Фрагмент для ознакомления
2
Воспитательная система школы представляет из себя целостный социальный орган, который появляется в процессе взаимодействия главных компонентов воспитания: цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база, владеющий такими характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат.
Воспитание – это одно из важнейших явлений духовной жизни общества всех времен и народов. Без воспитания невозможна жизнь человечества, так как как его предназначение – это передача накопленных знаний и жизненного опыта от одного поколения к другому и без этого невозможно развитие человека.
На современном этапе модернизации образования идет процесс от чисто обучающих (дидактических) технологий на технологии, которые отвечают за воспитательную работу, без нее невозможно эффективное развитие, его практической подготовке к жизненному пути в новых социально-экономических условиях.
Да можно согласиться с тем, что успешно оконченная школа дает возможность для продолжения учебы и получения впоследствии престижной работы, но все-таки главное в жизни не оценки, не предметы, не успешно законченный институт, а хороший климат, окружение, поддержка, привлекательные отношения, уважение и терпимость, потенциал.
«Закон об образовании» дал возможность современной школе работать по-новому, более широко осуществлять процесс развития личности. Педагогический коллектив во главе с руководителем ищет различные пути и подходы по реализации своих функций, одной из которых является организация воспитательной системы школы.
Педагогическая литература исследует проблему системного подхода в обучение и воспитании подрастающего поколения, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Все это нашло отражение в большом количестве исследований по педагогике: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин и др. Более активно используют системный подход в своих исследованиях дидактического характера: Ю.К. Бабанский, ВВ. Краевский, Ю.К. Конаржевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер и др. Теоретические основы применения системного подхода в изучении и моделировании некоторых объектов в сфере воспитания разработаны М.Н. Аплетаевым. В.А. Караковским , А.Т. Куракиным, Л.И. Новиковой, A.M. Сидоркиным, Л А. Цыгановой, Л.Д. Ясниковой и др. Сформированы общие представления о воспитательной системе школы, ее структуре, основных характеристиках (ЛИ. Новикова); сделана попытка выявить закономерности ее развития (A.M. Сидоркин); воспитательная система охарактеризована как объект педагогического управления (В.А. Караковский, В.А. Гольдберг и др.); исследуется роль и место класса в воспитательной системе школы (ТВ. Разумовская, Н.Л. Селиванова, E.H. Степанов).
Напрямую проблемы становления и развития воспитательной работы школы изучают в своих работах: В.А. Караковский, М.М. Поташник, Ю.П. Сокольников, Н.К. Тихомирова и др.
В.А. Караковский рассматривает этапы становления, развития и обновления системы воспитания, а также ее показатели эффективности. В работах Ю.П. Сокольникова представлена модель оптимального функционирования воспитательной системы на уровне региона, микрорайона, образовательного учреждения, первичного коллектива.
Определены подходы к выбору обстановки для осуществления принципа регионализации в разработке региональных воспитательных программ. Этот вопрос отражен в трудах: В.П. Аверкина, Ю.В. Васильева, Т.Н. Демина. И.А. Бочкаревой, В.С. Кошкиной, П.П. Продановым, Н.И. Роговцевой и др. были проведены исследования региональных воспитательных систем.
При этом вопрос о воспитательной системе школы до сих пор считается до конца не изученным, так как существует очень много противоречий. Каждое образовательное учреждение в основном видит свой путь развития в направлении воспитания.
Цель: рассмотреть воспитательную систему школы.
Из вышеизложенного возникает проблема исследования, которая отражает процесс создания условий для успешного развития воспитательной системы школы на современном этапе.
Объект исследования: работа школы с точки зрения воспитательной системы.
Предмет исследования: развитие образовательного учреждения как воспитательной системы.
Гипотеза: предположим, что развитие воспитательной системы школы будет более эффективным, если на основе комплекса разработанных целевых, воспитательно-развивающих программ будет создано оптимальное воспитательное пространство для развития школьников.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику основным понятиям воспитательной системе школы;
2. познакомить с компонентами воспитательной системы;
3. показать воспитательные технологии и методы с помощью которых идет развитие системы;
4. обозначить общую структуру воспитательной системы школы;
5. провести анализ воспитательной в ГБОУ Романовская школа г. Москва;
6. выявить требования необходимые к организации дополнительного образования в рамках воспитательной системы школы.
В качестве основных методов исследования применялись следующие: теоретический анализ; наблюдение; беседа, проектирование.
Теоретический вопрос исследования заключается в том, что сделана попытка в рассмотрении понятия воспитательная система школы. Представлены главные ее компоненты, а также основные воспитательные технологии и методы, применяемые в воспитательной системе на современном этапе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлена попытка рассмотрения сущности воспитательной системы; развитие воспитательной системы школы на современном этапе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ школы города Москвы как воспитательной системы.
Базой исследования являлось Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Романовская школа».
В структуру работы входит введение, заключение, две главы и список использованной литературы.
