Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Произошедшие в нашей стране на границе XX - XXI в.в. существенные трансформации политических и социально-экономических отношений предначертали понимание как первостепенных демократических принципов правового государства, обеспечение конституционных прав и свобод личности, взаимную ответственность государства и граждан. Настоящим гарантом осуществления подобных постулатов должен быть независимый, результативно действующий суд.
Конституция России 1993 года установила юридический базис функционирования органов правосудия, а федеральное и региональное законодательство установило элементы условий осуществления конституционных предписаний, обусловило, в том числе, и правовое регулирование института судей. Однако, принятие в 2011 г. ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» установило задачу осуществления его принципиально современных установлений (в первую очередь, института судебных присутствий) в ходе осуществления правосудия судьями.
В научной правовой литературе нет дефицита в изысканиях, которые посвящены судебной системе, тем не менее, практически все они направлены на анализ характеристики отдельных частей (либо элементов) судебной системы.
Не теряют своей актуальности теоретические исследования о судебной системе и в силу того, что законодатель не торопиться внести изменения в явное дискуссионное отождествление «суда», а также сформировать терминологический инструментарий, который определял бы суть института юстиции, обозначил его задачи, установил дальнейшие перспективы его развития.
Вышеуказанные и многие иные проблемы требуют всестороннего изучения в целях создания и установления путей улучшения работы судебной системы нашей страны.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с функционированием судебной системы в разные исторические периоды.
Предметом курсовой работы выступает законодательство, которое регулирует работу судебной системы.
Цель курсовой работы заключается в раскрытии правовых характеристик судебной системы в разные исторические периоды, выявлении проблем реформирования судебной системы на современном этапе.
Отмеченная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучение досоветского этапа развития судебной системы;
- исследование советского этапа развития судебной системы;
- рассмотрение понятия и особенности судебной системы в РФ;
- выявление проблемы реформирования судебной системы.
Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы для реализации цели и решения указанных задач использовались общие принципы познания, общенаучные подходы: системный, функциональный; методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды отечественных ученых по общим вопросам судопроизводства, вопросам организации и функционирования судебных органов: Е.В. Бурдиной, С.А.Дадашьянц, В.В. Дорошкова, П. Нетупского, Т.К. Примака и многих других.
Нормативную базу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и другие.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Досоветский этап развития судебной системы
Исследуя судебную систему России, можно разделить отечественную историю на несколько периодов. При этом необходимо взять за основу периодизацию по крупным этапам социально-политической истории Российского государства: досоветский, советский и современный этапы. Таким способом можно воссоздать целостное представление обо всем объекте исследования.
До появления государства, по всей видимости, люди вначале сами разрешали свои конфликты, а затем для этой цели стали приглашать третье, независимое лицо.
С появлением на землях, населяемых восточнославянскими племенами, первого государства - Киевской Руси правосудие в пределах государства осуществлялось правителями, князьями, которые издавали различные правовые акты. Постепенно на их основе сформировался единый свод законов - Русская Правда. Он представлял собой собрание законов и правовых обычаев русского раннефеодального государства.
В древнерусском государстве отправление административных и судебных функций не было разграничено. Верховным законодателем, правителем и судьей в этой административной системе был князь, он отправлял правосудие или поручал его своим наместникам, боярам, тиунам. В последующем в составе княжеской администрации на различных уровнях привлекались к отправлению правосудия посадники, тысяцкие, волостели и другие лица.
Несколько отличной от большинства русских княжеств была судебная система в Новгородской и Псковской Республиках, которая строилась на основе Новгородской и Псковской судных грамот, принятых на вече жителей Новгорода (примерно в 1455 г.) и Пскова (1467 г.) .
В Новгородской грамоте упоминается о суде посадника, великокняжеского наместника и тысяцкого, а также суде докладчиков, т.е. о суде второй инстанции по делам, поступающим из первой инстанции. Псковская грамота содержала нормы о суде князя и посадника; о суде пригородных наместников, посадников и старост; о суде братчин, т.е. общественный суд по делам о личных обидах. Кроме того, в Новгороде и Пскове были суды церковные.
Укрепление Московского княжества, а затем образование централизованного Московского государства повлекли необходимость издания общего законодательного сборника, обязательного на всем пространстве Московского государства, как для управления, так и для суда.
Первый общерусский Судебник был издан в 1497 г. при Иване III. Судебник 1497 г. ликвидировал суверенитет великих и удельных князей других земель, распространив юрисдикцию Великого князя Московского на территорию нового единого государственного образования - Русского государства. Формировалась впервые и общерусская судебная система. Судебник имел три отдела, два из которых составляли постановления (нормы) о суде: первый - о суде центральном (Московском), высшем; второй - о суде областном в регионах (уездах и волостях). Решение низшего суда можно было обжаловать в высший суд, а решение высшего суда - Верховному Суду Великого князя. Суд высшей инстанции возглавляли бояре (Боярская дума), а суды низшей инстанции проводились под председательством наместников или тиунов (помощников наместников).
