Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации законодательно
закрепляется право каждого лица на свободное использование своих способностей и
возможностей, в том числе имущества, для осуществления предпринимательской деятельности,
позволяющее каждому самостоятельно выступать субъектом рыночной экономики. В связи с этим
появляется необходимость выявления наиболее оптимальных путей противодействия государства
развертыванию «теневой» экономики, которая ставит под угрозу нормальное функционирование
рынка и возможность реализации принципа добросовестности конкуренции в существующих
реалиях, что, безусловно, приводит к ущемлению прав легально действующих субъектов
экономики, в частности, и потребителей.
Глава 1. Незаконное предпринимательство, его объективные и субъективные признаки как
состава преступления
1.1.Объект и объективная сторона незаконного предпринимательства
3
Руководство большинства государств отчетливо осознает значение предпринимательства для
обеспечения развития общества и поэтому полагает необходимым непосредственно в основных
законах предусматривать базовые принципы регулирования деятельности предпринимателей.
Такие нормы имеются и в Конституции нашей страны, что исходно придает им высшую
юридическую силу (ч. 1 ст. 15 Конституции).
Принципы правового регулирования есть его основные начала, определяющие идеи, нашедшие
выражение в конкретных нормах и воплощающиеся в практике как правоприменения, так и
осуществления прав самими субъектами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции экономическая основа конституционного строя нашей
страны базируется на принципах единства экономического пространства, свободного
перемещения товаров (услуг, финансовых средств), многообразия и равноправия форм
собственности, поддержки добросовестной конкуренции.
Эти конституционные положения и предопределяют принципы правового регулирования
предпринимательских отношений.
Изложенные в Конституции нормы-принципы иногда требуют специального комментария. В этой
связи существенное значение для правильного толкования данных норм-принципов имеют акты
Конституционного Суда РФ; так, относительно круга субъектов, которым адресованы указанные
нормы, Конституционный Суд РФ разъяснил, что в контексте системы норм Конституции правила
об основных правах и свободах распространяются и на юридических лиц.
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности. Применительно к этому принципу
особое значение имеет ч. 1 ст. 34 Конституции, устанавливающая, что каждый гражданин имеет
право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и
иной не запрещенной деятельности.
2. Принцип свободы предпринимательской деятельности, конечно, распространяется и на
выбор сферы (вида) деятельности и конкретных способов (путей) ее ведения, включая выбор
места размещения производства, определение организационно-правовой формы и право вести
такую деятельность без образования юридического лица, а также объединять до определенного
уровня свои капиталы (ресурсы) или не объединять их с другими лицами и т.п. И наоборот,
предосудительными и уголовно наказуемыми являются случаи воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности (ст. 169 УК).
3. Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип
закреплён в ч. 1 ст. 8 Конституции: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным
образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
4. Принцип единства экономического пространства. В соответствии со ст. 8 и 74 Конституции
территория России является единым экономическим пространством. Данный принцип
подтверждается также нормой п. 3 ст. 1 ГК и рядом других норм. Этот принцип выражает
возможность свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства по всей территории
России независимо от места их производства и продажи (отчуждения), наличия границ
административно-территориального деления страны, отсутствие внутренних таможенных границ
и каких-либо дополнительных пошлин и сборов при продвижении товаров в пределах России.
5. Принцип свободы перемещения товаров, работ услуг. Данный принцип дополняет
предшествующий, но вполне самостоятелен. Его смысл заключается в том, что общим правилом
для организации экономики является возможность каждого предпринимателя беспрепятственно
продвигать собственный товар. Принцип конкурентных начал экономики. Данный принцип
закреплен прежде всего в ч. 2 ст. 34 Конституции, предусматривающей запрет на осуществление
4
монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции. Находит свое подтверждение
данный принцип и в нормах отраслевого законодательства (см., например, ст. 10 ГК).
1.2.Субъект, субъективная сторона незаконного предпринимательства
В настоящее время, согласно уголовному законодательству, субъект преступления данного
преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Несмотря на то,
что полная гражданская дееспособность возникает с восемнадцати лет, статья 171 УК РФ не может
исключать привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних. Является
непринципиальным моментом возможность эмансипации несовершеннолетнего.
Несовершеннолетний, не достигший возраста 18 лет, незаконным предпринимательством может
заниматься и без эмансипации.
Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. В тексте статьи 171
УК РФ указания на корыстный мотив нет, однако установление его подразумевается исходя из
того, что предпринимательская деятельность, и незаконная в том числе, обязательно направлена
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, субъективная сторона незаконного предпринимательства характеризуется
прямым или косвенным умыслом - виновный осознает, что незаконно занимается
предпринимательской деятельностью, предвидит возможность или неизбежность причинения
крупного ущерба гражданам, организациям, государству или извлекает доход в крупном размере,
желает (прямой умысле) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступления ущерба.
