Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества резко возрастает потребность в культурном общении, существенную важность приобретает необходимость культурных и деловых контактов, в основе которых лежит именно способность вести диалог. Основной целью изучения любого диалога принято считать коммуникативную (практическую). Она предназначена для того, чтобы научить учащихся основной компетенции – речевой. При помощи этой компетенции школьники учатся понимать речь, вырабатывают речевой навык. В настоящее время умение вести диалог основано в первую очередь, на принципах вежливости, гуманного и доброжелательного отношения. Именно эти факторы лежат в основе эффективности диалога.
В настоящее время все большую значимость приобретает не только обучение школьников речевому навыку, но и обучение навыкам гуманного и доброжелательного отношения. Особенно актуально это для подростков, поскольку сегодня среди подростков отмечается повышенный уровень агрессивности, озлобленность, невоспитанность, несдержанность, что существенно отражается не только на их поведении, социальных контактах, но и на умении вести диалог, строить свое высказывание на основе гуманности, доброжелательности [1].
Именно поэтому важное место в обучении подростков умению вести диалог отводится не только речевым навыкам, но и изучению категорий гуманности и доброжелательности, без которых невозможна эффективная коммуникация. Гуманное и доброжелательное отношение к людям всегда ценилось другими людьми. В пользу этого выступает тот факт, что существует целый ассоциативный ряд, который обозначает данное качество. Человека, обладающего категорией гуманности и доброжелательности, характеризуют как вежливого, учтивого, почтительного и благородного человека, который проявляет внимание и благородство, ведет себя во всех ситуациях корректно и тактично [2].
Степень разработанности. Основными методистами, которые занимались вопросами развития диалогических навыков, следует признать таких исследователей, как Введенская Л.А.[4-5], которая занималась изучением культуры речи, риторики русского языка. Гойхман О.А. [6] заложил основы понимания диалога как средства речевой коммуникации, выделил его основные черты. Горелов И.Н. [7-8], Гридина Т.А. [9-12], изучали основные невербальные компоненты коммуникации. Социологией коммуникации, изучением языковых способностей школьников, занимались такие исследователи, как Конецкая В.П. [16], Караулов Ю.Н. [14]. Особенности межличностного общения изучала Куницына В.Н. [21], Леонтьев А.А. [24], Мудрик А.В. [28].
Изученность данной проблемы остается на низком уровне, несмотря на наличие определенных публикаций. Основной причиной недостаточной изученности обучения умению вести диалог, является тот факт, что способность к диалогическому высказыванию относительно недавно стала рассматриваться в качестве самостоятельного аспекта изучения языка. До недавнего времени умение общаться рассматривалось как следствие общего образовательного процесса.
Проблема исследования состоит в недостаточном раскрытии механизмов формирования умения вести диалог, в отсутствии научно обоснованных концепций, на базе которых возможно дальнейшее обучение подростков диалогической речи. Недостаточно изучены и стратегии гуманности, доброжелательности, применяемые при межличностном общении в русском языке. Обучение умению вести диалог на основе применения принципов гуманности и доброжелательности, не представляет собой целостную педагогическую концепцию, а рассматривается большинством педагогов в качестве побочного эффекта обучения школьников языковым (коммуникативным) навыкам [2].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что обучение диалогу является самостоятельным видом речевой деятельности, способствующим эффективной коммуникации. В настоящее время важно научить подростков умению вести диалог со сверстниками. При этом диалог должен быть основан на гуманном и доброжелательном отношении.
Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты формирования умения вести диалог на основе гуманного и доброжелательного отношения среди подростков для дальнейшего совершенствования методики преподавания русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать диалог как самостоятельный вид речевой деятельности, отразить требования к его освоению в школе.
2. Определить основные трудности, возникающие в ходе обучения школьников умению вести диалог со сверстниками и рассмотреть пути их преодоления.
3. Разработать план обучения подростков умению вести диалог на основе гуманного и доброжелательного отношения.
4. В ходе урока исследовать особенности применения стратегии гуманности и доброжелательности в ходе диалога подростков.
4. Оценить эффективность проведенного занятия
5. Сформулировать методические рекомендации для учителя по системе обучения подростка умению вести диалог на основе принципов гуманного и доброжелательного отношения.
Объект исследования – умение подростков вести диалог со сверстниками.
Предмет исследования – процесс обучения подростков умению вести диалог на основе гуманного и доброжелательного отношения.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение. Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, проектно-исследовательская деятельность, математико-статистическая обработка данных).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования учебно-методических комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований. Также результаты могут быть использованы в качестве учебного материала для студентов педагогических учебных заведений, специалистов, обучающих подростков коммуникации, умению общаться, вести диалог, применять принципы гуманности и доброжелательности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования у подростков умения вести диалог со сверстниками на основе гуманного и доброжелательного отношения
1.1. Психолого-педагогическая проблема формирования диалога со сверстниками на основе гуманного и доброжелательного отношения
Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение [3].
Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую [4].
