Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе было проведено немало исследований буллинга. Среди отечественных ученых в качестве одного из первых, кто начал изучать это явления, стал И. С. Кон [17]. Именно им был проведен обзор зарубежных исследований, посвященных буллингу, отражены данные его распространения среди детей и подчеркивается актуальность этой проблемы для российских подростков.
Раскрывая понятие «буллинг», в первую очередь подчеркнем, что этот термин был образован от английского «bullying», подразумевающий запугивание, а также травля ребенка непосредственно со стороны одноклассников [26]. Д. Олвеус, рассматривая особенность насилие в малых группах, указывает, что продолжительно повторяющееся насилие осуществляться может и всей группой, и отдельными индивидами, поэтому он в аппарат науки ввел в 80-х гг. ХХ столетия термин «буллинг», обладающий более широкое значение, нежели подразумеваемое ранее.
Для выявления основных характеристик буллинга рассмотрим наиболее распространенные его определения. Так, Д. Олвеус буллинг определяет как продолжительное воздействие негативных действий на одного обучающегося непосредственно со стороны другого обучающегося либо группы обучающихся [18]. При этом под негативными действиями подразумевается разнообразие поведенческих действий, в их числе: 1) употребление бранных слов, которые унижают честь и достоинство жертвы, а также обидных прозвищ и так называемых «кличек»; 2) именно целенаправленное игнорирование, а также сознательное исключение из групповой деятельности жертвы; 3) нанесение жертве телесных повреждений и ее запугивание; 4) распространение заведомо недостоверных сведений, которые порочат честь и достоинство жертвы буллинга [18].
Буллинг по аналогии с агрессией подразделяется на физический и психологический. При этом к последнему относятся вымогательства, оскорбления, насмешки, социальное изолирование, распространение слухов, порча имущества, а также угрозы и др. В свою очередь к физическому буллингу принято относить насилие и агрессию с применением к жертве физической силы – толчки, удары, удержания силой и др. Необходимо указать, что в отдельных случаях психологический буллинг может являться даже более травмирующим, нежели физические издевательства [18].
Д. Олвеус при рассмотрении буллинга особое внимание уделяет следующим спецификам негативных действий обидчика: длительность и повторяемость. Это обусловлено тем, что обидчик, с одной стороны, сохраняет особую заинтересованность в насильственных действий относительно жертвы продолжительное время, при этом, с другой стороны, из-за того, что жертва постепенно слабее и не может себя защитить непосредственно в ситуации буллинга.
Многие исследователи буллинга в его трактовке подчеркивают повторяющийся продолжительный характер осуществляемых насильственных действий.
В качестве еще одной отличительной чертой буллинга выступает проявление обидчиком именно проактивной агрессии в отношении к жертве, то есть наступательной, а вовсе не оборонительной агрессии, ориентированной на возникновение у жертвы растерянности и страха [90]. П. Рандалл под буллингом понимает агрессивное поведение, возникающее из-за реализации намерения обидчика причинить другим психологические либо физические страдания; С. Аскью полагает, что буллинг в себя включает попытку одного доминировать над другим; В. Бесаг буллинг рассматривает в качестве неоднократного нападения – психологического, физического, социального либо вербального – теми, власть которых формально либо ситуативно является выше, на тех, кто не обладает возможности защититься, с сознательным намерением причинить те или иные страдание для достижения своего удовлетворения. Д. Росс буллинг рассматривает в качестве неспровоцированной атаки, направленной на причинение жертве вреда [13].
В качестве еще одной чертой буллинга выступает то, что его участники в нем играют разные роли, а именно: обидчика (или булли), собственно жертвы, а также свидетеля [23, с. 225]. При возникновения буллинга в классе в школе, в нем так или иначе участие принимают практически все обучающиеся – ведь школьники неизменно наблюдают за происходящими событиями. В этом случае одни обучающиеся могут принимать позицию обидчика, при том, как другие принимают сторону жертвы и стремятся изменить ситуацию, наконец, третьи, просто не вмешиваются.
Невзирая на наличие у буллинга своих характеристик, выделяющих его из других явлений, которые связаны с нарушением общения, в отдельных исследованиях этот термин применяется в качестве синонима насилия, агрессии, дедовщины и др. [14]. При этом все те явления, которые нарушают процесс общения, имеют различную природу. Так, это могут быть такие типы поведения, как, агрессия, однако могут быть также и нарушения взаимодействия, которые сложились как итог совокупностей разных типов поведения, к примеру, дедовщина, моббинг и т.д. Явления, которые нарушают процесс общения, а также их описание, показаны в табл. 1.
