Фрагмент для ознакомления
2
Исследование развития речи у детей преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возраста — одна из актуальных тем в области детской психологии и педагогики. Изучение этого процесса позволяет понять, как дети овладевают языком и как можно поддержать их развитие на каждом этапе.
Актуальность исследования обусловлена не только академическим интересом к проблеме, но и практическими потребностями. Первая стадия формирования речи закладывает основу для дальнейшего успешного обучения и социальной адаптации. Исследования Дж. Пиаже дали фундаментальные знания о когнитивном развитии детей, в том числе и о том, как связано когнитивное развитие с речью. Лев Выготский также значительно вклад в изучение языкового развития, особенно подчёркивая социальный аспект в развитии ребёнка. Он говорил, что "речь — это основное средство коммуникации, которое помогает детям взаимодействовать с миром". Исследования таких учёных, как А. Лурия и Н. Чомский, также внесли огромный вклад, изучая взаимосвязь психических процессов и речи.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для дошкольного и начального общего образования подчеркивают значимость полноценного речевого развития на разных этапах детства. В них говорится о необходимости создания условий для развития речи, включая поддержку интереса к родному языку, формирование навыков общения и активной языковой деятельности.
Целью данного исследования является систематизация знаний о развитии речи у детей разного возраста и выявление ключевых факторов, влияющих на овладение языком.
Объект исследования — речевое развитие детей,
Предмет — факторы и условия, определяющие успешное овладение навыками речи.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятия «развитие речи» в психолого-педагогической литературе
2.Рассмотеерть особенности развития речи детей преддошкольного возраста
3.Рассмотеерть особенности развития речи детей дошкольного возраста
4.Рассмотеерть особенности развития речи детей младшего школьного возраста
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания процесса овладения речью и определении ключевых аспектов, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ.
Методы исследования преимущественно теоретические и включают анализ научной литературы, сравнительный анализ различных теоретических подходов и моделирование образовательных стратегий. Это позволяет создать обобщённую картину изучаемого вопроса и выделить актуальные направления дальнейших практических разработок.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о значимости исследования в области речевого развития детей. Оно предоставляет теоретическую базу как для дальнейших научных изысканий, так и для применения результатов в образовательной практике. Такая работа может стать основой для разработок новых методик обучения и поддержки детей в изучении языка, что особенно важно в условиях многокультурного и многоязычного общества.
Развитие речи у детей дошкольного возраста является важнейшим аспектом их общего развития и подготовки к школьному обучению. Дошкольный возраст охватывает период от рождения до поступления в школу, что обычно составляет промежуток от 3 до 6 или 7 лет. В это время дети проходят через множество изменений, связанных с речевым развитием, что в значительной мере определяет их способность к обучению и взаимодействию с окружающим миром.
Речь — это не просто способ выражения мыслей; это важный инструмент социальной адаптации и когнитивного развития. В дошкольный период развитие речи характеризуется интенсивным увеличением словарного запаса, улучшением грамматических навыков и способности к формированию связных высказываний. В эту эпоху дети обучаются как воспринимать, так и воспроизводить язык, что является критически важным для успеха в школе и в жизни.
А.А. Леонтьев анализирует понятие речи следующим образом: «Это когнитивная деятельность, то есть процесс, в котором происходит распределение реальности посредством языковых задач, определенных общественной практикой. Это форма общения, коммуникативная деятельность. Речь может служить инструментом для планирования как речевых, так и других действий».[4]
В основе общения лежат единства формы и содержания, которые не просто передают, а направленно передают информацию конкретному адресату. Таким образом, каждая передача информации несет в себе цель и рассчитана на конкретного собеседника.
В общении, в том числе и речевом, всегда наблюдается определенное воздействие. Под воздействием понимается управление деятельностью одного человека другим через речь. Исследователи указывают, что для успешного управления активностью нужно хорошо представлять мотивационыую структуру адресата, а также знать социальные нормы и правила данного общества, чтобы строить речевое воздействие с учетом местных обычаев и предписаний. Как отметил А.А. Леонтьев, воздействуя на человека, мы стараемся направить его поведение в нужную сторону, обнаружить уязвимости в его системе действий и целенаправленно на них влиять.[5]
А.А. Леонтьев подчёркивает, что любая речевая деятельность требует множества умений: способность эффективно ориентироваться в ситуации, планировать свои высказывания, подбирать адекватные языковые средства и обеспечивать обратную связь. Без этого процесс общения может не привести к желаемым результатам. Важно уметь быстро адаптировать языковые единицы к новым контекстам, что способствует развитию языковой интуиции у детей, позволяя им распознавать грамматически правильные формы. Быстрая адаптация новых слов предполагает развитое чувство языка.
Речь развивается через множество аспектов. Физиологически это обуславливается теорией И.П. Павлова о сигнальных системах в нервной деятельности человека, объясняющей механизм формирования речи. Различные речевые проявления (название объектов, понимание речевых конструкций и т.п.) связаны с комплексными физиологическими механизмами. В восприятии и воспроизведении речи выбор слов, осознанный или нет, основывается на их значении. В физиологии язык считается второй сигнальной системой, где словесные сигналы заменяют непосредственные ощущения и восприятия.
