Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На сегодняшний день многие первоклассники, которые переступают порог школы, имеют ряд особенностей и психологических проблем, на которые родители не обращали внимание раньше, поскольку ребенок находился в комфортных для себя условиях и не чувствовал ограничений и ответственности.
С приходом в школу у ребенка начинается совершенно иная жизнь, полная контроля, необходимости самостоятельно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки перед взрослыми и сверстниками.
Кроме того, в этот период активно работают познавательные процессы ребенка, что может стать причиной излишней усталости и снижения мотивации к обучению и межличностной коммуникации с учителями и одноклассниками. Кроме того, некоторые дети слишком сильно привязаны к родителям и не хотят с ними расставаться, а потому стараются пропускать школьные занятия, чтобы лишний раз побыть дома.
Для того, чтобы все эти факторы не оказывали негативного влияния на учебную деятельность первоклассника, необходимо осуществлять диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, которая должна проходить совместными усилиями родителей и педагогов.
Цель исследования – изучить адаптацию первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования – учащиеся первых классов.
Предмет исследования – адаптация первоклассников к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации и дезадаптации.
2. Определить специфику адаптации детей к школьному обучению.
3. Провести диагностику адаптации у первоклассников.
4. Разработать рекомендации для родителей по адаптации первоклассников к школьному обучению.
Методы исследования: анализ научной литературы, синтез, классификация, описательный, сравнительный, хронологический, наблюдение, тестирование, проектирование, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
1. Проблема адаптации к школе в психологии и педагогике
§1. Теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации и дезадаптации
Под процессом адаптации понимается изменение параметров жизнедеятельности организма при адекватно измененной внешней ситуации. Физиологическая адаптация имеет два вида – срочную и длительную. Иногда эти два вида могут проходить один за другим, иногда по отдельности. На срочную адаптацию организма влияет необычная сила, которая меняет реакцию стимула. Ответ может быть либо всего организма, либо одного органа или системы.
Чаще всего человек сталкивается в своей жизни с адаптацией к труду. Здесь необходимо не только рассматривать стадию социализации в новом коллективе, но и восприятие человеком измененных условий окружающей среды. Более того, даже изменение повседневности (например, более раннее пробуждение, чем обычно) может надолго вывести организм из своего рабочего состояния, пока адаптивные факторы не будут работать в полную силу [6].
Сюда же можно отнести случаи изменения диеты, которое также может негативно повлиять на здоровье человека. Особенно сложно людям сменить интеллектуальную работу на физическую (и наоборот). В этом случае организму потребуется более длительная трудовая адаптация с участием всех функциональных систем и органов.
Адаптация человека происходит на разных этапах его жизни в различных формах. Для того, чтобы она проходил безболезненно, можно применить ряд мер, повышающих защитные силы организма, например, закаливание. Это отличный способ не только укрепить здоровье, но и обучать волевым качествам.
Проблема дезадаптации состоит в том, что неспособность адаптироваться к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это означает, что неадекватный человек, который игнорирует это психическое состояние, не сможет проявлять активность в любом обществе в будущем.
Термин «дезадаптация» означает психологическое состояние человека (чаще всего ребенка, чем взрослого), в котором существующее психосоциальное состояние человека не соответствует изменившейся социальной среде или просто новой. Это обстоятельство усложняет или не позволяет реализовать устройство.
Современная наука знает три типа дезадаптации [10]:
1. Патогенная дезадаптация является результатом отклонений детерминированных прерыванием работы психики человека при условии наличия у него нейропсихиатрических заболеваний и аномалий. Такая дезадаптация рассматривается в зависимости от возможности лечения причины заболевания.
2. Психосоциальная дезадаптация – это неспособность адаптироваться к новой среде из-за индивидуальных социальных характеристик, изменений в сексуальном возрасте, формирования личности. Этот тип дезадаптации как правило носит временный характер, но в некоторых случаях проблема может ухудшиться, а затем психосоциальная дезадаптация переходит в патогенную стадию.
3. Социальная дезадаптация – это явление, характеризующееся антиобщественным поведением и нарушением процесса социализации. Оно также включает в себя неадекватность образования. Пределы социальной и психосоциальной дезадаптации очень размыты и, в частности, проявляются в каждом из них.
Остановившись подробнее на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что эта проблема особенно остро стоит в ранние школьные годы. В этом смысле есть еще один термин, например, «школьная дезадаптация». Это ситуация, когда ребенок по разным причинам становится неспособным строить отношения «личностное общество» так же, как и в принципе.