Мотив преступления в большинстве случаев корыстный.
Глава 2. Отграничение незаконного предпринимательства от смежных составов преступления,
содержащих признаки незаконного предпринимательства
2.1. Отграничение незаконного предпринимательства от иных преступлений, связанных с
коммерческой деятельностью
Немаловажное значение в исследовании применения нормы об уголовной ответственности за
преступление, предусмотренное ст.171 УК РФ (Незаконное предпринимательство) имеет
отграничение его от смежных составов преступлений.
В качестве непосредственного объекта преступления, предусмотренного статьей 171.1 УК РФ,
выступает установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, который
обеспечивает законное производство и оборот определенных видов товаров и продукции,
экономические интересы государства, а также интересы и права потребителя.70
В объективную сторону данного деяния входят производство, приобретение, хранение, перевозка
в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации,
предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и
(или) нанесение такой информации обязательны. Таким образом, лицом осуществляются
определенные незаконные предпринимательские действия. Помимо этого, для того, чтобы
данное деяние повлекло за собой наступление уголовной ответственности необходимо наличие
такого условия, как совершение деяния в крупном размере. При этом, исходя из положений
примечаний статей 169 и 171.1, под крупным размером в части 1 статьи 171.1 УК РФ понимается
стоимость в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей (что в свою очередь
совпадает с определением крупного размера при незаконном предпринимательстве), в частях 3 и
5
4 ст. 171.1 УК РФ крупным размером признается стоимость немаркированных продовольственных
товаров, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а в частях 5 и 6 под крупным размером
понимается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных
табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей.
Как видно из содержания статьи 171.1 УК РФ, она не предусматривает ответственности за
совершение предпринимательской деятельности без регистрации либо лицензии, но при этом
она тесно связана с осуществлением предпринимательской деятельности в целом.
В связи с этим следует согласиться с мнением Верховного Суда РФ о том, что производство и
реализацию немаркированных товаров и продукции, совершенных в крупном размере
организацией или предпринимателем, не имеющими регистрации или лицензии, необходимо
квалифицировать по совокупности.
Относительно новой является статья 171.2 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность
за незаконную организацию и проведение азартных игр. Данная статья была принята ввиду того,
что статья 171 УК РФ была малоэффективна в борьбе с нарастающим подпольным игорным
бизнесом из-за недостаточности санкции и размытости диспозиции, что привело к необходимости
введения в УК РФ специальной нормы. В связи с этим данное преступление располагается в гл. 22
УК РФ и относится к экономическим преступлениям. Родовым объектом данных преступлений
выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование
экономики страны в целом, видовым объектом - общественные отношения в различных сферах
экономической деятельности, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена
и потребления материальных благ и услуг. Непосредственным же объектом преступления
являются общественные отношения, обеспечивающие установленный государством законный
порядок организации и проведения азартных игр.
2.2.Отграничение незаконного предпринимательства от иных преступлений в сфере
экономической деятельности (на примере незаконного создания юридического лица (ст.173.1 УК
РФ))
Вопрос борьбы с фирмами-«однодневками» остро стоит продолжительный период времени.
Позиция налогового органа по данной проблеме неоднократно высказывалась в письмах,
рекомендующих налогоплательщикам проявлять должную осмотрительность и осторожность при
выборе контрагента - запрашивать копии учредительных документов, свидетельств о регистрации
и о постановке на учет в налоговом органе, приказов, подтверждающих право руководителя
подписывать документы, и т.д.2 Однако сам регистрирующий орган не наделен обязанностями по
проверке достоверности представляемых на регистрацию документов, а такое право было ему
предоставлено лишь с 1 января 2016 г. (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), что
сводит полезность указанных рекомендаций практически на нет и позволяет выявить
существование фирмы-«однодневки» лишь по результатам проведения налоговой проверки. Но и
установление данного факта в соответствии с действующим законодательством не всегда влечет
негативные последствия даже в форме привлечения к налоговой ответственности.
Так, по результатам проведения выездной налоговой проверки решением налогового органа от
05.12.2013 г. № 2.10-15/4081 ООО «Сибстрой» было привлечено к налоговой ответственности в
соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную
уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа. Основанием послужил
вывод налогового органа о неправомерном включении в налоговые вычеты сумм НДС по
6
хозяйственным операциям с юридическими лицами, которые не ведут реальной финансовохозяйственной деятельности, т.е. являются фирмами-«однодневками».