Таблица 1.
Явления, которые нарушают процесс общения
Основные явления, которые собой
нарушают процесс общения Описание этого явления Основные исследователи
Агрессия это действие, которое ориентировано на причинение вреда индивиду, не одобряющего такого обращения. В прямой зависимости от типа действий, а также их ориентированности принято выделять разные типы агрессии: физическую, вербальную, экспрессивную, реактивную, враждебная, пассивную, активную, аутоагрессию, косвенную, прямую, инструментальную, а также компенсаторную и некоторые другие. А. Бандура, Л.
Берковиц, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, К.А. Воробьева, К. Лоренц, Ю.Б. Можгинский,
А. Налчаджян,
Г. Г. Румянцева, Э. Фромм,
И.А. Фурманов и др.
Насилие это все формы эмоционального либо физического и жестокого обращения, а также сексуальное насилие, наконец, пренебрежение либо пренебрежительное отношение, коммерческая либо иного рода эксплуатация, ведущая к реальному либо потенциальному нарушению здоровья, жизни, развития либо достоинству непосредственно в контексте отношений ответственности, силы или доверия С.Н. Абельцев, И.А. Баева, Л. Берковиц, Е. Н. Волкова, Ф. Кохн, С. С. Овчинский. М. Салмон, Дж. Стобо, М. А. Тоторкулова и др.
«Дедовщина» это издевательства, которые применяемые старшими непосредственно по отношению к младшим в своего рода группах «принудительного членства». При этом по типу «дедовщины» развиваться могут как издевательства в классном коллективе непосредственно во взаимоотношениях микрогрупп Ю.И. Дерюгин, Д.В.
Клепиков, Р.К. Малютин, а также К.С. Силанов и др.
Моббинг это подавление коллективом одиночек, своего рода «белых ворон», агрессивные либо недоброжелательные действия непосредственно со стороны группы, ориентированные на одного из членов коллектива, осуществляемые систематически на протяжении ппродолжительного времени, это своего рода целевой психотеррор. В моббинге практически все негативные действия производится в отношении именно сильного члена группы, являющегося возможным конкурентом настоящего лидера группы для его устранения К.В. Колодей, Е.С.
Косачева, С. Литцке, Д. Олвеус, а также Н.П.
Романова и др.
Хейзинг он предусматривает череду ритуальных унижений и издевательств, которые человек проходит для доказательства своего права на принадлежность определенной группе П. Леон, С. Липкинз, Дж. Шлейфер и др.
Жестокое обращение это агрессивные действия относительно опекаемого, которое совершается лицами, ответственными за него (то есть родственниками, родителями, воспитателями и др.) И.А. Алексеева, Н.О. Зиновьева, Е. Кинард, Н.Ф. Михайлова, И.Г Новосельский, М. Страусс, С. Стэинметц и др.
Буллинг это продолжительное повторяющееся социально-психологическое насилие, которое являет собой продолжительный Д. Олвеус, В.
Р. Петросянс, К. Ригби, К. Салмивалли,
психологический либо физический террор непосредственно со стороны одного, либо группы одноклассников относительно индивида, который не может в ситуации насилия защитить себя О.А. Селиванова и др.
От насилия, агрессии, хейзинга и жестокого обращения буллинг отличается тем, что он обладает следующими устойчивыми характеристиками: повторяющийся продолжительный характер совершаемых насильственных действий, а также наличие достаточно устойчивых типов субъектов – то есть это жертва, обидчик, свидетель.
Явление, которое носит название «дедовщина», имеет также свои, отличные от буллинга характеристики. В первую очередь это неуставные отношения именно в воинских коллективах. Однако общие черты дедовщины и буллинга прослеживаются в том, что они показывают систему именно деструктивных взаимодействий в отдельной малой группе.
От моббинга буллинг отличается тем, что последний преследователем осуществляется относительно заведомо более безобидного и слабого члена группы, который не может себя защитить, – то есть жертвы. В свою очередь насилие в моббинге производится высокосотатусным членом группы относительно конкурента – то есть сильного члена группы. То есть буллинг имеет отличие от следующих нарушений общения: агрессия, дедовщина, насилие, хейзинг, а также жестокое обращение, однако обладая при этом с ними одну схожую черту – это присутствие агрессии и насилия [24, c. 14].
