Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Семья и дошкольное учреждение — это два ключевых института, которые оказывают значительное влияние на формирование личности ребёнка. Каждый из них обладает уникальными возможностями в развитии мировоззрения и характера будущего взрослого человека. Хотя их воспитательные функции различны, для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Что же такое взаимодействие и как его понимают педагоги и родители? Кто кого должен направлять в этом процессе — семья детский сад или детский сад семью? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «взаимодействие», «сотрудничество» и «содружество»?
В основе взаимодействия между дошкольной образовательной организацией (ДОО) и семьёй лежит сотрудничество педагогов и родителей. Оно подразумевает равные позиции партнёров, уважение друг к другу и учёт индивидуальных особенностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество не только включает совместные действия, но и способствует взаимопониманию, уважению, доверию и взаимному влиянию. Активная совместная работа педагогов и родителей помогает лучше узнать друг друга и укрепляет их отношения.
Понятие «содружество» подразумевает объединение людей на основе дружбы и общих взглядов и интересов. Но возможно ли дружить без общения и, следовательно, без взаимодействия? Конечно, нет. Содружество предполагает открытость и готовность к общению, и оно является высшей точкой взаимодействия ДОО с семьёй.
Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников остаётся одной из самых сложных задач в работе дошкольной образовательной организации. Сегодня родители занимают две противоположные позиции по отношению к детскому саду.
В свете современных исследований (А. Н. Антонова, Н. И. Бочарова, Г. Г. Волощенко, А. В. Даринский, Е. И. Добринская, А. Д. Жарков, Г. С. Комарова, Н. А. Новикова, Б. А. Титов, О. Г. Тихонова и другие) можно сказать, что досуг — это ключевой инструмент социализации и индивидуализации личности, а также показатель общего уровня культуры. Досуг даёт человеку возможность самостоятельно распоряжаться своим свободным временем, чтобы развиваться и раскрывать свои таланты.
Организация досуга детей дошкольного возраста невозможна без участия родителей. Эта проблема становится всё более актуальной в контексте изменений в требованиях к дошкольному образованию, связанных с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [16].
Проблема исследования – какие формы будут способствовать эффективному взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи в организации досуга?
Цель исследования – изучение эффективных форм организации досуговых форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Объект исследования – процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Предмет исследования – эффективные формы организации досуговых форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «детский досуг», организация детского досуга.
2. Описать психолого-педагогические условия взаимодействия ДОО и семьи в организации досуга.
3. Охарактеризовать портфолио дошкольника как форму совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.
4. Разработать рекомендации по использованию эффективных форм организации досуговых форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации досуговых форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
1.1 Понятие «детский досуг», организация детского досуга
Досуг – одна из важнейших составляющих духовного склада людей. Оно отражает образ жизни человека, уникальность человеческой судьбы. Досуг во многом отражает образ жизни людей, его положительные и отрицательные проявления.
Ребенок в свободное время успешнее подходит к решению разнообразных задач, которые ему импонируют, тем меньше он получает помощи извне. В активном досуге, в радости творчества и общения дети становятся совершеннее - таков закон педагогики. Без свободного времени не может быть личной свободы [5].
Под досугом мы понимаем пространство, которое обеспечивает удовлетворение досуговых потребностей, уровень досуговых мероприятий. Заботясь о том, чтобы ребенок не ленился физически, мы не должны забывать о другом типе лени - "мозговой", который, пожалуй, не менее страшен, чем физическая лень. Именно досуг должен обеспечивать условия для радости творческого самовыражения. Януш Корчак включил в концепцию образования три компонента: здоровье, обучение, досуг и поставил их рядом, следовательно, досуг имеет право на свою особую педагогику с конкретными идеями, признаками, формами работы, где деятельность, игра, общение – это три кита для ребенка [7].
Свободное время детей можно определить как время, используемое для гармоничного развития личности, интенсивной духовной жизни, время для формирования жизненных планов и выбора профессии, а также для активного отдыха. Дети больше всего страдают от невозможности интересно и с пользой проводить свободное время, что делает это острой педагогической проблемой.
Продуктивное использование человеком свободного времени является важной задачей общества, потому что, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, технологиями, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и эффективно.
В специальной литературе досуг имеет самые разные определения и толкования. Досуг часто отождествляют с внешкольной и внеурочной работой (Б. Е. Волков, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и др.) и даже с внеклассным временем [3].
Досуг – это деятельность, отношения, состояние души. Многие подходы затрудняют попытки понять, что означает досуг.
В Древней Греции слово "досуг" означало "серьезное занятие без необходимости".
Досуг способен сочетать отдых и работу. Большинство развлекательных мероприятий в современном обществе посвящено различным видам отдыха, хотя понятие "досуг" включает такие виды деятельности, как непрерывное образование.