Основой, на которой базируется развитие речевых навыков, является понимание языка как системы знаков. Это позволяет различать и связывать понятия «язык» и «речь». Язык лучше всего воспринимается как знаковая структура, ведущая к восприятию окружающей реальности.
Речь представляет собой использование языка в различных контекстах общения и выступает в роли деятельности, встроенной в общую структуру человеческой активности. Без усвоения языка речь не может существовать, тогда как язык способен развиваться относительно самостоятельно, независимо от конкретного человека, соблюдая собственные правила, не связанные с его психологией или поведением.
Лингвистика изучает язык как абстрактную систему, охватывающую все его уровни: фонетический, лексический, морфологический, словообразовательный и синтаксический.
Психологический подход к развитию речи опирается на идеи Л.С. Выготского, который подчеркивал, что развитие речи неразрывно связано с развитием мышления и сознания. В исследовании формирования понятий он утверждал, что накопление ассоциаций и образов не приводит к созданию понятий, «понятие не существует без слов; мышление в понятиях невозможно без использования речи».[14]
А.В. Запорожец придавал особое значение взаимодействию речи и мышления. Он акцентировал внимание на детских исследованиях, указывая, что именно в дошкольном возрасте формируется сложная система речевых связей. Он отмечал, что «речь, лишенная содержания и не связанная с мыслью, становится пустым звуком; речь и мышление взаимосвязаны, и без этой связи невозможно верно понять ни одно, ни другое».
С.Л. Рубинштейн утверждал, что «речь – это не просто оболочка мысли; она включается в процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление через речь не только выражается, но и реализуется».
Также, отмеченные педагогические идеи Яна Амоса Коменского предполагают поэтапное изучение дисциплин, начиная с языка, затем науки и риторики. Работы К.Д. Ушинского подчеркивают значимость родного языка, который выступает как центральный элемент воспитания.
Труды Е.И. Тихеевой, развивавшей идеи Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, послужили основой методики развития речевых навыков. Она считала, что владение различными формами речи способствует умственному развитию.[1]
A.M. Леушина предложила изучать положительные аспекты детской речи, выявляя ее потенциал для дальнейшего развития. Анализ показывает, что овладение речью – сложный процесс для ребенка, требующий стимулирования речевой активности.
Речь ребенка формируется под влиянием взрослых и зависит от его речевой практики и окружения, а также от обучения и воспитания, начинающихся с первых дней его жизни.
Анализ понятия «развитие речи» в психолого-педагогической литературе представляет собой обширную и многогранную задачу, охватывающую различные аспекты развития ребенка и взрослого, формирование их коммуникативных навыков и когнитивных способностей. В психолого-педагогической литературе понятие «развитие речи» включает в себя целый ряд взаимосвязанных элементов, таких как лексическое и грамматическое развитие, формирование фонетико-фонематического восприятия, развитие связной речи и речевого общения.[20]
Первым аспектом развития речи является овладение ребенком лексикой родного языка. Лексическое развитие подразумевает не только накопление словарного запаса, но и понимание значений слов, их семантических связей и возможности использования в различных контекстах. Психолого-педагогические исследования показывают, что расширение словарного запаса тесно связано с познавательными процессами, такими как память, внимание и мышление. Процесс лексического обогащения активно начинается в дошкольном возрасте и продолжает прогрессивно развиваться на протяжении всего периода школьного обучения, сопровождаясь усложнением понятийного аппарата и расширением тематического диапазона.
Грамматическое развитие, в свою очередь, включает усвоение синтаксической структуры языка и умение выстраивать предложения различной степени сложности. В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что дети осваивают грамматические конструкции постепенно, проходя через несколько этапов, начиная от простейших двусловных выражений до сложных предложений с разнообразными синтаксическими связями. Существенную роль в этом процессе играют как спонтанное речевое общение, так и целенаправленные педагогические воздействия, такие как использование речевых игр и упражнений.
Фонетико-фонематическое развитие охватывает процесс освоения звукового состава речи и формирование фонематического слуха, что позволяет ребенку различать и правильно артикулировать звуки родного языка. Важным компонентом этого процесса является обучение правильной артикуляции и интонационной выразительности. Психолого-педагогическая литература подчеркивает значимость ранней диагностики и коррекции возможных нарушений звукопроизношения для предупреждения дальнейших трудностей в развитии связной речи.
Еще одним ключевым аспектом развития речи является формирование связной речи, под которой понимается способность человека членораздельно и логично излагать свои мысли в устной или письменной форме. Развитие связной речи включает в себя как процессы восприятия и понимания текстов (чтение и аудирование), так и умение создавать собственные тексты (говорение и письмо). Психолого-педагогические исследования указывают на необходимость использования комплексного подхода для развития связной речи, включающего в себя элементы драматизации, составление рассказов и пересказов, работу с текстами художественной и научно-популярной литературы.