Правом суда над крестьянами обладали в своих вотчинах княжата и бояре, в монастырских землях действовали церковные суды. Таким образом, в судебной системе имелись три вида судов: государственные (центральный и областной), вотчинные и церковные .
Дальнейшее развитие судебная система России получила в Судебнике 1550 г. царя Ивана IV и Соборном уложении 1649 г. Судебная система России того времени характеризуется наличием трех инстанций.
Высшей инстанцией являлась Боярская дума, в которой для рассмотрения самых важных дел была организована Расправная палата. Второй инстанцией были суды в приказах (XVI - XVII вв.), которые являлись административными органами исполнительной власти, выполнявшими различные функции, в том числе и судебные. Но среди них были и приказы, ведавшие собственно судебными делами. К таким приказам относились Судный Московский, Рязанский, Владимирский, Челобитный, Сыскной, Разбойный. Земский приказ ведал управлением г. Москвы и его уездом. В его ведение входили уголовные и гражданские суды, полиция и пожарные. Возглавляли приказы бояре, окольничие или дьяки. Низшей инстанцией были местные суды в различных русских землях. Ими управляли воеводы, земские старосты и земские судьи.
Со времен Киевской Руси в России были церковные суды. Высшей судебной властью обладал патриарх, второй инстанцией являлся Приказ церковных дел, тиунская изба. Судами первой инстанции являлись монастырские суды при епископах.
Следующий этап развития и укрепления судебной системы неотделим от имени Петра I и проводимых им реформ, связанных с изменениями в государственном управлении и попытками отделить судебную власть от административной.
Вместе с укреплением абсолютной власти монарха подвергся ломке и перестройке весь аппарат управления. Место Боярской думы в 1711 г. занял Сенат, ставший высшим судебным органом. Кроме того, он играл роль и высшего органа по делам законодательства и государственного управления.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 2.
4. Постановление Правительства РФ от 23.04.2016 № 346 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства РФ. - 09.05.2016. - № 19. - Ст. 2680.
5. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде» // СУ РСФСР. – 1918. - № 26. - Ст. 420 (документ утратил силу).
6. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» // СУ РСФСР. – 1917. - № 4. - Ст. 50 (документ утратил силу).
Научная и учебная литература
7. Бурдина Е.В. Органы судейского сообщества в судебной системе России: Монография. М.: Юрлитинформ, 2016. 400 с.
8. Владимир Путин принял участие во Всероссийском совещании председателей судов // URL: https://rg.ru/2016/02/16/putin-prizval-ne-podryvat-avtoritet-sudebnoj-vlasti.html (дата обращения: 20.12.2018); Владимир Путин поставил новые задачи перед судебным корпусом страны // URL: https://rg.ru/2016/12/06/vladimir-putin-postavil-novye-zadachi-pered-sudebnym-korpusom-strany.html (дата обращения: 20.12.2018).
9. Дадашьянц С.А. Организационное единство судебной системы России // Российский судья. 2017. № 5. С. 43 - 46.
10. Дорошков В.В. К вопросу о дальнейшем развитии мировой юстиции // Мировой судья. 2015. № 7. С. 3 - 7
11. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: ИД «Юриспруденция», 2010. С. 46.
12. Нетупский П. Виртуальное правосудие // RAPSINEWS.RU: Информационное агентство «РАПСИ-ньюс». URL: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20170116/277572515.html (дата обращения: 20.12.2018).
13. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: монография / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, О.В. Макарова и др.; отв. ред. В.П. Кашепов. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 240 с.
14. Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 390 с.
15. Пресс-клиппинг «IX Всероссийский съезд судей». 7 декабря 2016 г. С. 10 // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/userimages/news/Press-klipping_IX_VSEROSSIYSKIY_SEZD_SUDEY_7_dekabrya 2016.pdf (дата обращения: 20.12.2018).
16. Примак Т.К., Казакова Е.Ю. К вопросу о реформировании судебной системы // Мировой судья. 2017. № 7. С. 13 - 17.
17. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в рамках законопроекта «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2016241101 (дата обращения: 20.12.2018).
18. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 2008. С. 27 - 35.
19. Через 20 лет практически всех юристов заменят роботы // URL: http://zib.com.ua/ru/89815-cherez_20_let_prakticheski_vseh_yuristov_zamenyat_roboti.html (дата обращения: 20.12.2018).
Судебная практика
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 6. – 2017.
21. Постановление Президиума Совета судей РФ от 08.02.2005 № 72 «О Концепции федерального закона «О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппарата судов и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 20.12.2018).