Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из отраслей права, нормы, которой регулируют общественные отношения, которые возникают в процессе организации и реализации исполнительной власти. То есть это та система, правила поведения которой устанавливаются государством с целью урегулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Административные правоотношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, а также по их участникам. Административные правоотношения обеспечиваются силой государственного принуждения.
Актуальность темы состоит в том, что административные правоотношения являются наиболее сложным институтом административного права, находятся в центре постоянных дискуссий. А переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений еще больше усложнил эти правоотношения. В связи с этим эта тема имеет огромное значение для понимания сущности административного права как, в общем, так и в частности, в контексте связанных с ним административных правоотношений.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Целью курсовой работы является анализ оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Согласно указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие и особенности административно-правовых отношений;
– исследовать виды административно-правовых отношений;
– рассмотреть общую характеристику возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений;
– проанализировать юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических способов и приемов познания общественных явлений и процессов (исторический, системный, аналитический, и др.). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использовались также следующие частнонаучные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
Правоотношение – это государством охраняемое общественное отношение, как правило, возникающее вследствие воздействия правовых норм на поведение людей, характеризующееся наличием у его участников субъективных прав, юридических обязанностей.
На сегодняшний день существует две основные концепции административно-правовых отношений. Д.В. Осинцев отмечает, что согласно одной концепции, корни которой лежат в 20 – х гг. прошлого века, административно – правовым отношениям характерно:
возникновение в процессе государственного управления;
наличие орган государственного управления в качестве обязательного субъекта (органа исполнительной власти по терминологии сегодняшнего дня);
представляют собой отношения власти – подчинения, характеризующиеся юридическим неравенством сторон .
Вторая концепция административно-правовых отношений также может быть проиллюстрирована несколькими пунктами:
возникают в сфере госуправления;
место могут иметь между всеми субъектами административного права (в любом их сочетании);
по соотношению прав и обязанностей участников делятся на две группы: отношения власти – подчинения и отношения равноправия.
Именно второй подход к рассмотрению административно-правовых отношений практически остался неизменным и до настоящего времени.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, которые складываются в сфере управления и регулируются нормами административного права. Стороны в административно – правовых отношениях выступают носителями урегулированных административно – правовой нормой взаимных прав и обязанностей.
Итак, как и любое отраслевое правоотношение, административное может быть охарактеризовано двумя группами признаков:
общими, как юридической категории «правоотношения»;
специфическими, выделяющими его в качестве особой разновидности правоотношений.
Административно-правовые отношения относят к публичным, именно поэтому некоторые из его специфических признаков по своей юридической сущности свойственны и конституционным, и финансовым и др. публичным правовым отношениям. Так, почти во всех публичных правоотношениях в основном повторим основанный на властном подчинении одной стороны другой характер юридических связей между субъектами. Однако, будучи адаптированными к предмету и методу права административного, признаки такого рода позволяют составить более целостное представление об административно – правовых отношениях.
Состав административных правоотношений:
– субъекты административных правоотношений;
– объекты административных правоотношений (то, на что направленны права и обязанности субъектов). Эти права и обязанности называются формальным содержанием правоотношений. Объект – поведение обязанного.
Для административно-правовых отношений в наибольшей степени характерно проявление властной природы права. И эта их особенность не колеблется в условиях проведения экономических реформ, так они (условия) настоятельно диктуют необходимость расширения сферы нормативного регулирования, придающего разнообразным общественным отношениям, включая управленческий, юридический характер. В отличие, например, от гражданского права, рассчитанного на регулирование отношений юридического равенства сторон, административное право исходит из признания того факта, что в регулируемых им общественных отношениях приоритетными являются позиции, характеризующие административно-правовой статус одной стороны. Соответственно, в таких отношениях нет юридического равенства сторон, ибо юридически властные полномочия концентрируются в руках одной стороны. Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.
