Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коклюша 5
1.1. Этиология, патогенез 5
1.2. Клинические проявления, осложнения 7
1.3. Лечебно-диагностическая тактика при коклюше 9
Вывод по главе 1 14
Глава 2. Основные направления деятельности медицинской сестры в профилактике коклюша 16
2.1 Мнение населения о иммунопрофилактике 16
2.2 Роль медицинской сестры в мотивировании родителей к вакцинации детей от коклюша 21
2.3. Роль медсестры в проведении иммунопрофилактики 25
Вывод по главе 2 27
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коклюш продолжает оставаться актуальной проблемой здравоохранения в мире и в России. Коклюшем болеют не только маленькие дети, которые по каким-либо причинам не прививались, но и более взрослое население (школьники, подростки, взрослые). Заболевание очень опасно для непривитых детей младше 2-х лет. По данным Росстата, с января по октябрь 2023 года в стране было зарегистрировано 27,8 тыс. случаев коклюша, тогда как в целом за 2022 год - 3,1 тыс. При этом в большинстве случаев это дети от года и до 14 лет.
Коклюш – острая антропонозная воздушно-капельная инфекция, наиболее характерным признаком, которой является приступообразный спазматический кашель. Кашель больше проявляется ночью и под утро. Приступы кашля иногда сопровождаются остановкой дыхания. Так как последствия после перенесенного коклюша у детей могут быть достаточно опасными, профилактике уделяется особое внимание. В настоящее время вакцинация является самым эффективным способом борьбы с коклюшом, но в тоже время эта тема вызывает неизменные споры среди родителей.
Эффективность иммунопрофилактики от коклюша доказана многолетней практикой. При этом активное применение профилактических прививок в настоящее время является наиболее доступным и экономичным средством предупреждения коклюша. Во всем мире существует такая проблема как недостаточный охват вакцинацией детского населения. Именно поэтому влияние деятельности медицинской сестры на населения как никогда актуально, так как именно медсестры в большинстве случаев становятся ответственными за процесс вакцинации и в осведомлении родителей в вопросах профилактической эффективности вакцин.
Актуальность данной работы заключается в необходимости исследовать взаимодействие родителей с медицинским персоналом, в данном случае с медицинской сестрой, с целью оказания влияния на формирование мотивации родителей к вакцинопрофилактике детей. Мотивирование населения к вакцинации достаточно сложная и актуальная проблема современного здравоохранения и активное участие медицинских сестер в этом вопросе продиктовано необходимостью формирования приверженности к вакцинопрофилактике, в том числе и среди молодых родителей.
Цель: изучить современные аспекты профессиональной деятельности медицинской сестры в профилактике коклюша в детском возрасте.
Задачи:
1.Рассмотреть этиологию и клинические проявления коклюша;
2.Изучить лечебно-диагностическую тактику при коклюше;
3.Провести анкетирование родителей на предмет отношения к иммунопрофилактике коклюша;
4.Ознакомиться с ролью медицинской сестры в мотивировании родителей к вакцинации детей от коклюша.
Объект исследования: процесс осуществления профилактических мероприятий при коклюше.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в осуществления профилактических мероприятий при коклюше.
Глава 1. Теоретические аспекты коклюша
1.1. Этиология, патогенез
Коклюш – острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным механизмом передачи, вызываемое Bordetella pertussis. Относится к роду Bordetella. Характеризуется поражением слизистых оболочек гортани, трахеи и бронхов и развитием спазматического приступообразного кашля. [18]
Коклюш вызывается Bordetella pertussis, который представляет собой небольшие аэробные грамотрицательные кокки. Этот микроорганизм по морфологическим характеристикам сходен с возбудителем паракоклюша (инфекционного заболевания со сходными, но менее очевидными симптомами) – Bordetella parapertussis. Коклюш продуцирует термолабильный дерматонекротоксин, термостабильный и трахеальный эндотоксины. Микроорганизмы не очень устойчивы к воздействию внешней среды. Они живут в течение 1 часа под воздействием прямых солнечных лучей и погибают при температуре 55°C через 15-30 минут, также их можно легко уничтожить дезинфицирующими средствами. Они остаются жизнеспособными в сухой мокроте в течение нескольких часов.
Источником коклюша является больной человек. Период заражения – последние дни инкубационного периода и 5-6 дней после начала болезни. Пик инфекции приходится на наиболее выраженную клиническую картину. Группу эпидемиологического риска составляют пациенты со стертой или бессимптомной формой течения коклюша. Период носительства коклюша недостаточно длителен, чтобы иметь эпидемиологическое значение.
Коклюш передается воздушно-капельным путем. При кашле или чихании патогенные микроорганизмы выделяются в больших количествах. В силу своей специфики аэрозоли с патогенными микроорганизмами имеют малую дальность передачи (не более 2 метров), поэтому заражение может произойти только при тесном контакте с пациентом. Поскольку возбудитель не сможет существовать во внешней среде в течение длительного времени, контактный путь передачи отсутствует.
Люди очень восприимчивы к коклюшу. Чаще всего страдают дети (коклюш классифицируется как детская инфекция). После заражения развивается пожизненный стойкий иммунитет, но антител, полученных от матери через плаценту, недостаточно для обеспечения адекватной иммунной защиты. Иногда регистрируются случаи рецидивирующего коклюша у пожилых людей.
