Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что примерно 10% людей, имеющих различные нарушения зрения, не достигли совершеннолетия. Подготовка детей с нарушениями зрения к школе – очень сложная задача, поскольку им сложно воспринимать учебный материал, учиться читать и писать. В частности, он имеют различные нарушения речи, которые могут значительно снизить возможности хорошо учиться и сформировать стойкие проблемы в обучении.
Степень изученности проблемы. Проблема развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения недостаточно подробно описана в научной литературе, в частности, отсутствует современная методическая база, что подтверждает актуальность, теоретическую и практическую значимость, а также научную новизну исследования.
Теоретическую базу исследования составили работы таких авторов как В.Ф. Селиванова, Л.А. Дружинина, В.И. Трофимова, Е.И. Носырева и т.д.
Цель исследования – провести анализ развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения.
Объект исследования ؘ– лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования – развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения.
Задачи исследования:
1. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
2. Выявить особые образовательные потребности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Определить условия реализации комплексного сопровождения с нарушением зрения.
4. Проанализировать психолого-педагогический опыт по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения.
5. Разработать методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения.
Гипотеза исследования: комплексное сопровождение является наиболее эффективной формой коррекции лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения при условии формирования специальной коррекционной программы.
Методы исследования: анализ научной литературы и методических материалов, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, проектирование.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом психолого-педагогического опыта, в результате которого разработаны методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения в виде тематического плана коррекционных занятий.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Изучение комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения», приведена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, выявлены особые образовательные потребности детей с старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, а также определены условия реализации комплексного сопровождения с нарушением зрения.
Во второй главе, «Проблема развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в современной практике комплексного сопровождения», проанализирован психолого-педагогический опыт по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения, а также разработаны методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями зрения в условиях комплексного сопровождения.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Старшие дошкольники с нарушениями зрения – это достаточно большая группа детей, которые имеют различные трудности в социализации, воспитании и обучении в связи с отсутствием возможности получать информацию комплексно, теми же различными путями как их нормотипичные сверстники.
Очень часто такие дети воспитываются в инклюзивных детских учреждениях, что, с одной стороны, позволяет им не чувствовать себя ущербными, а с другой – усложняет их социализацию и познавательную деятельность.
Несмотря на то, что нарушение зрения является дефектом, которые напрямую не имеет отношения к психической деятельности старшего дошкольника, исследователи выделяют ряд сфер, в которых у детей данной категории наблюдаются различные особенности и отклонения.
На рисунке 1.1 представлена классификация старших дошкольников с нарушениями зрения.
Рисунок 1.1. – Классификация старших дошкольников с нарушениями зрения
Важно также отметить, что существует две категории причин возникновения нарушений зрения. Это функциональные причины – обратимые или корректируемые заболеваний глаз, например, косоглазие, миопия и т.д., а также органические, которые представляют собой заболевания, связанные с нарушением морфологической структуры одного из компонентов зрительного анализатора (чаще всего страдают глазные нервы) и не являющиеся обратимыми или корректируемыми.
При этом важно отметить, что старшие дошкольники, если они не страдают врожденными органическими нарушениями, в большинстве случаев характеризуются как слабовидящие, при этом, помимо функциональных нарушений зрительного анализатора, у них встречаются различные аномалии рефракции, самой распространенной из которых является астигматизм.
Составление «портрета» старших дошкольников в соответствии с выделением проблем, связанных с этими сферами, и составляет их клинико-психолого-педагогическую характеристику.
В первую очередь, нужно отметить, что старшие дошкольники с нарушениями зрения имеют выраженные проблемы в познавательной деятельности, что связано, прежде всего, с невозможностью полноценного функционирования одной из сенсорных систем – зрительного анализатора.
Учитывая, что посредством зрения человек получает большое количество важной информации, познавательная деятельности при его ослаблении или отсутствии не может быть эффективной в полной мере. Старшие дошкольники, которые имеют этот дефект, зачастую обладают компенсаторными возможностями, например, более четким слухом, посредством которого они получают информацию.
Однако все полученные знания носят фрагментарный характер, старшие дошкольники познают мир схематично, кроме того, у них отсутствует способность к правильному обобщению полученной информации, что оказывает крайне негативное влияние на все аспекты познавательной деятельности.
Второй аспект, который необходимо изучить в рамках клинико-психолого-педагогической характеристики, – это коммуникативные возможности старших дошкольников с нарушениями зрения. В связи с существующим дефектом, такие дети не могут в полной мере пользоваться средствами невербального общения в силу того, что они не могут их в достаточной степени изучить из-за нарушений зрительного восприятия. С этим же связана невозможность понимать настроение, стремления по позе и мимике партнера что в значительной степени затрудняет общение.
Физическое развитие старших дошкольников с нарушениями зрения также имеет существенные особенности. Самая главная особенность – это существенные отклонения в развитии мелкой и общей моторики. Такие дети не могут быть достаточно подвижными, четко координировать свои движения. Все действия старшие дошкольники с нарушениями зрения очень медленно выполняют все действия, им трудно ориентироваться в пространстве, у них отсутствует должна для их возрастной группы ловкость.
Особенное место в рамках данного исследования занимает изучение мышления и речевого развития старших дошкольников с нарушениями зрения. Исследователи утверждают, что словесно-логическое мышление и речь у таких детей имеет специфические особенности: в частности, старшие дошкольники с нарушениями зрения не могут нормально оперировать абстрактными понятиями, многие мыслительные процессы не осуществляются так быстро, как у их нормотипичных сверстников.
Фрагмент для ознакомления
3
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года (в действ. ред.) // ФГОС. – 2024. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=m3rgh549e0354133141 (дата обращения: 25.11.2024).