Учитывая это, административно-правовые отношения выделяет совокупность свойственных им признаков. Например, по мнению некоторых авторов , среди характерных административно-правовым отношениям наиболее очевидны следующие:
1. Административно-правовые отношения – это отношения, в основном, управленческие, урегулированные нормами административного права, их административно-правовая форма. Специфическую их разновидность представляют некоторые возникающие в связи с реализацией административной ответственности правоотношения, т.к. соответствующие им отношения управленческого характера не имеют;
2. Субъектами административно-правовых отношений могут быть любые участники конкретных управленческих отношений. В зависимости от особенностей субъектного состава административно-правовые отношения могут подразделяться на различные виды с учетом того, что могут возникать они между субъектами таких правоотношений в их различном сочетании. Административно-правовые отношения имеются также между: постоянным составом их участников непостоянным составом их участников. Например, сотрудником ГИБДД с участниками дорожного движения;
3. Административно-правовые отношения характеризует юридическое неравенство сторон. Эта их особенность обусловлена самой сущностью управленческой деятельности и отношений, возникающих вследствие ее осуществления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2) научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
3. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. – М. : Норма : ИНФРА¬ М, 2016. – 352 с.
4. Ашина, Ю. М. Административно-правовые отношения и их виды / Ю. М. Ашина // Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 456-461.
5. Банникова, Т. В., Кряженевский, Д. Ю. Понятие административно-правовых отношений и их особенности / Т. В. Банникова, Д. Ю. Кряженевский // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. – 2017. – С. 60-62.
6. Бокова, М. Н. Управленческие отношения в механизме административно-правового регулирования / М. Н. Бокова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2018. – № 10. – С. 159-163.
7. Братановский, С. Н. Административно-правовые отношения: концептуальный подход к сущности и особенностям / С. Н. Братановский // Гражданин и право. – 2017. – № 7. – С. 3-10.
8. Витушко, В. А. Понятие юридических фактов и их правоприменение / В. А. Витушко // Актуальные проблемы гражданского права. – 2017. – № 2 (10). – С. 30-41.
9. Волков, А. М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие / А. М. Волков. – М. -: Проспект, 2018. – 144 с.
10. Гришин, С. Г. Механизм правового регулирования административных отношений / С. Г. Гришин // Актуальные проблемы организации правоохранительной и правозащитной деятельности: Материалы конференции. Тульский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – 2018. – С. 29-32.
11. Конин, Н. М., Соколов, А. Ю. Административно-правовые отношения: понятие, виды, особенности, структура / Н. М. Конин, А. Ю. Соколов // Административное право Российской Федерации : Учебник для студентов и преподавателей высших учебных заведений Приволжского федерального округа, реализующих образовательные программы по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») / Под редакцией А.Ю. Соколова. – М., 2016. – С. 40-44.
12. Лунгу, Е. В. Конституционные правоотношения и административно-правовые отношения: сравнительный анализ / Е. В. Лунгу // Административное право и процесс. – 2017. – № 5. – С. 62-65.
13. Осинцев, Д. В. К вопросу об административных правоотношениях: традиция и современный взгляд / Д. В. Осинцев // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2017. – № 1. – С. 2-8.
14. Подымова, И. С. Сущность административно-правовых отношений / И.С. Подымова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № 39. – С. 2781-2785.
15. Разбейко, Н. В. Юридический факт как элемент механизма правового регулирования / Н. В. Разбейко // Вестник Института экономических исследований. – 2017. – № 3 (7). – С. 178-185.
16. Ракша Н. С., Рукавицын Д. В. Понятие и признаки административно-правовых отношений / Н. С. Ракша, Д. В. Рукавицын // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Сборник материалов II международного круглого стола. – 2016. – С. 213-217.
17. Стахов, А. И. Функциональные сферы административных правоотношений в Российской Федерации / А. И. Стахов // Российский юридический журнал. – 2018. – № 2. – С. 110-115.
18. Цыплёнков, Е. А., Шиндяпин, А. В. Юридические факты: актуальные аспекты содержания и толкования / Е. А. Цыплёнков, А. В. Шиндяпин // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – Т. 23. – № 2. – С. 201-203.