В последние годы в педагогику вошло определение «школьная воспитательная система». Его появление определено воздействием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, давших обширное распространение в современной науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала «Советская педагогика» были напечатаны первые научные публикации Ф.Ф. Королева, В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой об использовании системного подхода в педагогических исследованиях и воспитательной работе. Самая первая не очень большая брошюра «Воспитательная система школы: проблемы и поиски», была посвященна рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена педагогической действительности выпущена издательством «Знание» в 1989 году. Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали плодотворность, актуальность ее идей .
С помощью исследований Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Таланчука и др. были разработаны теоретические и методические основы воспитательных систем, что дало возможность в значительной мере обогатить педагогику новейшими знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях упорядочения, управления и преобразования, путях и способах развивающего воздействия на личность ребенка.
В научной литературе имеется несколько дефиниций, с помощью которых исследователи стремятся отобразить суть предоставленного феномена. Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л. Селиванова и В.А. Караковский предлагают следующие дефиниции:
«Воспитательная система есть единый общественный организм, появляющийся в процессе взаимодействия главных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и владеющий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».
«Воспитательная система - это вырабатывающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система основывается; общей деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; изученной ими среды; отношений, появляющихся между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы» .
Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников полагают, что «воспитательная система отображает характерный способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения». Е.Н. Степанов считает, что основное предопределение воспитательной системы содержится в педагогическом обеспечении и помощи развитию личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное назначение наравне с другими существенными характеристиками воспитательной системы. По его мнению, «воспитательная система - это упорядоченная единая совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целеустремленно и результативно оказывать содействие развитию личности учащихся».
Общая способность содействовать воспитанию личности ребенка выступает как единое, формирующееся из отдельных (частных) способностей, таких как:
- способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов;
- способность выдвинуть и доказать цель воспитательного процесса;
- способность основать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых в максимальной степени подходящую для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога и родителя;
- способность интегрировать стремление субъектов воспитательного процесса, сделать их наиболее действенными;
- способность основать в образовательном учреждении и за его границами развивающую среду, этически подходящую и эмоционально насыщенную;
- способность реализовать научно обоснованный анализ сформировавшейся социально-педагогической ситуации, полученных результатов воспитательной деятельности и т.д.
Российскому обществу, приступившему к гуманизации и демократизации общественной жизни, решительным экономическим реформам, нужны новые люди, владеющие такими личностными качествами, как: самостоятельность мысли и чувств, свободолюбие, предприимчивость, личная созидательная активность, деловитость, милосердие. Новая реальность требует от человека возросшее чувство собственного достоинства, высокий уровень самосознания, сформированный культурой межнациональных отношений в обществе. В этой связи стала актуальна перестройка устоявшихся теоретических позиций в области воспитания, утверждение новой парадигмы воспитания, значением которой является развитие личности, раскрытие и совершенствование всех сущностных сил человека .
Прежде чем наметить содержание понятия «воспитательная система», надо познакомиться с более общей категорией, такой как «система». Это понятие применяется в разных науках. В философской литературе имеется использование слова «система», по крайней мере, в четырех основных смыслах: установленный порядок, учрежденный на планомерном расположении чего-либо в установленной связи, взвешенный план; форма, способ, принцип устройства, организации чего- либо; устройство, структура, представляющие собой единство закономерно расположенных и взаимно связанных частей; совокупность принципов, служащих причиной какого-либо учения, мировоззрения и т.п .
Большинство же имеющихся определений отталкиваются от того, что система (systema, в переводе с греческого – «целое») - это масса элементов, образующих некоторую целостность .
При этом все подходы к суждению «система» в философской и психолого-педагогической литературе объединяют в две группы. Сторонники одного подхода на основании теории множеств устанавливают систему как множество элементов с связами между ними (АИ. Берг, В.Н. Садовский, Н.В. Кузьмина), сторонники другого - основным признаком любой системы считают ее единство (В.Г. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский и др.).
Каждая система есть совокупность элементов, объединенных между собой. Понятие «воспитательная система» объединено с такими понятиями, как «личность», «развитие», «целостность», «отношения», «структура», «взаимосвязь» .
Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве основных составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целеустремленная, самоорганизующаяся система, в которой главной целью выступает введение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, деятельных личностей. В этой связи воспитательная подсистема тесно объединена с микро- и макросредой. В качестве микросреды выдвигается среда, изученная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему воздействию окружающую среду. Исходя из этого, Л.И. Новикова дает следующее определение воспитательной системы:
Воспитательная система - это единый общественный организм, действующий при условии взаимодействия главных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и владеющий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат .
Целесообразность основания воспитательной системы определена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, упрочением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д), расширением диапазона вероятностей за счет изучения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, организацией условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что содействует их созидательному самовыражению и росту. Воспитательная система школы не задается «сверху», а основывается стараниями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия вырабатываются ее цели и задачи, назначаются пути их реализации, создается деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы благополучно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Организация системы всегда объединена со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция прежде всего выражается в объединении коллектива, в стандартизации ситуаций, определении постоянных межличностных отношений, организации и реорганизации материальных элементов системы. Дезинтеграция выражается в нарушении постоянства, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым неустойчивым элементом системы выражается ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты входят с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности .
В последних научных публикациях Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова делят понятия «педагогическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система» .