Патогенез
Возбудитель коклюша проникает в слизистую оболочку верхних дыхательных путей и поражает реснитчатый эпителий, выстилающий гортань и бронхи. Бактерии не проникают в глубокие ткани и не распространяются системно. Бактериальные токсины вызывают местную воспалительную реакцию.
При гибели возбудителя выделяется эндотоксин, вызывающий характерный для коклюша спазматический кашель. По мере прогрессирования кашель приобретает центральное происхождение, и в дыхательном центре продолговатого мозга формируется очаг возбуждения. Кашель возникает рефлекторно в ответ на различные раздражители (например, прикосновение, боль, смех, разговор). Возбуждение этого нервного центра способствует запуску аналогичных процессов в соседних областях продолговатого мозга, что приводит к рефлекторной рвоте и вазодистонии (повышение артериального давления, вазоспазм) после приступа кашля. У детей могут наблюдаться судорожные приступы (тонические или клонические).
Эндотоксины коклюша вместе с ферментом аденилатциклазой, вырабатываемым бактериями, снижают защитные силы организма и повышают вероятность развития вторичной инфекции, а также распространения возбудителя, и в некоторых случаях – длительного носительства.
1.2. Клинические проявления, осложнения
Инкубационный период коклюша колеблется в пределах от 3 до 14 дней.
Фаза катарального периода характеризуется сухим кашлем, который может сопровождаться ринитом. Самочувствие и аппетит пациента обычно не нарушены, температура тела часто нормальная, хотя может повышаться до субфебрильных значений. Катаральный период длится от 3 до 14 дней, причем наименьшая продолжительность наблюдается при тяжелой форме и у детей в возрасте до 1 года. Этот период характеризуется упорным кашлем. Несмотря на лечение, кашель постепенно становится более интенсивным и пароксизмальным.
Основным симптомом коклюша является приступообразный спазматический кашель. Приступ кашля представляет собой серию кашлевых спазмов, прерываемых свистящим судорожным вдохом – репризом, когда воздух проходит через суженную голосовую щель (из-за ларингоспазма). Приступ заканчивается выделением вязкой, стекловидной мокроты или рвотой. Перед приступом может появиться аура (страх, беспокойство, чихание, боль в горле и т.д.). Приступы кашля могут быть кратковременными или длиться несколько минут. Возможно развитие пароксизмов – несколько кратковременных приступов кашля сменяющие друг друга. [13]
Типичный приступ спазматического кашля
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Федеральный закон от 07.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». (права граждан) 12. Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ (требования к профилактическим прививкам).
2.Приказ Минздрава России от 27.06.2001 № 229 «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по признакам эпидемии» (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты. Развитие России от 04.09.2009 № 166).
3.Бойцов С.А. Основы медицинской профилактики: учебно-методическое пособие; Новосибирск. – 2016 – 204 с.
4.Болезни органов дыхания: учебное пособие / Л. И. Волкова, Е. Б. Букреева, В. В. Боярко, Н. С. Ямкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Томск: СибГМУ, 2023. – 195 с.
5.Вакцины и вакцинация. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 640 c.
6.Вакцинация детей на педиатрическом участке: учебное пособие / Л. В. Яковлева, Г. Н. Шангареева, А. И. Мулюкова [и др.]. – Уфа: БГМУ, 2022. – 87 с.
7.Вакцинопрофилактика у детей: организационно-правовые и медицинские аспекты: учебное пособие / Н. А. Федько, Е. В. Попова, О. Е. Рубачёва [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: СтГМУ, 2023. – 140 с
8.Диагностика и лечение детских инфекций: справочник / В. Н. Тимченко, Е. Б. Павлова, И. Б. Михайлов, С. А. Хмилевская. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2020. – 476 с.
9.Дудник, О. В. Вакцинопрофилактика у детей и взрослых: учебное пособие / О. В. Дудник, С. И. Орлова. – Иваново: Ивановский ГМУ, 2020. – 208 с.
10.Иммунизация взрослых. Методические рекомендации. / О.М. Драпкина, Н.И. Брико, М.П. Костинов, И.В. Фельдблюм [и др.]. – М., ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: 2020. – 248 с.
11.Инфекционные болезни с детскими инфекциями: учебное пособие: в 2 частях / Н. В. Матиевская, И. А. Курстак, С. А. Черняк, Е. Н. Кроткова. – Гродно: ГрГМУ, 2023 – Часть 2 – 2023. – 136 с.
12.Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец и др. - М.: Феникс, 2015. - 672 c.
13.Касимовская, Н. А. Организация сестринской службы. Учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2015. - 440 c.
14.Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 128 c.
15.Коклюш у детей: учебное пособие / составители С. А. Ларшутин [и др.]. – Уфа: БГМУ, 2019. – 76 с.
16.Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. – М.: Феникс, 2016. - 768 c.
17.Рабинович, И. В. Инфекции детского возраста: учебное пособие для спо / И. В. Рабинович. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 100 с.
18.Рудакова, Е. Л. Осуществление лечебно-диагностической деятельности: пропедевтика и диагностика в педиатрии. Практикум: учебное пособие для спо / Е. Л. Рудакова. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 192 с.
19.Салалыкина Е.В., Алексеева Л.Н. Роль среднего медицинского персонала в организации и проведении вакцинопрофилактики // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 945-947
20.Современные вакцины и вакцинопрофилактика: учебно-методическое пособие / составители А. В. Куяров, А. А. Куяров. – Сургут: СурГУ, 2023. – 32 с.