Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Лицензирование экспорта, а также импорта определенных товаров является некой мерой оперативного регулирования внешнеторговых связей государством. Вышеупомянутая мера применяется в определенные периоды времени, причем по отдельным товарам. Данные товары непосредственно включены в перечень продукции общегосударственного назначения, но также по отдельным странам или же конкретным группам стран (когда это обусловлено экономическими и политическими условиями государства).
Лицензирование часто может применяться как предупредительная мера по отношению к недобросовестным конкурентам в сфере национальных товаропроизводителей. Реализация вышеупомянутой меры происходит на основе установленных в мировом сообществе режимов, содержащих надлежащие положения «Соглашения об импортном лицензировании и Всемирной торговой организации». На нынешнем этапе мировой опыт зарубежных стран в сфере торговли в первую очередь нацелен на рационализацию административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.
До стороны пересечения товарами таможенной границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), процесс осуществления таможенных операций при движении товаров, можно представить в виде некоторых этапов:
1) таможенное декларирование и выпуск товаров;
2) убытие товаров.
Товары при вывозе декларируются в соответствии с таможенной процедурой, которая предусматривает их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории ЕАЭС совершаются таможенные операции, которые связаны с убытием.
Объектом исследования являются ограничения, устанавливаемые при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Предмет исследования – правоотношения, возникающие при исключительном праве на экспорт как разновидности лицензирования внешнеэкономической деятельности.
Цель работы - характеристика института исключительного права на экспорт товаров. В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
1. Определение общего порядка лицензирования товаров в ЕАЭС
2. Характеристика содержания исключительного права на экспорт товаров как основная форма лицензирования экспорта
3. Анализ применения исключительного права на экспорт товаров.
4. Выявление проблем и перспектив таможенных операций при исключительном праве на экспорт товаров.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, а также заключения, библиографического списка использованной литературы.
Глава 1.Понятие исключительного права на экспорт товаров
1.1.Общий порядок лицензирования товаров в ЕАЭС
Лицензирование является одним из инструментов нетарифного регулирования и активно применяется странами в международной торговле при экспорте или импорте отдельных товаров. Применение лицензирования не противоречит основным положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле, а порядок его применения закреплен в Соглашении о процедурах импортного лицензирования (Соглашение). Одним из важнейших положений данного документа является требование к странам - участницам Всемирной торговой организации (ВТО) о приведении национального законодательства в сфере лицензирования в соответствие с положениями Соглашения.
Товары, экспорт и (или) импорт которых подлежит лицензированию, можно условно разделить на три основные группы:
1) товары, к которым применяются: меры нетарифного регулирования, меры таможенно-тарифного регулирования (тарифная квота), меры защиты внутреннего рынка (импортная квота в качестве специальной защитной меры);
2) товары, которые подлежат экспортному контролю;
3) продукция военного назначения.
Перемещение через таможенную границу товаров из первой группы осуществляется в соответствии с законодательством ЕАЭС. Поэтому порядок лицензирования закреплен Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, в котором закреплено понятие лицензирования, как «комплекс административных мер, устанавливающий порядок выдачи лицензий и (или) разрешений». Этим же документом предусмотрены случаи применения данного инструмента нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС, который в зависимости от случая его применения, может выполнять две различные функции. В случае применения количественных ограничений и исключительного права экспорта или импорта товаров лицензирование выполняет функцию механизма их реализации. В случае применения к товарам разрешительного порядка ввоза/вывоза лицензирование выполняет самостоятельную функцию инструмента нетарифного регулирования.
Все товары из первой группы включены в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (Единый перечень). В первом варианте данного перечня ввоз лекарственных средств и фармацевтических субстанций предусматривал лицензирование. Затем, в связи с отсутствием в некоторых государствах Союза данного требования, в процессе межгосударственных переговоров было принято решение об отмене лицензирования при ввозе лекарственных средств на таможенную территорию ЕАЭС. Импорт алкогольной продукции, в соответствии с первым вариантом Единого перечня, также подлежал лицензированию до момента вступления РФ во Всемирную торговую организацию. При формировании Единого перечня в редакции решения ЕЭК от 21.04.2015 № 30 требование к наличию лицензии при перемещении через таможенную границу ЕАЭС гражданского и служебного оружия, установленное в предыдущей редакции документа, было отменено. Единый перечень постоянно актуализируется, при этом наблюдается тенденция к уменьшению количества товаров, при перемещении которых через таможенную границу ЕАЭС требуется представление в таможенные органы лицензии на экспорт или на импорт.
