Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о малой Родине у детей старшего
дошкольного возраста посредством фольклора югорских народов
1.1. Проблема формирования представлений о малой Родине в психолого-педагогических
исследованиях
В настоящее время актуальность в дошкольной педагогике приобретают вопросы, связанные с
формированием у детей представлений о своей стране, в которой он живет, малой родине.
По мнению Л.В. Коломийченко основными линиями социального развития ребенка являются:
социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации,
обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс
обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень
социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.
Чтобы разобраться в проблеме формирования представлений о малой Родине детей, следует дать
определение понятиям «представление», «Родина», «малая Родина», «представления о малой
Родине».
В психолого-педагогической литературе понятие «представление» рассматривается с нескольких
точек зрения. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко под представлениями подразумевают конкретные
образы предметов и явлений окружающего мира, которые возникают в памяти человека, а также их
свойства. В основу представлений авторы закладывают предшествующий опыт человека [1, с.341].
3
А.Г. Маклаков рассматривает представление как психический процесс, который отражает предметы и
явления, в данный момент не воспринимаемые, но имеющие возможность воссоздаваться на основе
предыдущего опыта человека [2, с.234].
А.К. Болотова в учебнике «Психология развития и возрастная психология» придерживается мнения
Л.С. Выготского и определяет представления как обобщенные воспоминания, которые позволяют
решать практические действия в уме, опираясь на образ предмета [3, с.225].
Кручинин В.А. рассматривает представления как образы предметов и явлений, не воспринимаемые в
данный момент, но которые были восприняты ранее в различных комбинациях [4, с.57].
Исходя из рассмотренных трактовок определения представление, мы будем придерживаться
мнения, что представления – это воспринятые ранее образы предметов и явлений окружающей
действительности, которые хранятся в памяти человека.
Прежде чем рассматривать понятие «представление о малой Родине», следует разобраться в
содержании понятий «Родина» и «малая Родина».
Конт-Спонвиль А. в философском словаре рассматривает термин «Родина» как страну, в которой
родился, вырос и живет человек [5, с.497-498].
В толковом словаре В.И. Даля понятие Родина рассматривается как родимая земля. В широком
значении данное понятие трактуется как земля или государство, в котором родился человек [6,
с.105].
Исходя из указанных выше формулировок термина Родина, мы будем придерживаться мнения, что
Родина – это место, страна, где родился и проживает человек.
Понятие малая родина исходит из термина Родина, но имеет более узкий смысл. Солнцева О.В.
отмечает, что социокультурное развитие начинается с вхождения их в ближайшую культуру, которую
воплощает малая родина – родной город, поселок [7, с.80].
Кондрашова Е.Н. в статье «Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей
страны» отмечает, что малая родина – это места, где родился человек и где он вырос. Также она
указывает, что малая родина является началом Великой Родины. Это доказывает, что понятие малая
родина является более узким по смыслу, чем Родина [8].
Исходя из приведенных определений представления и малой родины, можно сформулировать
понятие представлений о малой родине. Представления о малой родине – это образ места рождения
и проживания человека, сложившийся в непосредственном его восприятии и хранимый в памяти
человека долгое время.
Процесс формирования представлений о малой родине происходит в рамках патриотического
воспитания детей.
Воспитание характеризуется как целенаправленный творческий процесс взаимодействия педагога и
воспитанника по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных
ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности и самоактуализация личности
[9, с.16].
4
В педагогическом словаре справочнике говорится, что воспитание подрастающего поколения будет
осуществляться за счет освоения детьми элементов социального опыта, в процессе вовлечения их
взрослыми в систему общения, общественных отношений и деятельность [10, с.11].
Воспитательный процесс — это многостороннее взаимодействие детей, которые являются
активными субъектами деятельности с окружающей природно-социальной средой и прежде всего со
взрослыми [11, с.12].
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешние объективные факторы
становятся достоянием внутренних, субъективных качеств личности ребенка, то есть переводятся в
область сознания. Личность формируется в единстве многих факторов: внешних, внутренних,
социальных, биологических [12, с.4].
1.2 Особенности формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного
возраста
В период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека.
Дети старшего дошкольного возраста имеют определенные особенности развития. В данном
возрасте, дети стремятся познать себя и других людей, постепенно начиная осознавать взаимосвязи
социального мира и взаимоотношения людей. Гогоберидзе 47-50
К пяти годам дети уже обладают определенным запасом представлений об окружающем мире,
которые они получили благодаря своей познавательной активности. Дети стремятся задавать
вопросы и экспериментировать. У детей данного возраста улучшается устойчивость памяти.
Внимание также становится устойчивым и произвольным. Развитие воображения ребенка
характеризуется умением отделять реально существующее от вымышленного.
Также дети старшего дошкольного возраста приобретают возможность саморегуляции. Ребенок
может предъявлять к себе требования, например, соблюдение правил игры, которые ранее
обсуждались со сверстниками. У детей формируется эмоциональное сопереживание, они
внимательно слушают сверстников, активно рассказывают о событиях, произошедших с ними. Кроме
этого, дети способны эмоционально откликаться на произведения искусства, которые передают
понятные им чувства, эмоции, могут различать добро и зло.
Речь детей также активно развивается. Пополняется словарный запас, употребление обобщающих
слов, построение игровых диалогов.
Через накопление детьми социального опыта, взаимодействие со взрослыми и правильно
организованный процесс обучения и воспитания у детей формируются представления о малой
родине.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются
Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста
рассматривается в различных нормативных документах Российской Федерации.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России
от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
5
дошкольного образования") в пункте 2.6 познавательное развитие предполагает формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [1].
В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-
2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493) одной из задач является
углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных
дат России и ее регионов [2].
В стратегии Развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р) говорится о том, что патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности предусматривает формирование у детей патриотизма,
чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за
будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе
военно-патриотического воспитания [3].
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) в статье
64 «Дошкольное образование» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста. Так же указывается, что образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [4].
Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста происходит в
рамках реализации комплексных и парциальных вариативных образовательных программ
дошкольного образования интегрировано по всем областям: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»,
«Физическое развитие».
Мы рассмотрели как комплексные, так и вариативные программы вариативные образовательные
программы дошкольного образования: «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», «Я –
человек», «Развитие», «Детский сад 2100».
В данных программах мы выделяли существенные компоненты патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.
Программа «Я - человек» под редакцией С.А. Козловой направлена на социальное развитие детей
дошкольного возраста. В разделе программы «Земля – наш общий дом» ставится цель воспитания
чувства патриотизма. В подразделе «Твоя страна, твой народ» предполагается, что дети должны
знать свой адрес, своё место жительства, своё село: почему оно так называется, почему так названы
улицы, чем знаменито, какие известные люди жили или живут сейчас, какое село было раньше,
какое будет в будущем [5].
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой патриотическое воспитание раскрывается очень подробно. Патриотическая
6
направленность программы является одной из особенностей программы, так как уделяется большое
внимание воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения,
уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и
счастливым будущим[6].
Исходя из объекта нашего исследования можно выделить следующие задачи патриотического
воспитания, на которые направлена программа: достопримечательностях, культуре, традициях
родного края, о людях, прославивших свой край.