Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Тема исследования направлена на влияние детского коллектива на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, что является фундаментом для их будущего личностного и профессионального роста. Современный мир сложно представить без взаимодействия, играющего важную роль в жизни каждого человека. На разных этапах жизненного пути общение имеет свои характерные особенности.
В младшем школьном возрасте общение становится ключевым компонентом формирования гармоничной личности. Правильно организованный процесс общения способствует развитию организаторских способностей у школьников. К сожалению, не все дети обладают необходимыми качествами и характеристиками, которые позволяют им общаться уверенно и комфортно как со сверстниками, так и с взрослыми.
Многие школьники испытывают высокий уровень тревожности, неуверенности и застенчивости в процессе общения. Каждый человек, независимо от возраста и других признаков, нуждается в общении.
Во время общения индивид получает важную информацию, развивается, накапливает опыт и знания, а также испытывает различные эмоции и чувства.
Таким образом, можно утверждать, что общение – это жизненная необходимость для человека.
Степень разработанности проблемы. Изучением данной темы занимались такие педагоги, как А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
А.С. Макаренко стал известным теоретиком, разработавшим модель воспитательного коллектива. Сущностью методики воспитания, по А.С. Макаренко, является идея воспитания личности через коллектив, а главной целью – формирование личностных качеств, развитие товарищеской солидарности и взаимопомощи подростков [15].
Н.К. Крупская считала, основная задача воспитания - воспитание у детей коллективистической направленности. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности [13].
Для В.А. Сухомлинского детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность. Работы В.А. Сухомлинского по изучению коллектива не потеряли актуальности и по сегодняшний день, так как он рассматривал наиболее распространённые коллективы в наше время: школы и класса [25].
С.Т. Шацкий в начале XX в. рассматривал развитие коллективных отношений как одно из главных направлений воспитательных усилий педагогов для создания оптимальных условий развития личности ребенка. Работая с подростками во внешкольных объединениях, он убедился в том, что дети инстинктивно стремятся к объединению, к совместной созидательной деятельности, оказывая при этом друг на друга более сильное воспитательное воздействие, чем педагоги [29]. Это позволило ему сделать вывод о том, что детское сообщество (коллектив) является могучим воспитательным инструментом, поэтому главной задачей воспитания должно стать сплочение детей на основе разнообразной интересной детям деятельности.
Объект исследования – детский коллектив детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – факторы влияния детского коллектива на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать факторы влияния детского коллектива на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
2. Обосновать факторы влияния детского коллектива на формирование коммуникативных навыков.
Методы исследования:
- теоретические: сравнительный анализ философской, психологической, социологической, педагогической научной литературы по теме исследования; изучение нормативных документов; контент-анализ информационных источников; анализ и обобщение результатов исследования);
- эмпирические: изучение и обобщение опыта по проблеме, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка эмпирических данных.
Организация исследования включала три этапа:
I этап - теоретический (сентябрь 2024 года) - проведен теоретический анализ процесса формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста; проанализированы педагогические, психологические и философские подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.
II этап - практический (октябрь 2024 года) – определены основные методики исследования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста; обоснованы факторы влияния детского коллектива на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
III этап - заключительный (ноябрь-декабрь 2024) – проводился анализ, обобщение, систематизация и описание эмпирических данных исследования, уточнялись выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №18» г. Апшеронска, оформлялся текст курсовой работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №18» г. Апшеронска. В эксперименте принимали участие дети 7-8 лет в количестве 25 человек.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании факторов влияния детского коллектива на формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы (всего источников) и …. приложения. Общий объем текста составляет страниц.
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7 лет.
Приход ребенка в школу приносит большие изменения во всей его жизни. Очень резко изменяется привычный ребёнку уклад жизни, а также социальное положение ребенка в семье, в коллективе. Теперь ведущей, основной деятельностью становится учение, а главной обязанностью – обязанность приобретать знания, учиться. А обучение в школе – это огромный труд, требующий организованность, волевые усилия ребёнка. Ученик полностью включается в новый коллектив, в котором будет теперь развиваться, учиться, жить [8].
Основной его деятельностью, важнейшей первой обязанностью становится учение – приобретение новых навыков и умений, новых знаний, накопление систематических сведений об обществе, природе, окружающем мире.