Абрамова, С.М. Дети с нарушением зрения / С.М. Абрамова. – Тверь: Азамат, 2023. – 240 с.
Алхатова, Т.С., Лепешев, Д.В., Бушкова. К.О. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в дополнительном образовании / Т.С. Алхатова, Д.В. Лепешев, К.О. Бушкова // Наука и реальность. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-obuchenie-i-vospitanie-detey-s-narusheniyami-zreniya-v-dopolnitelnom-obrazovanii?ysclid=m40fo8zsox21871096 (дата обращения: 25.11.2024).
Анисимкова, К.М. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения / К.М. Анисимкова // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 459–460.
Арутюнян, Т.А. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения / Т.А. Арутяюнян // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/06/23/statya-rol-kompleksnogo-soprovozhdeniya-v-razvitii (дата обращения: 25.11.2024).
Баранова, Е.Н., Николаева, Л.В. Особенности развития воображения у старших дошкольников с нарушениями зрения / Е.Н. Баранова, Л.В. Николаева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4 (часть 4). – URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2131 (дата обращения: 26.11.2024).
Бодимер, А.А., Давлетова, Р.Ф. Методологические аспекты развития у старших дошкольников с нарушениями зрительного восприятия в процессе рисования / А.А. Бодимер, Р.Ф. Давлетова // Аллея науки. Научно-практический журнал. – 2020. – № 8 (47). – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/1August2020/METODOLOGIChESKIE%20ASPEKTY%20RAZVITIYa%20U%20STARShIH%20DOShKOLNIKOV%20S%20NARUShENIEM%20ZRENIYa%20ZRITELNOGO%20VOSPRIYaTIYa%20V%20PROCESSE%20RISOVANIYa.pdf (дата обращения: 26.11.2024).
Бойко, Л.А. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у лета» / Л.А. Бойко // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2016. – URL: Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета» (дата обращения: 18.12.2024).
Бурулева, И.М. Коррекционная педагогика / И.М. Бурулева. – Астрахань: Аспект, 2024. – 590 с.
Верзакова Е.С. Особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения / Е.С. Верзакова // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 3. – URL: https://human.snauka.ru/2016/03/14322 (дата обращения: 26.11.2024).
Викторова, О.Е., Образцова, К.М. К вопросу о формировании самооценки старших дошкольников с нарушением зрения в игре / О.Е. Викторова, К.М. Образцова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – URL: https://research-journal.org/archive/9-99-2020-september/k-voprosu-o-formirovanii-samoocenki-starshix-doshkolnikov-s-narusheniem-zreniya-v-igre (дата обращения: 26.11.2024).
Галанина, А.В. Тифлопедагогика / А.В. Галанина. – Воронеж: Спектр, 2024. – 390 с.
Гронец, И.Ю., Юркова, Р.М., Бурба, И.В., Храмцов, П.И. Диагностика и профилактика нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста / И.Ю. Гронец, Р.М. Юркова, И.В. Бурба, П.И. Храмцов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-i-profilaktika-narusheniy-zreniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=m40d91s0nk108718160 (дата обращения: 26.11.2024).
Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 6. – С. 3–14.
Дурова, А.С. Тифлопедагогика / А.С. Дурова. – Самара: Зеркало, 2022. – 480 с.
Зотова, А.А., Волокитина, Т.В. Особенности зрительного восприятия детей 6–8 лет с нарушениями зрения / А.А. Зотова, Т.В. Волокитина // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5620 (дата обращения: 26.11.2024).
Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
Лохманова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивной группы / Е.В. Лохманова // Теория и практика современной науки. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-narusheniyami-zreniya-v-usloviyah-inklyuzivnoy-gruppy?ysclid=m40gz4wio3478900612 (дата обращения: 26.11.2024).
Максименко, О.Л. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения / О.Л. Максименко // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/10/18/formirovanie-leksiko-grammaticheskih-kategoriy-u-detey-s (дата обращения: 25.11.2024).
Никулина, Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения) / Г.В. Никулина. – СПб., 1999. – 86 с.
Орланова, И.М. Образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения / И.М. Орланова. – М. Приоритет, 2024. – 88 с.
Салова, И.М. Коррекционная педагогика / И.М. Салова. – Саратов: ПСВ, 2024. – 620 с.
Трофимова, В.И., Полякова, Н.П. Особые образовательные потребности учащихся с тяжелыми нарушениями зрения в условиях ФГОС ОВЗ. Учебно-методическое пособие / В.И. Трофимова, Н.П. Полякова. – Екатеринбург: Свердловская областная специальная библиотека для слепых, 2019. – 83 с.
Уварова, М.М. Комплексное сопровождение дошкольников / М.М. Уварова. – Керчь: Статут, 2024. – 210 с.
Филатова, О.В., Афонькина, Ю.А., Усанова, И.И. Технологии комплексного сопровождения детей / О.В. Филатова, Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова. – М.: Учитель, 2020. – 67 с.
Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б., Бачило, Е.В., Исмайлова, А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 6. – С. 45–51.
Шипицына, Л.М., Хилько, А.А., Галлямова, Ю.С., Демьянчук, Р.В., Яковлева, Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А, Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. – СПб.: Речь, 2003. – 370 с.
Шуляк, А. Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения как основа моделирования инклюзивной образовательной среды учреждения дошкольного образования / А. Шуляк // Навука. – 2023. – № 8. – URL: https://praleska-red.by/wp-content/uploads/2023/09/1-Шуляк.pdf (дата обращения: 26.11.2024).
Юдина, А.А. Тифлопедагогика / А.А. Юдина. – Тверь: Абстракт, 2024. – 300 с.