Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Создание образа персонажа в художественном произведении – одна из важных задач для любого писателя, ведь от того, как точно и эмоционально будут прописаны образы, зависит восприятие читателя, его отношение к сюжету и содержанию повествования. Поэтому принципиально важно для автора использовать максимально широкий набор выразительных средств, которые будут оригинальны и интересны читателю.
Цель курсовой работы – провести анализ языковых средств создания образа учителя в произведениях Е.В. Мурашовой.
Объект курсовой работы – образ учителя в произведениях Е.В. Мурашовой.
Предмет курсовой работы – языковые средства создания образа учителя в произведениях Е.В. Мурашовой.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность образа.
2. Изучить эмотивные средства языка для создания образа в художественном тексте.
3. Привести общую характеристику персонажей-учителей в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции».
4. Провести лексико-семантический анализ реализации концепта «учитель» в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ, лексико-семантический анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие и сущность образа
Под образом в научной литературе понимается свободная и творческая репрезентация некоего объекта с сохранением подобия структуры объекта, однако с трансформацией множества его характеристик через призму творческого осмысления субъекта коммуникации. Образ всегда отличается от своего первоисточника, при этом часто случается, что он становится комбинированным, называясь, по-иному, собирательным [Гончарова, 2012].
Исследователи отмечают, что существует ряд главных типов образов (рисунок 1.1) [Чичёва, 2019].
Рисунок 1.1. – Виды образов
Иллюстративный образ необходим для того, чтобы визуально показать конкретные события, обстоятельства, людей или какие-либо явления. Фактографический применяется для репрезентации тех объектов, которые характеризуются уникальностью, при этом в таком образе не может быть использовано обобщение, т.к. образ не похож на другие. Художественный образ зачастую бывает вымыслом, построенным на схожей реальности, и нужен для того, чтобы передать авторское видение определенной ситуации, явления, объекта и т.д. [Рахматуллин, Семенова, Хамзина, 2012].
Любой образ формируется посредством использования различных инструментов, в частности, это изображение, звук и речевые компоненты. Образ отличается тем, что он будет восприниматься только в определенной ситуации коммуникации, специфическом контексте повествования или изображения, который должен соответствовать цели автора и его идеи в отношении данного конкретного образа, ведь посредством образом часто создается конкретный художественный мир, который выступает как единое целое, а потому все образы в нем связаны одной стилистикой и идеологией [Сидорская, 2023].
Фактически образ состоит из двух неотъемлемых компонентов, первым из которых является реальный прототип (может быть человек, предмет, явление и т.д.) и творческая трансформация, собственное видение автором этого прототипа, которое формируется под воздействием множества факторов (психологических, социальных, культурных, политических и т.д.) [Юсупова, 2014].
Понятие «образ» является очень разносторонним и имеет давнюю историю. Еще в древнегреческой философии к образу обращались многие мыслители, и каждый трактовал это понятие по-своему. Одним из самых активных субъектов изучения понятия образа был Платон, который исследовал то, почему некоторые образы сильно отличаются от реальных объектов и каким образом можно трактовать тот или иной образ в соответствии с жизненной ситуацией [Шакак Хайят, 2021].
Аристотель говорил о том, что образ содержится в самой человеческой душе и выступает в качестве некоего посредника между чувственной составляющей человеческой психики и разумом, рациональностью, которые являются основой мыслей и действий человека [Хименкова, 2023].
Образ, по мнению многих исследователей, философов, ученых, всегда не имеет абстрактной сущности. Образ всегда характеризуется конкретностью, что обуславливает применение различных способов его формирования. При этом образ всегда более идеален, чем его прототип или прототипы, существующие в реальном мире. Часто образ используется именно для того, чтобы представить реальность более чистой, позитивной, приятной для восприятия. Хотя в некоторых случаях (в основном, в случае репрезентации художественного образа) он может быть, наоборот, гротескным, гиперболизированным в более негативное восприятие для того, чтобы, например, усилить драматический характер литературного текста или произведения изобразительного искусства [Борисова, 2009].