Психологи рассматривают эту ситуацию по-разному: как подвид плохой социальной адаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация является лишь причиной для школы. Однако, исключая эти отношения, есть три основные причины, по которым ребенок будет чувствовать себя некомфортно в школе [5]:
– недостаточное дошкольное образование;
– отсутствие навыков контроля поведения у ребенка;
– неспособность к ритму школьного образования.
Все три фактора сводятся к тому факту, что школьная дезадаптация является обычным явлением среди первоклассников, но иногда проявляется у детей старшего возраста, например, в подростковом возрасте из-за личной реструктуризации или просто перехода в новое учреждение. познавательно. В этом случае несоответствие социального психосоциальному.
Среди проявлений школьной дезадаптации [6]:
– низкоэффективный комплекс по предметам;
– пропуская классы по неуважительным причинам;
– пренебрежение правилами и положениями школы;
– отсутствие уважения к коллегам и учителям, конфликты; изоляция, нежелание вступать в контакт.
Рассмотрим школьную дезадаптацию с точки зрения школьного возраста, а не педагогической периодизации возрастов или учебного процесса.
Это несоответствие проявляется в виде конфликтов со сверстниками и учителями, иногда безнравственного поведения, которое нарушает правила поведения в школе или в обществе в целом. Чуть больше, чем полвека назад, среди причин, вызвавших такой тип неадекватности, не было Интернета. Теперь именно он является основной причиной.
Явление дезадаптации относится к числу достаточно хорошо изученных. Однако при этом в науке не существует как единого определения данного термина, так и представлений о причинах ее формирования и методов коррекции такого состояния.
Особую проблему в данном вопросе составляет тот факт, что как правило, дезадаптация возникает именно у детей или подростков. В этом случае педагогу или школьному педагогу необходимо вовремя выявить и оценить симптомы или факторы риска возникновения дезадаптации у ребенка или юного спортсмена [5].
§2. Специфика адаптации детей к школьному обучению
Школа призвана сыграть решающую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, которые осознают ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Обучение в школе осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1], а Федеральный государственный стандарт начального образования [2] основан на системно-деятельностном подходе, концептуально базирующемся на обеспечении соответствия образовательной деятельности учащихся их возрастным и индивидуальным характеристикам.
Школа должна сформировать систему навыков среди учащихся [9]:
– обучения;
– организации своей деятельности;
– принятия, поддержания и следования целям образовательной деятельности;
– планирования своей деятельности;
– осуществления мониторинга и оценки собственных знаний, умений и навыков;
– взаимодействия с учителем и сверстниками в учебном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 03 августа 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 21.12.2018)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 года (в действ. ред. от 31 декабря 2015 года) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (Дата обращения: 22.12.2018)
3. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Дезадаптация. Теории, классификации, виды. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
4. Кравцова Е.К. Адаптация. Развитие методов и принципов диагностики адаптации. – Воронеж: Слава, 2016. – 417 с.
5. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Стратегии поиска и профилактики дезадаптации в учебных заведениях в современной педагогической практике // Материалы научно-практической конференции «Педагогические проблемы современного общества». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
6. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития поиска, лечения и профилактики дезадаптации в СОШ и СДЮШОР на территории Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2015. – С. 59–72
7. Масленникова М.А. Стратегия ориентации на школу и семью в вопросах поиска, обнаружения и профилактики явлений дезадаптации у школьников // Образовательные стратегии. – 2014. – № 11. – С. 90–107
8. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Психологические и педагогические аспекты изучения проблемы обнаружения и коррекции дезадаптации у школьников // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологических и педагогических особенностей преподавания в современных российских школах». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
9. Москалева А.А. Дезадаптация у школьника. Выявление. Коррекция. Профилактика. – Владикавказ: Южное издательство, 2014. – 390 с.
10. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Организация работы образовательных учреждений по взаимодействию с родителями школьников по проблеме дезадаптации школьника // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Педагогика. – Краснодар: Издательство КубФУ, 2015. – С. 40–52
11. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции работы образовательных учреждений со школьниками из группы риска по проблеме дезадаптации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы профилактики проблемы дезадаптации в образовательных учреждениях». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
12. Оболенская И.А., Птицына С.М., Бармалеева И.Т. Особенности адаптации первоклассников к условиям школьного обучения: социальный, психологический и педагогический аспект // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики в России и за рубежом». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 105–116
13. Диагностика сформированности навыков учебной деятельности. Методика «Бусы» // Адалин. Портал для психологов. – [Электронный ресурс] http://adalin.mospsy.ru/l_01a_05.shtml (Дата обращения: 24.12.2018)
14. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина // Psyoffice. Методический портал. – [Электронный ресурс] https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-grafdikal.htm (Дата обращения: 24.12.2018)