Начало учебной деятельности прежде всего связано с новыми отношениями ребенка как в семье, так и в школе. Теперь к ребенку как к ученику предъявляются более строгие требования. Немалую роль для детей в этот период играет учитель, так как от него исходят все основные требования. Сначала учитель для ребенка – чужой человек и посторонний, и ребенок часто испытывает страх, стеснительность, кротость перед ним. В этот период, который называется адаптацией, отношения со сверстниками в классе нередко не очень хорошо складываются, причиной тому может отсутствие друзей, с которыми ребенок общался до школы. Не все дети легко проходят этот период.
В период прихода ученика в школу происходят сильные изменения памяти, т.к. в процессе обучения к нему предъявляется требование сознательного запоминания материала и усвоения знаний. Приобретая навыки подчинять свои мнемические способности задачам обучения, ученик овладевает различными способами запоминания.
В младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение его круга общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся нравственными ценностями.
В более позднем возрасте ребенок начинает осознавать себя индивидуальностью, подвергаемой социальным воздействиям. Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир.
По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики: произвольность как особое качество психических процессов; способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане; рефлексия – способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Произвольность, согласно учению Л.C. Выготского, это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью на основе культурных средств ее организации. Развитие произвольности у детей имеет социальные предпосылки и осуществляется через усвоение средств, которые помогают осознавать и контролировать собственное поведение. Для младших школьников это развитие становится ключевым элементом успешного обучения и личностного роста.
При усвоении учебного материала важно также целенаправленное, или произвольное, запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного, такое запоминание ориентировано на конкретную задачу – удержать информацию в памяти или воспроизвести её по необходимости. Внутренний план действий представляет собой особую форму внутренней активности, являясь интегративной способностью, которая объединяет множество интеллектуальных навыков, таких как постановка целей, планирование путей их достижения и реализация задуманного. В младшем школьном возрасте умение следовать данному плану и воплощать его в жизнь значительно улучшается [12].
С переходом от первого к четвёртому классу заметно увеличивается число детей, у которых развито умение следовать внутреннему плану действий. Это означает, что характеристики идеальной и реальной деятельности у них либо совпадают, либо дополняются [12].
Рефлексия предполагает осознание учащимся себя как активного участника учебного процесса. Ребёнок начинает понимать необходимость обучения, его цель и учебные задачи. Он осознает методы работы, направленные на достижение этих целей, и может обосновать свой выбор подходов. Ученик оценивает свои результаты в контексте поставленных целей, анализируя, достиг ли он желаемого, и если нет, то почему. Кроме того, осознание себя субъектом учебной деятельности включает понимание границ собственного знания и незнания [18].
Развитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер у младших школьников происходит в разное время и взаимосвязано. Нарушение в развитии одной из этих сфер неизбежно влияет на две другие. При этом произвольность играет роль модулирующего фактора, влияя на развитие этих сфер в целом [9].
Когнитивное развитие младшего школьника. Особенности восприятия абстрактных образов. В процессе вовлечения в новые виды деятельности ребёнок воспринимает и перерабатывает значительные объёмы информации, а его память начинает функционировать более осознанно. Происходит переход от преобладающего наглядно-действенного мышления к абстрактно-логическому.
Также продолжается развитие зрительного анализа и синтеза, что позволяет глубже исследовать отдельные элементы мысленно разложенного образа.
Дети младшего школьного возраста уже способны воспринимать абстрактные образы, такие как письменные знаки, и объединять их в более сложные структуры, например, слова, придавая им определённое смысловое значение [18].
Развитие произвольного внимания младшего школьника. У первоклассников внимание преимущественно непроизвольное, и они легко отвлекаются на внешние стимулы. Однако в процессе обучения начинает развиваться произвольное внимание, что способствует лучшему самоконтролю над поведением. Заметно улучшаются пять основных характеристик внимания: переключаемость, распределенность, концентрация, объём и устойчивость.
Чтобы произвольное внимание развивалось у младших школьников, важно соблюдать ряд условий: учеба должна быть их основной деятельностью, стимулируя активное мышление и постоянно укрепляя умственные навыки.
Учебный материал должен быть не только понятным, но и способным вызвать у детей эмоциональный отклик. Образовательный процесс должен учитывать интересы ребёнка и включать творческие задания.