Несмотря на множественность позиций относительно буллинга, в науке единого и общепринятого мнения трактовки этого определения еще не сформировалось.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметшиная, И.А. Формы и методы организации работы социального педагога по профилактике буллинга среди подростков / И.А. Ахметшина, Н.И. Балакирева, Х.Г. Юсупова. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-organizatsii-raboty-sotsialnogo-pedagoga-po-profilaktike-bullinga-sredi-podrostkov. (дата обращения: 23.11.2024).
2. Баталов, Д.Р. Роль современных технологий в профилактике буллинга среди детей младшего школьного возраста / Д.Р. Баталов. – Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – №6. – С. 89-95.
3. Безруких, М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушения психического здоровья / М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.Н. Юркевич. – Текст: непосредственный // Мир психологии. – 2003. – № 4. – С. 211 – 218.
4. Битлеуов, А.А. О проблемах и профилактике буллинга среди школьников / А.А. Битлеуов, С.С. Жумашева. – Текст: электронный // Universum: психология и образование: электрон. науч. журн. – 2022. – №3. – URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13132 (дата обращения: 23.11.2024).
5. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: автореф. дис. .канд. психол. наук / Е.Ю. Брель. – Томск, 1996. – 23 с. – Текст: непосредственный
6. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие / Г.Э. Бреслав. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 137 с. – Текст: непосредственный.
7. Бурланская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблема психологического развития детей / Г.В. Бурланская, О.А. Каробанова, А.Г. Лидерс. – Москва: МГУ, 2018. – 298 с. – Текст: непосредственный.
8. Бутенко, В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко. – Текст: непосредственный // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 3. – С. 138-143.
9. Бутовская, М.Л. Буллинг и буллеры в современной российской школе / М.Л. Бутовская, Г.С. Русакова. – Текст: непосредственный // Этнографическое обозрение – 2016 – №2 – С.99-115.
10. Волков, Б.С. Задачи, упражнения по детской психологии / Б.С. Волков. – Москва: Педагогика, 2016. – 156 с. – Текст: непосредственный.
11. Волчегорская, Е.Ю. Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы / Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина, Н.Д. Носкова. – Текст: непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 5. – С. 239-252.
12. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман. – Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2009. – № 105. – С. 159-165.
13. Горлова, И.Ю. Буллинг в образовательных учреждениях / И.Ю. Горлова, О.З. Кузнецова. – Текст: электронный // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – Спецвыпуск № 6. – URL http://ejournal. omgau.ru/images/issues/2019/S06/00665_1.pdf. (дата обращения: 23.11.2024).
14. Гребенкин, Е.В. Социально-педагогическая профилактика агрессии и насилия среди несовершеннолетних в ФРГ: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В. Гребенкин. – Омск, 2005. – 21 с. – Текст: непосредственный.
15. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте: диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. – Москва Академия, 2009. – 215 с. – Текст: непосредственный.
16. Истомина, А.А. Методы профилактики буллинга в современной школе / А.А. Истомина, К.А. Морнов. – Текст: непосредственный // Труды Братского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 1. – С. 15-20.
17. Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон. – URL: http://www.sexology.narod.ru/info178.html. (дата обращения: 23.11.2024). – Текст: электронный.
18. Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) / Давид А. Лэйн. – URL: http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414. (дата обращения: 23.11.2024). – Текст: электронный.
19. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Марасанов. – Москва: Академия, 2018. – 208 с. – Текст: непосредственный.
20. Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах (для классных руководителей) / автор-составитель О.А. Драганова, Я.В. Пономарева, Т.Н. Давыдова. – Липецк: Г(О)БУ Центр «СемьЯ», 2022. – 40 с. – Текст: непосредственный.
21. Павлова, А.Б. Педагогическая профилактика притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации: автореф. дис. …канд. пед. наук / А.Б. Павлова. – Москва, 2021. – 26 с. – Текст: непосредственный.
22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – Москва: Просвещение, 2016. – 412 с. – Текст: непосредственный.
23. Селиванова, О.А. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении / О.А. Селиванова, Т.С. Шевцова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2018. – 232 с. – Текст: непосредственный.
24. Соловьев, Д.Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста: автореф. дис. …канд. пед. наук / Д.Н. Соловьев. – Тюмень, 2015. – 24 с. – Текст: непосредственный.
25. Тимерьянова, Л.Н. Изучение проявлений буллинга в образовательной среде / Л.Н. Тимерьянова. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 341–344.
26. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.– URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/3671 (дата обращения: 24.11.2024). – Текст: электронный.