Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что проблема использования предметной деятельности в работе с детьми раннего возраста становится всё более значимой. Это связано с постоянным ростом числа детей, имеющих неблагоприятные факторы в развитии речи, как биологического, так и социального характера, включая влияние информационных технологий.
Дети с задержкой речевого развития представляют собой обширную группу, поскольку этот диагноз может быть поставлен детям раннего возраста с различными первичными нарушениями развития, такими как апраксия, синдром Дауна, аутизм, задержка когнитивного развития, ослабленное здоровье и другие.
При выявлении задержки речевого развития необходимо как можно раньше начинать коррекционную работу, чтобы предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка. При этом активно используется предметная деятельность.
Чем раньше и эффективнее создаются условия для развития детей, тем успешнее преодолевается задержка речевого развития.
Ранний возраст – это важный этап в развитии ребёнка, который определяет успех его психического, физического и социального становления. Этот период характеризуется стремительным развитием различных психических функций. Если этот этап осложнён нарушениями в развитии ребёнка, родители и специалисты должны уделить особое внимание развитию речи, путем использования предметной деятельности.
В настоящее время особенно важно создавать условия для преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста в процессе игры.
В этот период, согласно теории психического развития, у ребёнка преобладает предметно-манипулятивная деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн).
Исследования последних лет показывают, что дети подражают взрослым, что приводит к появлению процессуальных игровых действий, которые способствуют психическому развитию ребёнка: формированию наглядно-образного мышления, способности к творческому преобразованию реальности, развитию внимания и памяти, а также отработке социального поведения.
Научные исследования российских (Ю. А. Разенкова, Л. С. Сековец, Е. А. Стребелева, Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко) и зарубежных специалистов (Дж. Боулби, Д. Винникот, К. Пакеринг), а также практический опыт Л. В. Блохиной, Е. В. Жулиной, С. В. Калины, Н. И. Морозовой, Л. В. Самариной, Т. И. Сивухиной, И. И. Тороповой подтверждают эффективность коррекционно-развивающей работы именно в раннем возрасте, когда центральная нервная система наиболее пластична и компенсаторные возможности наиболее высоки.
Исследователи, такие как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, занимались изучением задержки речевого развития. Они определяют задержку речевого развития как временное состояние, которое можно обратить. При задержке речевого развития все стороны речи не сформированы, а её развитие замедлено.
При задержке речевого развития закономерности формирования речи детей соответствуют нормальному развитию, но есть отставание от нормативных показателей речевого развития.
Цель исследования – изучение особенностей предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Объект исследования – процесс задержки речевого развития.
Предмет исследования – особенности предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого – педагогическую характеристику детей раннего возраста с задержкой речевого развития
2. Изучить предметную деятельность: определение, структура, условия развития у детей раннего возраста
3. Описать организацию предметной деятельности родителями, воспитывающими детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
4. Выявить основные направления коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы особенности предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
1.1 Психолого – педагогическая характеристика детей раннего возраста с задержкой речевого развития
В раннем возрасте у ребёнка происходит активное развитие сенсорных и моторных функций, эмоциональной сферы, ориентировочно-познавательной деятельности и речи. Также формируются личностные особенности.
О.Е. Грибова выделяет следующие признаки значительного отставания в речевом развитии [5]:
1. Если ребёнок в возрасте 4 месяцев не проявляет эмоциональную реакцию на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется при обращении к нему.
2. Если ребёнку 8-9 месяцев, но он не лепечет (не произносит повторяющиеся звуки типа «ба-ба-ба», «па-па-та» и т. п.), а в год он остаётся тихим и мало издаёт звуков.
3. Если ребёнку 1,5 года, но он не произносит простых слов, таких как «мама» или «дай», и не понимает простых слов, связанных с ним, например, своего имени или названий окружающих предметов. Также он не может выполнять простые просьбы, такие как «иди сюда» или «сядь».
4. Если у ребёнка есть проблемы с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не может жевать и давится даже кусочком банана.
5. Если в возрасте 2 лет ребёнок использует только 2-3 отдельных слова и не пытается повторять новые слова.
6. Если в 2,5 года активный словарный запас составляет менее 20 слов и подражательных звуков. Ребёнок не знает названий окружающих предметов и частей тела, не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Также он не может составлять фразы из двух слов (например, «дай игрушку»).
7. Если трёхлетний ребёнок говорит настолько неразборчиво, что его с трудом понимают даже близкие. Он не произносит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
8. Если ребёнок в возрасте 3 лет говорит очень быстро, глотая окончания слов, или, наоборот, очень медленно, растягивая их, хотя дома такого не наблюдается.