Образность является результатом создания множества образов. Она необходима для того, чтобы заставить реципиента воспринимать действительность более экспрессивно, эмоционально, ярко. Образы вызывают необходимость думать и чувствовать, поэтому на них построены все произведения искусства, вне зависимости от его жанра [Шоков, 2017].
Основой восприятия образа, по Жилю Делезу, является то ощущение, которое он вызывает. Ощущение – явление очень сложное, которое необходимо изучать с различных субъектно-объектных точек зрения. Каждое произведение искусства выступает в качестве оригинальной реальности, в которой существуют образы, вызывающие у реципиента различные ощущения, однако эти ощущения субъективны, т.к. зависят не только от воздействия самого образа, который создается с точки зрения видения автора произведения, но и от различных факторов, которые дифференцируют восприятие автора и зрителя (читателя) [Делез, 2011].
Делез отмечает, что искусство и реальность схожи. Это связано с тем, что структура пространств, которые существуют в обоих измерениях, имеют общие черты, однако искусство от реальности отличается наличием множества различных образов, которые эту реальность существенно трансформируют. При этом образы, по мнению философа, характеризуются имманентностью, т.е. они связаны с неким божественным осмыслением реальности [Делез, 2002].
Для того, чтобы создать образ, как утверждает Жиль Делез, необходим знак. Однако знак – это только динамический аспект рассмотрения образа, поскольку он необходим исключительно для того, чтобы передать этот образ другим и сделать так, чтобы он воспринимался хотя в некоторой степени схоже с задуманным. При этом, по мнению философа, образ всегда связан с движением, поскольку формируется он не в психике человека, а в материальном мире, где все движется и трансформируется [Володина, 2018].
Образ не может быть просто изображением, поскольку оно материально и лежит на поверхности, тогда как образ – это сложный процесс переживания субъектом определенного жизненного опыта в сочетании со стимулом, который передает ему произведение искусства. У каждого образа есть актуальный и виртуальный аспект, при этом образ нельзя рассматривать как то явление, которое можно найти на одном уровне психики человека. Выстраивание образа в восприятии – это многоуровневый процесс, который осуществляется последовательно [Делез, Гваттари, 1998].
Основой для формирования образа, по мнению Жиля Делеза, является материальность сил, она придает образу динамичности и позволяет трансформироваться под определенные контексты и особенности психики реципиента. При этом философ отмечает, что образ – это не конкретный продукт восприятия, он постоянно меняется в связи с трансформацией внешних условий и внутренних переживаний и состояний человека [Делез, 2002].
Для того, чтобы воспринять образ, необходимо особенное движение восприятия, которое Делез делит на два вида (рисунок 1.2) [Купарашвили, 2016].
Рисунок 1.2. – Виды движения восприятия образа по Ж. Делезу
Подводя итог, можно сказать, что Жиль Делез имеет специфическое видение образа как системы знаков, которые дают возможность сформировать восприятие реципиента на основе трансформированной реальности, которая переосмысливается сначала автором, а затем зрителем / читателем / слушателем.
Ж. Бодрияр вводит в оборот еще одно интересное понятие, напрямую связанное с образом, – это симулякр – то есть то, что надстраивается над реальными свойствами объектов, их значимостью в материальном мире и дает возможность и вызывает необходимость у потребителя воспринимать этот объект как компонент виртуальной реальности [Бодрийяр, 2006].
Симулякр – это и есть тот образ, который существует в виртуальной реальности и формируется на основе существующих отдельных качеств объекта, однако настолько трансформирует их, что объект в виртуальной реальности уже практически невозможно узнать, а, значит, в реальной жизни у него отсутствует аналог [Бодрияр, 2015].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баребышева, А.П., Гусева, М.М., Заврагина, Ю.А. Принципы эмоционального отражения литературной реальности в художественных текстах: методологические подходы / А.П. Баребышева, М.М. Гусева, Ю.А. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современно гуманитарной науки». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2022. – С. 42–54.
2. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Республика: Культурная революция, 2006. – 430 с.
3. Бодрияр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрияр. – М.: Постум, 2015. – 196 с.
4. Борисова, Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е.Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiy-hudozhestvennyy-obraz-i-obraznost-v-literaturovedenii-i-lingvistike?ysclid=ludvmquctd166589865 (дата обращения: 18.12.2024).
5. Волкова, А.Е. Проблемы выражения эмоций в языке и художественных текстах / А.Е. Волкова // Молодой ученый. – 2021. – № 16(358). – URL: https://moluch.ru/archive/358/80075/ (дата обращения: 25.11.2024).
6. Володина, А.В. Эстетика Жиля Делеза: к имманентистской философии искусства / А.В. Володина // Философия и культура. – 2018. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-zhilya-delyoza-k-immanentistskoy-filosofii-iskusstva (дата обращения: 18.12.2024).
7. Герасименко, И.Е., Тютрина, О.М. Эмотивность как лингвистическая категория / И.Е. Герасименко, О.М. Тютрина // Молодой ученый. – 2016. – № 13 (117). – URL: https://moluch.ru/archive/117/32368/ (дата обращения: 18.12.2024).
8. Гончарова, Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» / Н.Ю. Гончарова // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obscheteoreticheskie-osnovy-izucheniya-ponyatiya-obraz?ysclid=ludul8d23v770976405 (дата обращения: 18.12.2024).
9. Грицкевич, Н. Мост из постсовременности к гиперреальности: Жан Бодрияр об эпохе постмодерна / Н. Грицкевич // RoyalCheese. – 2021. – URL: https://royalcheese.ru/education/most-iz-postsovremennosti-k-giperrealnosti-zhan-bodrijyar-ob-epohe-postmoderna/ (дата обращения: 18.12.2024).
10. Гришин, С.Н. Художественный образ: происхождение, герменевтическая специфика, типология, структура и средства выражения в искусстве / С.Н. Гришин // Грамота. – 2015. – № 11 (61). В 3-х ч. Ч. III. – URL: www.gramota.net/materials/3/2015/11-3/12.html (дата обращения: 18.12.2024).
11. Делёз, Ж. Спиноза и три «Этики» / Ж. Делёз. – СПб.: Machina, 2002. – 198 с.
12. Делез, Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. / Ж. Делёз. – СПб.: Machina, 2011. – 266 с.
13. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 254 с.
14. Демидова, М.А., Сонорская, В.В., Чугайлова, М.И. Эмотивность речи как характерологический признак коммуникации / М.А. Демидова, В.В. Сонорская, М.И. Чугайлова // Проблемы современной коммуникации. – 2021. – № 7. – С. 40–47.
15. Колпакова, Е.П., Хрисанфова, В.В., Желудков, Н.А. Эмотивность речевого высказывания как предмет психолингвистического исследования / Е.П. Колпакова, В.В. Хрисанфова, Н.А. Желудков // Вестник Ивановского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 34–43.
16. Кулакова, В.М., Щетинина, А.А., Моисеенко, М.А. Основные характеристики речевого высказывания: научные подходы к исследованию проблемы / В.М. Кулакова, А.А. Щетинина, М.А. Моисеенко // Вестник Самарского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 66–78.
17. Купарашвили, М.Д. Опыт интенсивного философствования Жиля Делёза / М.Д. Купарашвили // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52). – URL: https://research-journal.org/archive/10-52-2016-october/opyt-intensivnogo-filosofstvovaniya-zhilya-deleza?ysclid=ludzheo6jo157576743 (дата обращения: 18.12.2024).
18. Майданова, Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку: для студентов-журналистов / Л.М. Майданова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993. – 348 с.