В подтверждение своей позиции налоговый орган указал на следующие обстоятельства:
в организациях отсутствовал штат работников (числился один человек);
не имелось материально-технических ресурсов, основных средств, производственных активов;
налоговая отчетность предоставлялась с минимальными показателями исчисленных налогов при
значительных денежных оборотах на расчетных счетах;
денежные средства, поступившие от заказчиков, носили «транзитный» характер, в дальнейшем
перечислялись на счета организаций, не исполняющих своих налоговых обязательств под
предлогом выдачи займов;
руководители и учредители являлись «массовыми»;
основные виды деятельности не соответствовали фактическим.
Заключение
По итогам исследования можно сделать выводы.
Статья 171 действующего УК РФ была предусмотрена, контролировать лиц, занимающихся
предпринимательством с момента их государственной регистрации, лицензирования их
деятельности с соблюдением всех требований.
Незаконное предпринимательство, то есть предпринимательство без соответствующей
государственной регистрации либо без получения соответствующей лицензии на осуществление
данного вида деятельности.
Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное
предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или
государству, либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода.
Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления
незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов,
связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 (с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от
30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС
КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения 13.12.2018).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СПС
КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения 13.12.2018).
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от от 31.01.2016 N 7-ФЗ)
// СПС КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения 13.12.2018).
7
4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности от 4 мая 2011 г. N
99-ФЗ (ред. от 30.12.2015 N 431-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения
13.12.2018).
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Российская газета 2001. 10
августа. // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения 13.12.2018).
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №23 от 18 ноября 2004 г. О судебной
практике по делам о незаконном предпринимательстве (ред. от 07.07.2015) // Бюллетень
Верховного Суда РФ. 2004. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. №1. - С.2-6.
// СПС КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения 13.12.2018).
Специальная литература
7. Аистова Л.С. Понятие незаконного предпринимательства как преступления // Законность. –
2005.- №7. – С. 17-21.
8. Афанасьев Н.Н. Уголовное право Часть общая. Часть особенная – М.:Юриспруденция, 2008.
– 258 с.
9. Беларева О.А. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства (ст.
171 УК РФ). Автореферат дисс. к.ю.н. - Томск, 2005. – 31 с.
10. Бубон К.В. Уголовно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом алкогольной
продукции // Юридический мир. - 2013. - № 1. - С.64.
11. Вдовенков В.М., Ширков В.А. Незаконное предпринимательство: понятие и квалификация
// Законность. – 2014. - №4. – С.41.
12. Верин В.П. О некоторых вопросах судебной практики по делам о незаконном
предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества,
приобретенных преступным путем – БВС – 2005. // СПС КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата
обращения 13.12.2018 г.).
13. Евсеев А.И. Проблемы уголовно-правовой квалификации незаконного
предпринимательства // Информационный бюллетень.- 2013. - №1. – С.63.
14. Егорова Н. Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности
// Российская юстиция. – 2014. - № 9. – С.35.
15. Жеребцов, А.П. Проблемы квалификации незаконного предпринимательства / А.П.
Жеребцов. // Российский юридический журнал. - 2013. - № 2 . - С . 12.
16. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской
деятельности): учеб. для вузов – 3-е изд., изм. и доп. // Под ред. Жилинского С. Э. М. Изд-во
НОРМА, 2001. – 672 с.
17. Завидов Б.Д., Зотов П.В., Попов И.А. Уголовно-правовой анализ незаконной
предпринимательской и банковской деятельности, воспрепятствования законной
предпринимательской или иной деятельности // Адвокат. - 2014. - № 2. – С.33.
18. Карпович О.Г. Анализ актуальных проблем противодействия незаконной
предпринимательской деятельности в уголовном законодательстве некоторых европейских
государств // Адвокатская практика. - 2011. - № 2. – С.45.
8
19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) 13-е издание,
переработанное и дополненное / Отв. ред. В.М. Лебедев – М.: Юрайт, 2013 // СПС
КонсультантПлюс. Версия Проф. (дата обращения 13.12.2018).
20. Ларичев В.Д., Жуковская И.В. Предупреждение преступлений в сфере экономической
деятельности // Безопасность бизнеса. 2015. № 4. С. 26 - 32.
21. Лицензирование предпринимательской деятельности: научный семинар на факультете
права ГУ – ВШЭ // Хозяйство и право. – 2008. - №11. – С. 3-11.
22. Мальков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. - СПб.: Питер, 1998.
– 312 с.
23. Пятков Д.В. Формирование правосубъектности предпринимателя // Журнал российского
права. – 2006. - №1.- С. 85-89.
24. Яни П.С. Цель систематического получения прибыли – спорный признак незаконного
предпринимательства // Уголовное право. – 2005. – №6. - C. 59-64.