Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Вопрос о правовом статусе субъектов права является центральным для всех отраслей юриспруденции, поскольку именно участники правоотношений выступают носителями предусмотренных прав и обязанностей и реально применяют соответствующие правовые нормы. Конституция РФ в статье 2 признает высшую ценность человека, его прав и свобод и обязывает государство соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина [1]. Отсюда вытекает необходимость и важность анализа правового статуса личности как субъекта права. Личность в трудовом праве - это, прежде всего, работник. Основная функция трудового права как социальной отрасли права является охранительной и заключается в защите трудовых прав, свобод и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях. Трудовое право - это отрасль права, созданная для работника и в его интересах. Правильное решение вопроса о правовом статусе работника в конечном итоге определяет направление развития трудового законодательства.
Таким образом, актуальность темы исследования регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлена следующими факторами:
Во-первых, высокий уровень миграции в России. Трудовые мигранты составляют значительную долю рынка труда и важны для различных отраслей экономики.
Во-вторых, угроза неправомерного регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства. Это может привести к нарушению прав иностранных граждан и лиц без гражданства, невыплата заработной платы, несоблюдению стандартов безопасности на производстве и другим нарушениям трудового законодательства, что в свою очередь приведёт к социально-экономическим проблемам.
В-третьих, укрепления международных отношений. Регулирование труда иностранных граждан и лиц без гражданства помогает уважать их права и способствует развитию двусторонних отношений с соседними государствами.
Таким образом, актуально разрабатывать и совершенствовать законодательство, которое бы регулировало трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России, устанавливало порядок трудоустройства и контроля за соблюдением трудового законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе анализа регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства.
Предмет исследования – правовое регулирование труда иностранцев и лиц без гражданства.
Целью исследования является комплексный анализ регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть работника как сторону трудового договора;
2.выявить особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства;
3.раскрть права и обязанности работника ;
4.исследовать особенности временного перевода и отстранения от работы работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства;
5.проанализировать особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования. Основную часть данной работы составляет законодательная база. К используемым нормативно-правовым актам относятся: Конституция РФ [1], ТК РФ [2], а так же труды теоретиков.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Байдина О., Матвеева Д.М., Митрахович А., Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В., Сухарев А.Е. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства, регулирующего нормы трудового права в сфере регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Статья 2 ТК РФ закрепляет понятие работника. Так, работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем [2]. На основании ст.15 и 20 ТК РФ выделяются признаки термина "работник". К ним относятся:
во-первых, работник это физическое лицо, обладающее трудоправовым статусом. К ним относятся граждане РФ, иностранные граждане, а так же лица без гражданства;
во-вторых, личный характер осуществления работником своих трудовых прав и обязанностей;
в-третьих, осуществление трудовой функции работником на основании трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка, которые он заключил с работодателем;
в-четвертых, возмездность трудовой деятельности, которую осуществляет работник [5].
Физическое лицо, приобретает статус работника, как правило, в момент вступления трудового договора в законную силу. Но следует учесть, что субъектом трудового права лицо становится еще на стадии подыскания работы. В качестве субъекта трудового права может выступать лицо, достигшее определенного возраста. Считается, что в таком случае субъект способен к регулярному труду, а так же способен отвечать за свое поведение и отношение к труду .
В соответствии со ст.115 Федерального закона от 25 июля 2002 года, работник может выступать:
-иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
-лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [3].
Трудовая деятельность иностранного гражданина может осуществляться на основании:
-трудового договора;
-гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Иностранным гражданам предоставлено право самостоятельно выбирать способ и направление деятельности, профессию и род занятий. Они также имеют возможность использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством. Тем не менее, для них были введены определенные ограничения при трудоустройстве [6].
В соответствии с законодательством, иностранный гражданин не имеет права:
-находиться на муниципальной службе;
-замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
-быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
-быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;
-быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Такие объекты и организации утверждаются Правительством РФ.
-заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ установлен порядок замещения должностей руководителей организаций, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, иностранными гражданами.
Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории России, могут быть допущены к работе в качестве главного бухгалтера или другого должностного лица, которое занимается ведением бухгалтерского учета. Это положение закреплено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ [8].
Работодатель - это физическое или юридическое лицо, которое стало участником трудовых отношений с работником. Иной субъект, наделенный правом на заключение трудовых договоров, может быть назначен работодателем в случаях, когда федеральными законами предусматривается возможность такого назначения (ч. 4 ст. 20 ТК РФ) [2].
Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен в соответствии:
-с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1;
-Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ;
-Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ ;
-Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ и др.
С иностранным гражданином или лицом без гражданства может заключаться трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). Особо следует отметить правовое регулирование труда иностранных граждан на территории договаривающихся государств стран - членов ЕАЭС (ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.). Согласно условиям данного договора, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена имеют право на привлечение к выполнению трудовых функций работников своих стран без учета ограничений по защите национального рынка труда.
Необходимо отметить, что трудящимся государствам-членам не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания [9].
В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.
Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
В соответствии с законодательством государства трудоустройства, документы об ученых степенях и ученых званиях, которые были выданы уполномоченными органами государств-членов, признаются в соответствии с их официальными документами.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Ось-89, 2024. - 48 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.11.2024) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032
Судебная практика:
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, 2004.
Учебная и монографическая литература
5. Гладков Н.Г. Трудовое право. Учебник / В.Б. Гладков, Н.А. Бриллиантова, О.Н., О.Н. Волкова. – Москва: Проспект, 2020. – 536 с.
6. Гусов К.Н. Трудовое право России. Учебник для бакалавров. – Москва: Проспект, 2020. – 592 с. – Текст: непосредственный.
7. Лютов Н.Л. Актуальные проблемы трудового права. Учебник для магистров. – Москва: Проспект, 2020. – 688 с. – Текст: непосредственный.
8. Миронов В.И. Трудовое право. Учебник / В.И. Миронов. – Москва: Проспект, 2020. – 992 с. – Текст: непосредственный.
Периодические издания
9. Бабануца, О. О. К вопросу о трудовой правосубъектности работника и работодателя / О. О. Бабануца, К. А. Завгородняя // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т. 12, № 4. – С. 66-72.
10. Григорьева, Ю. Е. Основные аспекты охраны труда на предприятии / Ю. Е. Григорьева, А. Р. Краснова // Вестник Ангарского государственного технического университета. – 2021. – № 15. – С. 184-186.
11. Кириллова, Л. С. Гарантии прав работодателя: постановка вопроса / Л. С. Кириллова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 164, № 4. – С. 18-24.
12. Лазор, В. В. Субъекты трудового права: теоретический аспект / В. В. Лазор // Проблемы права: теория и практика. – 2022. – № 58. – С. 27-36.
13. Майстренко, Г. А. Законодательство в области регулирования трудовых прав иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: современное состояние, перспективы развития / Г. А. Майстренко, А. Г. Майстренко // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 11, № 7A. – С. 131-138.
14. Умархаджиева, С. Р. Индивидуальные основные трудовые права и обязанности работников / С. Р. Умархаджиева, Х. Х. Астамирова, Ш. И. Куркиев // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 6. – С. 821-823.
Интернет-ресурсы
15. КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. // https://www.consultant.ru – М., 2024
16. Гарант : информ.-правовое обеспечение. – Судебная практика. – Электрон. дан. // https://www.garant.ru. – М., 2024.