19. Рахматуллин, Р.Ю., Семенова, Э.Р. Хамзина, Д.З. Понятие образа / Р.Ю. Рахматуллин, Э.Р. Семенова, Д.З. Хамзина // Грамота. – 2012. – № 12 (26). В 3-х ч. Ч. II. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2012_12-2_39.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
20. Розенталь, Д.Э., Голуб, М.А., Теленкова, М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, М.А. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 458 с.
21. Светличная, А.А. Художественный образ и средства его создания / А.А. Светличная // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – URL: https://moluch.ru/archive/306/69038/?ysclid=luslr3sijf726901026 (дата обращения: 18.12.2024).
22. Сидорская, И.В. Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиапрезентации территорий / И.В. Сидорская // Вестник Московского государственного университета. Сер. 10 «Журналистика». – М.: Издательство Московского государственного университета, 2023. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2021/3/ob-upotreblenii-terminov-obraz-i-imidzh-v-russkoyazychnykh-issledovaniyakh-problemy-mediareprezentats/?ysclid=ludvec2ekr394144737 (дата обращения: 18.12.2024).
23. Соболева, А.В. Классификации оценочной лексики: критерии и виды / А.В. Соболева // Вестник Тульского государственного университета. – 2023. – № 4. – С. 45–56.
24. Телицына, Е.Л. К вопросу о разграничении понятий эмоциональность, оценочность и экспрессивность / Е.Л. Телицына // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy-emotsionalnost-otsenochnost-i-ekspressivnost?ysclid=ltzhnj5a3s922289386 (дата обращения: 18.12.2024).
25. Ульянова, М.А. Категория эмотивности как лингвистическое понятие и основные подходы к ее изучению / М.А. Ульянова // Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-emotivnosti-kak-lingvisticheskoe-ponyatie-i-osnovnye-podhody-k-ee-izucheniyu (дата обращения: 18.12.2024).
26. Хименкова, М.А. Содержание понятия «образ» в гуманитарных науках / М.А. Хименкова // Материалы XV международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2023. – URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018034216?ysclid=ludvkff1be981793256 (дата обращения: 18.12.2024).
27. Чепурченко, А.А., Ситникова, Л.Д., Валинбаева, Ю.С. Современные подходы к исследованию эмотивности художественных текстов: классификация приемов и характер применения различных языковых средств в ситуации трансформации литературной реальности / А.А. Чепурченко, Л.Д. Ситникова, Ю.С. Валинбаева // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 95–107.
28. Чичёва, Е.А. Понятие образа в системе гуманитарных наук / Е.А. Чичёва // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 3. – URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/5430/1/elibrary_28977342_40499093.pdf?ysclid=ludv7apxb587569583 (дата обращения: 18.12.2024).
29. Шадеко, В.П. Размышления о специфике художественного образа / В.П. Шадеко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-spetsifike-hudozhestvennogo-obraza?ysclid=lusm0nkt4j694728731 (дата обращения: 18.12.2024).
30. Шакак Хайят, Х.М. Образ и имидж: соотношение понятий / Х.М. Шакак Хайят // Филологические науки. – 2021. – № 4. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711789392&tld=ru&lang=ru&name=107_4.pdf&text=образ%20научные%20статьи&url=https%3A%2F%2Fvestnik-rosnou.ru% (дата обращения: 18.12.2024).
31. Шаховский, В.И. Дихотомия «эмоциональность» vs «эмотивность» в научном дискурсе / В.И. Шаховский // Слово – сознание – культура: сб. науч. тр. сост. Л.Г. Золотых. – М. : Флинта : Наука, 2006 – С. 304–309.
32. Шоков, Н.Н. Образная речь: специфика и семантический механизм / Н.Н. Шоков // Грамота. – 2017. – № 4 (70). В 2-х ч. Ч. 1. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2017_4-1_55.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
33. Юсупова, Л.К. Образ как эпистемологическая категория / Л.К. Юсупова // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – URL: https://moluch.ru/archive/63/10058/?ysclid=luskjdgaj3945407194 (дата обращения: 18.12.2024).