Определение досуга делится на четыре основные группы:
- досуг как созерцание, связанный с высоким уровнем культуры и интеллекта: это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с которой человек что-то делает;
- досуг как деятельность и характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает в себя ценности самореализации;
- досуг как свободное время, время выбора. Это время можно использовать по-разному, и его можно использовать как для деятельности, связанной с работой, так и для деятельности, не связанной с работой. Досуг считается временем, когда человек занимается чем-то, что не является его обязанностью;
- досуг объединяет три вышеперечисленные концепции, стирает грань между "работа" и "не работа" и оценивает досуг в терминах, описывающих поведение человека.
Макс Каплан считает, что досуг-это гораздо больше, чем просто свободное время или список занятий, направленных на выздоровление. Досуг следует понимать, как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики [5].
Рассматривая категорию "детский досуг", мы понимаем, что это деятельность ребенка, не связанная с обучением или другими обязанностями. По мнению С. А. Шмакова, социализирующее и воспитательное значение детского досуга заключается в следующем [18]:
Во-первых, досуг – это время духовного развития детей, поскольку он позволяет им свободно выбирать социально значимые роли и должности, позволяет им участвовать в мероприятиях, которые развивают безграничные возможности детей и их таланты в наиболее удобном применении.
Во-вторых, досуг для школьников – это та сфера, в которой особенно ярко и полно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. В этом нет ничего предосудительного. Школьникам нужна "зона невмешательства" как фактор их самообразования. В условиях досуга формируются неформальные группы, которые дают детям и подросткам возможность выступать в новых социальных ролях, брать на себя роли, отличные от обязательных образовательных и внеклассных занятий.
В-третьих, досуг – это особая социальная сфера, где дети удовлетворяют личные потребности в самооценке, самооценке собственного "я". Суверенный мир досуга предоставляет детям занятия, в которых эти потребности могут быть активно реализованы. Следует отметить, что досуг в этом смысле выступает в качестве альтернативного средства удовлетворения социальных потребностей.
В-четвертых, досуг – это область активного общения, отвечающая личным интересам, потребностям в контакте. Такие формы досуга, как занятия в клубах, кружках, коллективные игры и развлечения, являются прекрасной сферой для развития дружбы, товарищества и психологической совместимости детей.
В-пятых, дети в сфере досуга более открыты влиянию и влиянию самых разнообразных социальных институтов и организаций, созданных обществом. Это тем более важно, что большая часть свободного времени детей еще не контролируется.
Досуг – это благоприятная среда для детей, подростков и молодежи, позволяющая ощутить основные человеческие потребности. В процессе досуга ребенку гораздо легче сформировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть с помощью досуговой деятельностью. Досуг во многом отвечает за формирование характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и т.д [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балабанова, О. М. Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников / О. М. Балабанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 7-9.
2. Винокурова, А. В. Организация досуговой деятельности детей дошкольного возраста / А. В. Винокурова, А. С. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (57). — С. 468-470.
3. Волков, Е.Б. На пути в науку : (век живи, - век учись) / Е. В.[т.е.] Б. Волков. — Москва : Изд-во СИП РИА, 2006. — 87 с.
4. Гузова, О. В. Взаимодействие ДОУ с родителями / О. В. Гузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 103-105.
5. Каплан, Макс. Свен — храброе сердце : для чтения взрослыми детям / Макс Каплан, художник Лев Каплан ; перевод с немецкого Галины Эрли. — Москва : Энас-книга, 2020. — 25 с.
6. Ковтун, Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста / Т. Ю. Ковтун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (66). — С. 513-514.
7. Корчак, Януш. Избранные педагогические произведения [Текст] / [Отв. ред. А.Г. Хрипкова ; Сост. и авт. примеч. Е.С. Рубенчик ; Пер. с пол. К.Э. Сенкевич]. — Москва : Педагогика, 1979. — 473 с.
8. Логинова, Л. А. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе / Л. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 171-172.
9. Михайлова, Л. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения / Л. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 10-12.
10. Молчанов, С. Г. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности [Текст] / С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова // Социум и власть. — 2018. — №1. — С. 113–126.
11. Павлова, Н. А. Взаимодействие с родителями в ДОУ / Н. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 688-690.
12. Поварницына, Е. А. Организация и проведение познавательно-игровых досугов в детском саду / Е. А. Поварницына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 89-93.
13. Смолина, Т. А. Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении / Т. А. Смолина, А. П. Агентова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 61-63.
14. Тарасенко, Т.В. Педагогические технологии взаимодействия детского сада и семьи в организации семейного досуга / Т.В. Тарасенко, О.В. Волокитина // Символ науки. – 2017. – №3. – С. 156-158
15. Трушечкина, Н. А. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия / Н. А. Трушечкина, М. А. Юдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23.2 (127.2). — С. 12-15.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. – № 1155. – М., – 2013.
17. Черкасова, Е. А. Современные технологии взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ / Е. А. Черкасова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 49-53.
18. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — Москва : Новая школа, 2005. — 238 с.
19. Ямбаршева, Н. В. Современные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи / Н. В. Ямбаршева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 453-455.