Младший школьный возраст выступает важным этапом в интеллектуальном развитии детей, когда происходят значительные изменения в их мыслительной деятельности. В этот период дети начинают осваивать абстрактно-логическое мышление, что включает умение оперировать понятиями и создавать логические структуры для анализа и решения задач. Также дети начинают понимать концепцию сохранения, осознавая, что ключевые свойства объектов остаются неизменными, несмотря на внешние изменения. Помимо этого, они развивают способность мысленно планировать и представлять последовательность действий, например, составляя мысленные карты или представляя маршруты.
Ключевой характеристикой мышления младших школьников является обратимость умственных операций. Это означает, что дети способны перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, предметную сферу деятельности. Эта особенность соответствует стадии конкретных операций согласно теории Жана Пиаже. Изменения, характерные для младшего школьного возраста, Ж. Пиаже описывает как то, что ребенок вступает в стадию конкретных операций и как то, что происходит прогресс трех важных областей интеллектуального роста: консервации, классификации, сериации / транзитивности.
Развитие речи у младших школьников становится целенаправленной задачей, в которой внимание уделяется созданию осмысленной и логически выстроенной речи. Образовательный процесс нацелен на то, чтобы речь ребёнка приобрела большую детализацию и плановость. В этом контексте акцентируется значение звуковой и ритмической точности, интонационной выразительности, освоения грамматических конструкций, расширения лексического богатства, а также способности критически оценивать и корректировать собственные речевые высказывания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина Л.Б. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников / Л.Б. Абдуллина, К.Х. Гизатуллина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4 (71). - -С. 9-10.
2. Аникина Н.В. Способы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста / Н.В.Аникина // В сборнике: Актуальные аспекты современной науки: сборник материалов XV-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». 2017. С. 20-24.
3. Белышева А.Н. Особенности коммуникативных навыков младших школьников / А.Н. Белышева, Ю.А. Глабова// Нижегородский психологический альманах. - 2017. - № 1. - С. 6-11.
4. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника// Начальная школа. 2003. № 4. С. 47–51.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Гокчян М.С. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков младших школьников / Гокчян М.С. // В сборнике: Современная наука: теоретический и практический взгляд материалы V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 58-60.
7. Грачёва, Н. В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] / Н. В. Грачёва. // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 306- 307
8. Доровский И.С. Как помочь младшему школьнику в формировании коммуникативных умений // Начальная школа. – 2016. – № 3. – С. 29-32.
9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович – М.: Академический проект, 2003. – 311 с.
10. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Изд-во МСПИ, 2003.
11. Жуков Е.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Е.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2019. – 280 с.
12. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2000. – 58 с.
13. Крупская Н.К. Коллективная работа учительства / Н. К. Крупская. - Москва : Изд-во "Работник просвещения", 1924. - 16 с.
14. Майорова, А.А., Козлова, Д.А. Коллективно-творческое дело как средство формирования социального взаимодействия первоклассников // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2017 [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031172
15. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Знание 1984. 400с.
16. Мамбетова, Э. Р. Психолого-педагогические особенности младших школьников, оказывающие влияние на формирование коллективистских взаимоотношений; статья в сборнике трудов конференции [Электронный ресурс] / Э. Р. Мамбетова. – Армянск: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2017. – С. 65-69.
17. Морозова Е.А. Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка / Морозова Е.А. // В мире научных открытий. - 2010. - № 6-2 (12). - С. 145-146
18. Никитина Н.И. Некоторые аспекты процесса развития коммуникативных навыков младших школьников / Н.И. Никитина, А.Н. Верёвкина, Н.В. Машкович // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 3 (9). - С. 69-72.
19. Обухова, А. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. – 583 с
20. Пастюк О. В. Психология и педагогика. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 160 c.
21. Петровский А.В Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 2019. 255 с.
22. Пискарева М.Г., Мишанина В.И. Коллективные творческие дела как средство формирования детского коллектива / Международный журнал экспериментального образования– М.: Академия естествознания, 2015. – 595 с.
23. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для СПО / И. П. Подласый. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 576 с.
24. Смирнова Е.О. Особенности общения с младшими школьниками. – М.: Академия, 2010.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Василий Сухомлинский. - Москва : Прогресс, 1985. - 383 с.
26. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] /Д.И. Фельдштейн.– М.: МПА, 2004. – 156 с.
27. Хусаинова Л. Р. Пути формирования детского школьного коллектива в педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004701
28. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф., 2012. С. 90-92
29. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения/ С.Т. Шацкий — М.: Издво Акад. пед. наук РСФСР, 1962 – 504 с.