Особое внимание в литературе уделяется социальному аспекту развития речи, связанного с формированием коммуникативной компетенции. Речь выполняет важную роль в процессе социальной адаптации, позволяя человеку эффективно взаимодействовать с окружающими в различных жизненных ситуациях. Коммуникативная компетенция включает в себя такие компоненты, как умение слушать и слышать собеседника, способность адекватно выражать собственные мысли и эмоции, а также владение разнообразными речевыми стратегиями.
В психолого-педагогической литературе подчеркивается, что развитие речи не может рассматриваться в отрыве от общего психического развития ребенка. На его динамику оказывает влияние ряд факторов, таких как общий уровень интеллектуального развития, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивация к познанию и социальные условия, в которых растет и развивается ребенок. Комплексный подход к изучению и поддержке процесса речевого развития требует учета всех этих составляющих и взаимодействия всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и детей.
Таким образом, анализ понятия «развитие речи» в психолого-педагогической литературе свидетельствует о его многогранности и важности как для индивидуального развития личности, так и для формирования основ эффективного коммуникационного взаимодействия в обществе. Развитие речи рассматривается как динамичный и многоплановый процесс, который требует систематического наблюдения, изучения и активного педагогического сопровождения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Л. В. Развитие речи у дошкольников: Психолого-педагогические основы / Л. В. Артемова. – Москва: Изд-во «Просвещение», 2020. – 256 с.
2. Белоусова, Е. И. Подходы к развитию речи у детей младшего школьного возраста / Е. И. Белоусова. – Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2019. – 198 с.
3. Бондаренко, Т. В. Развитие речи у детей: от дошкольного до школьного возраста. - М.: Просвещение, 2020.
4. Бурова, Н. В., Куликова, И. А. Логопедия: теория и практика. - СПб.: Речь, 2021.
5. Виноградова, Т. Н. Речевое развитие детей: практическое пособие. - Екатеринбург: Урал, 2019.
6. Выхлачёва, О. В. Развитие речевых навыков у детей: теория и практика / О. В. Выхлачёва. – Екатеринбург: У-Фактория, 2021. – 220 с.
7. Грибкова, Е. А., Савельева, А. П. Психология речи. - Казань: Казанский университет, 2020.
8. Громова, Н. А. Психолингвистические аспекты речевого развития ребёнка / Н. А. Громова. – Казань: Казанский университет, 2023. – 176 с.
9. Данилова, Р. П. Развитие речи детей дошкольного возраста / Р. П. Данилова. – Новосибирск: Научная книга, 2022. – 232 с.
10. Дьякова, Е. В. Речь и общение у дошкольников. - Омск: ОмГПУ, 2021.
11. Елисеева, А. Ю. Методики развития речи у дошкольников / А. Ю. Елисеева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2020. – 214 с.
12. Захарова, А. Н. Основы речевого развития. - Новосибирск: Наука, 2022.
13. Заяц, В. А. Основы логопедии и развития речи / В. А. Заяц. – Хабаровск: Дальний Восток, 2019. – 190 с.
14. Иванова, О. М. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста / О. М. Иванова. – Омск: Омское книжное издательство, 2021. – 210 с.
15. Ковалёва, И. Л. Современные технологии речевого развития / И. Л. Ковалёва. – Ростов-на-Дону: Ростовское издательство, 2020. – 200 с.
16. Колесникова, Л. И. Психология речи у детей. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2021.
17. Кузнецова, М. А. Влияние среды на речь ребенка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
18. Лебедева, И. С. Методики развития речи. - Москва: МПГУ, 2023.
19. Лебедева, Т. В. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для родителей / Т. В. Лебедева. – Уфа: Башкортостан, 2019. – 170 с.
20. Матвеева, Е. В. Игровые формы обучения речи / Е. В. Матвеева. – Барнаул: Алтайский университет, 2022. – 195 с.
21. Некрасова, Р. С. Игровая деятельность и речь. - Санкт-Петербург: Репетитор, 2021.
22. Никитина, С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях / С. А. Никитина. – Архангельск: Архангельское издательство, 2021. – 185 с.
23. Овчинникова, И. С. Развитие речи у детей младшего школьного возраста. - Красноярск: КрасГПУ, 2022.
24. Орлова, Л. Н. Фонетическое развитие детей младшего школьного возраста / Л. Н. Орлова. – Ярославль: Ярославское издательство, 2022. – 178 с.
25. Петрова, В. Н. Речевые нарушения у детей. - Владивосток: ДВФУ, 2020.
26. Плотникова, Ю. Г. Развивающие игры и упражнения для детей / Ю. Г. Плотникова. – Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 2023. – 160 с.
27. Семенова, Н. И. Практикум по развитию речи для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. И. Семенова. – Пермь: Пермское издательство, 2020. – 180 с.
28. Сидорова, А. Л. Психология дошкольного детства. - Челябинск: ЧГПУ, 2021.
29. Тихонова, М. Я. Социальный аспект речевого развития. - Ярославль: ЯГПУ, 2023.
30. Фёдорова, Е. И. Развитие речи через игру. - Уфа: ГАУН ГАИТ, 2022.