При осуществлении мер экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, применяются положения национального законодательства, что закреплено статьей 7 ТК ЕАЭС. Соответственно, правила лицензирования регламентируются национальным законодательством каждого из государств Союза. Таким образом, очевидно отсутствие единообразного подхода к лицензированию экспорта/импорта товаров в условиях функционирования ЕАЭС. Шесть контрольных списков Российской Федерации и Республики Беларусь в полном объеме соответствуют контрольным спискам международных контрольных режимов. В Кыргызской Республике также разработаны аналогичные списки.
Иная ситуация со списками в остальных государствах ЕАЭС. В Республике Казахстан и Республике Армения применяются единые унифицированные списки контролируемых товаров, разработанные на основе списка контролируемых товаров Евразийского союза.
Таким образом, страны-участницы ЕАЭС не имеют единообразных списков контролируемых товаров и технологий, подлежащих лицензированию. Кроме того, в условиях осуществления экспортного контроля в соответствии с национальным законодательством участникам ВЭД крайне сложно осознать необходимость получения лицензии на осуществление внешнеторговых операции с товарами, подлежащими экспортному контролю, в условиях взаимной торговли. Аналогичная ситуация сложилась в сфере лицензирования экспорта и импорта продукции военного назначения: отсутствие единых списков и единого порядка контроля за ее перемещением через границы государств-участниц ЕАЭС.
1.2.Исключительное право на экспорт товаров как основная форма лицензирования экспорта
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами применяется при введении временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность; предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт; выполнение международных обязательств.
Исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров: согласно источнику таким товаром, при экспорте которого установлено исключительное право, может, например, в текущий момент являться «Газ природный, транспортируемый в газообразном и сжиженном состоянии» (код 2711 11 000 0) - в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации; «Удобрения минеральные или химические, калийные» (код 3104) - в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь.
Товары, при импорте которых установлено исключительное право, в качестве примера «Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об. % или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные, любой концентрации» (код 2207) - в отношении товаров, происходящих из третьих стран и импортируемых в Республику Беларусь. Порядок применения исключительного права определяется согласно законодательства Республики Беларусь.
В рамках национальной правовой базы также возможно применение исключительного права в отношении организаций, так, например, применяется Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 1277-р (ред. от 10.11.2020) «Об утверждении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии»: на экспорт газа природного в сжиженном состоянии: ОАО «Газпром», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и др. (всего 8 организаций).
Экспорт ядерных материалов и технологий из России подлежит лицензированию Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и другими соответствующими ведомствами. Процесс лицензирования включает в себя рассмотрение заявок на экспорт (ФСТЭК РФ), государственная экспертиза внешнеэкономической сделки (Межведомственные экспертные группы), выдача или отказ на выдачу лицензии (ФСТЭК РФ). В случае успешного прохождения экспертизы выдается разовая или генеральная лицензии.
Разовая лицензия выдается для осуществления экспорта/импорта контролируемых товаров и технологий в рамках одного договора (контракта, соглашения) на один вид продукции на срок до 1 года (с возможностью продления не более, чем на один календарный год). Разовая лицензия выдается в случае временного вывоза контролируемого товара с передачей его иностранному лицу и последующего возврата на территорию Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение №7 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года).
3. Распоряжение ФТС России от 18.04.2017 № 91-р «Об утверждении Временного порядка учета количества ввозимых (вывозимых) лицензируемых товаров с применением информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов».
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» от 19.07.2007 № 456
6. Приказ ФТС РФ от 29.12.2011 № 2652 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».
7. Альбрехт И., Никольский А.А., Михайлов С.В. Справочник по экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения Российской Федерации. - 5-е изд. - СПб.: 2021. - C. 297-320.
8. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е. Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России // Вестник Академии знаний. - 2020. - №6 (41). - С. 36-38.
9. Козлова А. С., Шафиева А.Р. Проблемы осуществления экспортного контроля в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №11-2 (69). - С. 44-46.
10. Макарова А.В. Осуществление экспортного контроля в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №5-2 (63). - С. 78-81.
11. Шерешов А.В., Федотова А.Ю. Тенденции экспортного контроля в РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - C. 307-312.