9. Если в три года ребёнок использует фразы из мультфильмов и книг, но не строит свои предложения, это может быть признаком серьёзного отклонения в развитии.
10. Если в три года ребёнок повторяет всё, что говорят взрослые, даже если это не к месту, это повод срочно обратиться к специалисту, например, к психиатру.
11. Если у ребёнка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с прорезыванием зубов).
У ребёнка может развиться стойкий речевой негативизм, если взрослые постоянно просят его с задержкой речевого развития повторить за ними слова [2].
Речевой негативизм, или отказ от речи, может проявляться активно или пассивно, но в любом случае ребёнок отказывается говорить не только по просьбе родителей, но и в любых ситуациях. Родители сначала просят повторить слова, потом умоляют, потом требуют, и в итоге ребёнка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребёнка словесных реакций, активно игнорируются или отвергаются. Ребёнок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще всего старается сам удовлетворить свои потребности. Такая «самостоятельность» обычно свидетельствует о не сформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма [1].
Если у ребёнка сохранный физический слух, но к трём годам он владеет лишь десятком лепетных слов, то это не просто замедляет развитие речи, а искажает его. К сожалению, в России мало уделяется внимания ранней специализированной помощи детям с задержкой речевого развития. Отсутствие поддержки в раннем возрасте приводит к ряду последствий недоразвития речи. Это проблемы с общением, трудности адаптации в коллективе, речевые трудности, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, сложности с освоением школьной программы, особенно по русскому языку.
Развитие речи ребёнка на ранних этапах особенно важно, так как именно в это время активно развивается мозг и формируются его функции. Профессор М. М. Кольцова отмечает, что для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому возрасту в основном завершается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок осваивает основные грамматические формы родного языка и накапливает большой словарный запас. Если в первые три года не уделять должного внимания речевому развитию, то в дальнейшем придется всеми силами компенсировать потери [9].
Одним из наиболее серьезных последствий задержки речевых навыков является постепенное снижение интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы — память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение — развиваются с включением речи. Соответствующие задержки речи, не устраненные своевременно, будут тормозить и искажать дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка.
Итак, речь является одним из главных инструментов развития характера ребенка. Понимание того, что говорят другие, и понимание собственной яркой речи сопровождают все, что делает ребенок.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Бакликова, Е. А. Педагогические условия повышения речевой активности у детей дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития / Е. А. Бакликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 128-130.
2.Беседина, Я. А. Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения / Я. А. Беседина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — С. 332-334.
3.Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва : Эксмо-Пресс : Апрель Пресс, 2000. — 1008 с.
4.Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука : избр. психол. тр. / П. Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольского ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. – соц. ин-т. — Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. — 480 с.
5.Грибова, О. Е. «К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией» / О.Е. Грибова // Дефектология. — 1995. — №6. — С. 7–16.
6.Денисова, Т. Г. Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов / Т. Г. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 51-53.
7.Жукова, О.С. Малыш учится говорить. От рождения до трех лет / О.С. Жукова, В.П. Балобанова - СПб.: Нева, 2006. – 96 с.
8.Ковязина, А. А. Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста / А. А. Ковязина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 109-111.
9.Кольцова, М. М. Движение и развитие моторной речи / М. М. Кольцова // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М., 1999. — С. 15–23.
10.Меженцева, Г. Н. Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития / Г. Н. Меженцева, У. И. Бокач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 192-195.
11.Мертвищева, К. З. Задержка речевого развития детей младшего дошкольного возраста: основные аспекты, диагностика и основные способы коррекции / К. З. Мертвищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 342-344.
12.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для вузов / В. С. Мухина; рецензенты А. В. Петровский, В. П. Зинченко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия, 2006. — 609 с.
13.Немов Р. С. «Психологическое консультирование»: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 440 с.
14.Рыдлевская, А. А. Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития / А. А. Рыдлевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 66-68.
15.Сафина, И. М. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста / И. М. Сафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 181-184.
16.Скирдина, С. Ф. Развитие речи ребенка в раннем возрасте / С. Ф. Скирдина, В. И. Демьянова, Н. Ф. Бухалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 57-58.
17.Тарасова, К. С. Алгоритм коррекционно-логопедической работы по развитию речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития с использованием приемов нейрокоррекции / К. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 179-181.
18.Шокурова, Н. Ю. Развитие речи у детей раннего возраста / Н. Ю. Шокурова, Ю. А. Рюмина, О. В. Травкина, О. А. Кокшарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 331-333.
19.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; АПН СССР. — Москва : Педагогика, 1989. — 555 с.