Устное монологическое высказывание является важнейшей составляющей обучения языку. Речевое общение невозможно без монологического высказывания, поскольку говорение напрямую связано с умением понимать речь собеседника. Роль монологического высказывания в обретении коммуникативного навыка часто недооценивают, что рассматривается как серьезная педагогическая ошибка. Необходимо помнить о том, что речевое общение является двусторонним процессом, в основе которого лежит говорение и аудирование, при помощи которого речь не только воспринимают, но и устно воспроизводят.
Освоение навыков устного монологического высказывания является одним из сложнейших этапов обучения русскому языку. Отсутствие такой подготовки не только отрицательно сказывается на образовательном процессе и возможности формирования диалога, дальнейшего общения, но и существенно снижает эффективность практического применения навыков, полученных на уроках. Ряд исследований доказывает, что в настоящее время уровень владения навыком устного монологического высказывания среди школьников остается на низком уровне [3].
Устное монологическое высказывание является эффективным средством, на базе которого происходит дальнейшее формирование не только коммуникативного навыка, но и других важнейших для школьника навыков, вырабатывается способность к критическому мышлению, развиваются универсальные учебные действия, умение и желание учиться, осваивать новые навыки, возникает мотивация к дальнейшему саморазвитию и совершенствованию личности школьника [5].
Для успешного формирования диалога, нужно в первую очередь, развить монологическую речь. Только на основе монологической речи может быть сформирована диалогическая речь. Диалогическая речь является следующим этапом формирования связной речи, к освоению которой необходимо приступать после успешного освоения и закрепления монологической речи. Однако эта форма является более естественной, приближенной к истокам происхождения речи. Характерные черты такой речи – ярко выраженная социальная направленность. Основная функция – удовлетворение потребностей общества в передаче информации, обеспечение коммуникации. Является живой и более эмоциональной по сравнению с монологической речью. Допускается применение большего количества приемов [8].
Особенности диалогической речи состоят в том, что для ее существования необходим оппонент, поддерживающий разговор. В состав диалога входят реплики. Реплики объединены между собой посредством речевых реакций. Это могут быть обращения, высказывания, чередующиеся
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, И.Ю. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И.Ю. Андреева // Народное образование. – 2006. – №2. – С. 216.
2. Асмолов, А.Т. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Т. Асмолов. – Воронеж: ВГУ, 2004. – 120 с.
3. Бакулина, И.И. Проблема коммуникативных умений учителя / И.И. Бакулина // Педагогические технологии. – 2008. – №2. – С. 19.
4. Введенская, Л. А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 156 с.
5. Введенская, Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 315 с.
6. Гойхман, О. А., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник / О.А. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 198 с.
7. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации: учебное пособие / И.Н. Горелов. - М.: Либроком, 2009. – 215 с.
8. Горелов, И.Н. Невербальные коммуникации: учебник / И.Н. Горелов. – М.: Речь, 2010. – 104 с.
9. Гридина, Т.А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения / Т.А. Гридина // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - № 10. - С. 18-35.
10. Гридина, Т. А. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации/ Т.А. Гридина // Вестник Российского университета дружбы народов.- 2014. - №1. - С. 128-134.
11. Гридина, Т. А. Психолингвистика в образовании / Т.А, Гридина. - учеб. пособие. - Екатеринбург, Речь, 2012. – 125 с.
12. Гридина, Т. А. Невербальная коммуникация / Т.А. Гридина. - практикум. - Екатеринбург, Речь, 2015. – 123 с.
13. Караулов, Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности / Ю.Н. Караулов // Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Русский ассоциативный словарь. - М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
14. Караулов, Ю. Н. Языковая способность в зеркале ассоциативного поля / Ю.Н. Караулов // Известия РАН. Серия литературы и языка, 1993. - №5. – 125 с.
15. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога / И.А. Колесникова. - учебное пособие. – СПб: Питер, 2013. – 190 с.
16. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций / В.П. Конецкая. - учебник. - М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 156 с.
17. Коновалова, Н. И. Креативная составляющая интеллекта: к 100-летию IQ / Н.И. Коновалова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2012. - №10. - С. 35-49.
18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.- М: Просвещение, 2008. – 39 с.
19. Костромин, С. И. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности / С.И. Костромин // Психологическая наука и образование. – 2007. – №3. – С. 77.
20. Крылов, А.А. Психология /А.А. Крылов. – учебное пособие. – М.: Проспект, 2003. – 584 с.
21. Куницына, В. Н.. Межличностное общение / В.Н. Куницына: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.
22. Лабунская, В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская. - Ростов: Ростов. ун-т, 1986. – 215 с.
23. Лабунская, В. А. Проблема обучения кодированию и интерпретации невербального поведения / В.А. Лабунская // Психол. журн. - 1997. - №5. – С. 41.
24. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 320 с.
25. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
26. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. - СПб.: Питер, 2000. – 310 с.
27. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 2001. – 320 с.
28. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - учебник. – М.: Пед. общество России, 2001. – 320 с.
29. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М.: Высшая школа, 2006. – 132 с.
30. Рыданова, И.А. Основы педагогики общения / И.А, Рыданова. – Минск: Беларусская наука, 2008. – 319 с.