;
охарактеризовать эволюция развития государственного управления в России;
обозначить правовое основы регулирования системы государственного управления;
выделить особенности системы государственного управления.
Объектом исследования является государственное управление в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые основы развития системы государственного управления в Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования. Проблематика исследования привлекает внимание ученых и специалистов в области юридической и правовой науки. В данной работе были использованы исследования следующих авторов: А.Р. Шепилова, Е.А. Иванова, Э.Э. Газиева, А.С. Пойтина и другие. Тем не менее, несмотря на наличие этих трудов, сохраняется ряд проблем и вопросов, требующих переосмысления с учетом современных тенденций. Их возможному решению и посвящена курсовая работа.
Методическая основа исследования. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура курсовой работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Глава 1. Исторический контекст развития государственного управления в России
1.1 Процесс становления государственного управления в России
Научные исследования свидетельствуют, что государственная служба в России зародилась одновременно с формированием Древнерусского государства. Её истоки прослеживаются в вассальных отношениях, где вассалом назывался феодал, зависимый от более крупного феодала, предоставлявшего ему землю. Такие отношения основывались на подчинении и обязательствах, что определяло структуру ранней системы управления. Князь, возглавлявший Древнерусское государство, опирался на дружину — вооружённое войско, выполнявшее функции своеобразной администрации. Дружина не только поддерживала князя, но и осуществляла контроль над территориями, защищая их от внешних угроз и обеспечивая государственные интересы. Взамен князь передавал дружинникам земли, часть военной добычи и дани, что становилось основой их собственности.
Административные функции осуществлялись представителями княжеской власти, включая наместников, посадников, тысяцких, воевод и других должностных лиц. Высшие посты занимали бояре, крупные землевладельцы и советники князя, что подчёркивало их влияние в управлении государственными делами. С укреплением Московского государства и становлением самодержавия государственное управление претерпело значительные изменения. Вассальные принципы были заменены подданническими, что способствовало централизации власти. Московское государство объединило княжества, создав единый государственный аппарат. Великий князь, а позже царь, признавался наместником Всевышнего, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. В этот период в управленческой структуре возникли новые должности, такие как думные чины, дворецкие, ловчие и казначеи, принадлежавшие к высшей придворной администрации. Кроме того, дьяки, стряпчие и стольники занимали важные административные посты. Дворянство, представленное высшими военными должностями, возглавляло государственные органы, обеспечивая выполнение управленческих функций.
Во второй половине XVI века система кормлений была заменена регулярными денежными жалованьями и земельными окладами для служилых чинов. Дворянство трансформировалось в сословие «государевых слуг», обязанных выполнять военную службу по первому требованию. В середине XVI века была сформирована централизованная система управления, представленная приказами, каждый из которых отвечал за определённую отрасль государственного управления. Ключевой особенностью приказной системы стало совмещение административной и судебной власти в одном органе.
На рубеже XVII века наблюдался постепенный переход от традиционной монархии к самодержавной форме правления. В контексте этого периода проводились многочисленные реформы, затрагивавшие преимущественно вооружённые силы и государственный аппарат. Основное внимание уделялось европеизации и модернизации управленческих структур. Позже полномочия царя начали ограничиваться, что стало результатом появления ряда новых органов верховной власти, включая Верховный тайный совет, кабинет министров и конференцию при высочайшем дворе.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями от 4 октября 2022 года). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ. Режим доступа: https://base.garant.ru/403266160/
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ. Режим доступа: https://base.garant.ru/12127405/
Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. Режим доступа https://base.garant.ru/70684666/
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Режим доступа: https://base.garant.ru/12136354/
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1. Режим доступа: https://base.garant.ru/10164358/
Воробец А.В. История государственного управления в России. Время Ельцина и Путина. Изменение в государственном управлении // Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. М.: Институт мировых цивилизаций, 2019. С. 141-146.
Евсикова Т.Р. Исторический опыт становления государственной службы в России (до 1991) // Экономическая безопасность. 2019. С. 91-96.
Карелина Е.М., Вилачева М.Н. Становление и формирование современной российской системы государственного управления / Е. М. Карелина, // Сборник научных статей Всероссийской научной конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2018. С. 65-68.
Короткова О.А., Кан С.В. Государственное управление в России: исторический аспект и современные реалии // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2019. № 14. С. 26-28.
Кузнецов Д.Ю. Исторические особенности формирования органов государственной власти в России // Материалы v международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. С. 141-144.
Куликов В.И. Российская государственность и ее исторические формы (от возникновения государства до конца ХХ века) // Сборник статей и тезисов. М.: Московский психолого-социальный университет, 2022. С. 353-359.
Вислаушкина А.А. Нормативно-правовой акт как источник права в сфере государственного управления // Актуальные вопросы современной науки и образования. 2023. С. 134-137.
Шепилова А.Р. Понятие и цели государственного управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6(122).
Иванова Е.А. Система государственного управления в Российской Федерации: структура и принципы формирования // Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований. 2023. С. 199-204.
Коровин А.А., Шестак О.С. Система и принципы государственного управления // Образование. Культура. Общество. 2021. С. 50-52.
Газиева Э.Э. Организация государственного управления // NovaUm.Ru. 2019. № 21. С. 218-220.
Коршунова Е.Д., Тарасов Ю.А. Особенности механизма государственного управления в современной России // Сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 27-28 апреля 2023 года. Том 3. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2023. С. 325-328.
Пойтина А.С. Основные проблемы системы государственного управления в России // Экономика, управление, право. 2021. С. 159-169.