Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воля, являясь психоэмоциональным явлением, играет очень важную роль в успешности освоения и выполнения той или иной деятельности человека, в том числе в процессе обучения. Образовательный процесс в современных школах всё больше и больше характеризуется интенсификацией и увеличением объёма знаний за счёт притока новой информации [3; 9 и др.]. Для успешного освоения образовательных программ, усвоения учебного материала в надлежащем объёме
от учащихся требуется достаточно высокое проявление интеллектуальных, творческих и волевых усилий.
Волевые качества проявляются в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности [7]. Современный школьник должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью, целеустремлённостью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению поставленной цели. Таким образом, настойчивость, упорство, решительность и выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности и развития ребёнка.
Исследователями доказано, что физическая культура играет важную роль в формировании волевых качеств у субъекта деятельности. В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формированию у детей жизненно важных физических и волевых качеств [2; 5 и др.].
В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решение конкретных задач. Это заставляет учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создаёт уверенность в своих силах.
Проблема развития волевых качеств является предметом изучения многих исследователей. Значению волевых усилий в учебной деятельности и развитию волевых проявлений в процессе обучения посвящены работы Н. А. Вареникова [1], Т. И. Чедовой, К. В. Чедова [11] и др. Имеется достаточно большое количество работ, освещающих проблему подбора методов изучения и измерения волевой активности [12 и др.].
Большое внимание уделяется развитию волевых качеств в психологии физической культуры и спорта. Это подчёркивается в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Е. Н. Гогунова, Б. И. Мартьянова1, Джаддо Биасиотто [4], Е. П. Ильина [8], В. Ф. Сопова [10] и др. Однако, на наш взгляд, на данный момент недостаточно освещена проблема развития волевых качеств в определённых возрастных рамках, в частности, в период среднего школьного возраста.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена:
- необходимостью развития волевых качеств у подростков для успешного осуществления учебной деятельности;
- недостаточной освещённостью вопросов формирования волевой сферы учащихся основной школы на уроках физической культуры в литературных источниках;
- практически полным отсутствием научно обоснованных педагогических рекомендаций по целенаправленному развитию волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры.
Вышеизложенные аспекты актуальности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении возрастных особенностей развития волевой сферы учащихся основной школы и разработке методики развития волевых качеств школьников данного возраста на уроках физической культуры.
Предмет: воспитание воли.
Объект: воспитание воли у учащихся старших классов на уроках по лыжной подготовке.
Цель: Проанализировать особенности воспитания воли у учащихся старших классов на уроках по лыжной подготовке
Задачи:
1. Рассмотреть воспитание воли, задачи, цели, характеристика
2. Проанализировать уроки по лыжной подготовке у учеников старших классов, содержание и особенности поведения
3. Рассмотреть средства и методы воспитания волевых качеств на уроках старших классов, по лыжной подготовке
Глава 1. Теоретические основы воспитания воли у учащихся старших классов на уроках по лыжной подготовке
1.1 Воспитание воли, задачи, цели, характеристика
Понятие воли используется в самых разных контекстах. Выражения волевой человек, сила воли, волевой поступок, свобода воли, политическая воля, добрая воля – в своем обыденном использовании, в публицистике производят впечатление очевидно ясных. Но при попытках уточнения их концептуального содержания возникают непростые проблемы, связанные с возможностью систематизации этого содержания, наполнения его конкретными характеристиками (операционализации), без которых невозможна полноценная аналитика реального опыта – как личностного, так и в социальнокультурных практиках, включая право, мораль, политику.
Воля представляет телеологическую, динамическую, многоаспектную структуру сознания. Наряду с разумом, чувствами, желаниями, интуицией и иными компонентами внутреннего мира, воля формирует идентичность личности, при этом осуществляя специфическую функции побуждения к деятельности, саморегуляции, стремления к достижению цели. В психофизиологической структуре я воля играет амбивалентную роль доводчика желаний или, напротив, их контролера. В актах воли человек реализует свои устремления, либо, наоборот, противостоит натиску вожделений. Такое поведение характеризуется как конфликтное, связанное с отказом от хочу в пользу надо и представляет большой интерес для психофизиологии. Борьба мотивов, ценностей, установок составляет нерв общественно-личной жизни, а способностям человека преодолевать ограничения, трудности и препятствия на пути к поставленной цели придается значение в деловой жизни, спорте, армии, политике. Существенно, что волевое воспитание не имеет срока давности и сегодня помещается в систему непрерывного развития личности. С волей ассоциированы такие свойства личности как упорство, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, упрямство, принципиальность, бескомромиссность, суровость, самоотказ, аскетизм, стойкость, максимализм. Волевые состояния можно расположить в диапазоне от слабой мотивации через сильную и до психического переживания я должен это сделать. Волевой акт – это зрелый динамический феномен, которому предшествовала значительная скрытая работа в виде хотения, мотивов, обдумывания, принятия решения, осуществления. При этом волеизъявление может сопровождаться длительным чувственным самоограничением, отказом от удовольствий. Самомобилизация с целью преодоления препятствий и трудностей – это сложный феномен, где задействованы не только интеллектуальные и моральные силы, особую роль играют физические системы, такие как дыхательная, кровеносная, мышечная, эндокринная, пищеварительная. Синтез всех антропологических комплексов создает особый синергетический продукт, который внешне воспринимается как энергетика воли. Существует мнение об особом мудром безволии русской нации, подобной сырому тесту (Лесков Н.С. Железная воля, Гончаров И.А. Обломов). Вместе с тем, нельзя сказать, что внутренний стержень воли отсутствует в национальном характере русского народа. Русские люди с железной волей – это протопоп Аввакум, А.В. Суворов, К.Э. Циолковский, А.С. Макаренко, защитники Брестской крепости. В православной аскетике волевой человек – это осознавший главенство духа над чувствами, ставящий духовные идеалы выше личных желаний. Волевой акт в православии державен и не может быть направлен на зло.
Отдельное внимание следует уделить фактору времени во внутренней нравственной работе. Согласно философии дзен, каждая минута – это бесценное сокровище, поэтому одной из целей стратегического менеджмента восточных тигров – это воспитание воли сотрудников. Японская практика управления коллективом, кайдзен, – это постоянное самосовершенствование, которое включает, в том числе, принципы личностного роста: 1) концентрируйся на цели, 2) держи в фокусе свой участок деятельности, не критикуй других, 3) развивай самодисциплину, 4) выполняй каждодневные обязанности осознанно, как медитацию. Другой психологический прием, пришедший к нам из дзен, это правило пяти минут или если не можешь сделать сто шагов, сделай хотя бы шаг. Трудно всегда начать воспитание воли, но можно хотя бы захотеть это сделать, затем следующим шагом – практиковать простые действия, но каждый день, например, физические упражнения, уборку рабочего места. Искусство деятельности каждый день по пять минут позволяет перевести практику воспитания воли в каждодневное усилие: если