Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Литература является одним из важных средств развития личности. Она расширяет границы жизненного опыта: помогает ученику узнать и испытать то, чего он никогда не испытывал в реальной жизни.
В школе основной целью литературного чтения является всестороннее развитие личности ребенка – чтение произведений и их простой анализ раскрывают красочный мир отечественной и зарубежной литературы как искусства своеобразной артикуляции посредством литературного слова и тем самым обогащает личностный опыт ребенка.
Особенно важно это в литературном воспитании школьников, на основе которого формируются нравственные и духовные установки и ценности формирующегося человека, развитие его личности и художественных вкусов, понимание законов; словесное искусство. Для решения этих задач учителям необходимо хорошо владеть литературным материалом, понимать основные проблемы истории детской литературы и обладать серьезными литературными навыками.
Вопросам чтения посвящены труды С.И. Абакумова, который во многом предвосхитил исследования современной методики преподавания литературы. Подчеркивая, что чтение художественной литературы обогащает нас запасом художественных образов и тем самым увеличивает наши интеллектуальные силы, исследователь тем не менее указывает на нецелесообразность объяснительного чтения, настаивает на введение в практику школьного образования творческого чтения, предполагающего активность учащихся. Учителю нужно натолкнуть их на возможно более глубокое понимание произведения, соответствующим образом направить их внимание и пытливость.
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, а также наличие некоторых навыков, которые не развиваются самостоятельно.
Литературный мир богат разнообразными произведениями. Но сейчас многие дети не заинтересованы к чтению.
Актуальность темы настоящего исследования определяется между целевыми ориентирами образовательного стандарта в развитии читательских умений у младших школьников и недостаточным уровнем мотивации к чтению у последних.
Цель исследования - рассмотреть методы литературного развития школьника-читателя.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «читательский навык» и его компоненты;
2. Описать особенности мотивации к чтению и читательского интереса;
3. Рассмотреть методы развития читательского интереса школьников;
4. Провести диагностику развития мотивации к чтению у школьников;
5. Разработать методические рекомендации для учителя по развитию мотивации к чтению у школьников на уроках литературы.
Объект исследования – обучение чтению в школе.
Предмет исследования - деятельность учителя по литературному развитию школьника-читателя.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных педагогов: Т.В. Ахутина, М.В. Ермолаева, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Р.А. Ткачева, Н.И. Жинкин, С.С. Мухина, М.Е. Хватцев, Т.А. Фотекова, Л.С. Цветкова.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, педагогическое проектирование.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями, родителями, педагогами дополнительного образования для развития читательского интереса у школьников.
База исследования:
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1Понятие читательский навык и его компоненты
Сегодня изучение литературы в школьном литературном образовании обладает определенной спецификой. В настоящее время основой базового компонента литературного образования называются чтение и изучение художественного произведения, его интерпретация. В этих условиях чтение должно стать не только способом получения информации, но и средством нравственного и эстетического воспитания, которое представляется как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности в соответствующей ему деятельности и называется одним из универсальных аспектов культуры личности, который обеспечивает ее рост под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов.
Чтение – это вид речевой деятельности. В соответствии с М.Р. Львовым «Чтение – это процесс кодирования графически написанного текста в звуковую речь, его понимания (при чтении вслух) или непосредственного кодирования в смысловые единицы (при самостоятельном чтении)» [19, c. 54].
Характеристика чтения – понимание текста, ее цель – решение конкретной задачи: узнать и повторить точку зрения автора, а затем читатель реагирует на эту точку зрения.
Нами были выделены три подхода в отношении сущности понятия «чтение», позиционированных тремя авторами:
По А.Н. Корневу чтение - это сложный вид деятельности, состоящий из ряда операций. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (способ, правильность, беглость) и смысловую (осознанность) [13, с. 51].
Процесс чтения по А.Н. Корневу представляет собой:
― узнавание буквенного символа в его связи со звуком;
― соединение букв в слог (слогослияние);
― объединение слогов в слово;
― интеграция слов в законченную смысловую фразу [13, с. 67].
Л.С. Цветкова отмечает, что: «Современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия (зрительного) – с другой» [26, c. 98].
Р.И. Лалаева определяет чтение как сложный психофизиологический процесс, в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы [15, с. 46].
Навыки чтения – это конкретные навыки и способности, которые необходимы обучающемуся в процессе прочтения и понимания текста. Это, прежде всего, понимание сказанного в тексте, правильное произношение слов, выразительное чтение, внимание к знакам препинания и содержанию, темп чтения [9, с. 14].
Навыки чтения состоят из таких компонентов, как осознанность (понимание), точность, экспрессия, темп (скорость) чтения и способ чтения. Выделенные компоненты по утверждениям М.Р. Львова, сначала формируется и используется ребенком как навык, а в процессе практики постепенно поднимается до уровня освоения, то есть с легкостью появляется автоматически. В результате возникают два аспекта навыков чтения - смысловой, который поддерживается процессом понимания прочитанного, и технический, который подчиняется первому и обслуживает его. Приоритетом здесь является смысловой аспект, то есть осмысление и понимание прочитанного текста [19, с. 58].
Осознанность является ключевым звеном во взаимопонимание между этими компонентами. Осознанность авторского замысла трактуется как понимание художественных средств, реализующих эту идею. Ее уровень зависит от необходимого жизненного опыта, понимания лексического значения слов, их сочетаемости и ряда методических условий. Понимание прочитанного тесно связано с пониманием значения каждой единицы языка: слов, словосочетаний, предложений.
Осознанность предполагает, что учащиеся овладели техникой чтения и процесс обучения продолжается без затруднений. Анализ проводится с точки зрения содержания и художественных средств, чтобы учащиеся поняли текст. Таким образом, важнейшим условием осмысленного чтения является понимание содержания [8, c. 35].
Правильность чтения – это чтение без ошибок, влияющих на смысл прочитанного. Развитие правильности чтения идет по двум направлениям:
- использование некоторых упражнений, направленных на улучшение зрительного восприятия, регуляцию дыхания и развитие артикуляционного аппарата;
- применение принципа многократного чтения при изучении художественных произведений. Предложен он был М. И. Омороковой, а описан В. Г. Горецким и Л. Ф. Климановой [24, c. 36]. Принцип заключается в том, что при анализе текста учащийся перечитывает семантически важные отрывки. Таким образом, они не только понимают идею произведения, но и получают быстрое и правильное прочтение.
При оценке уровня понимания прочитанного текста проверяется понимание содержания текста (персонажи, диалоги, значение слов и т. д.) и идейный смысл произведения (что хочет сказать автор).
Беглость – это скорость чтения, определяющая понимание прочитанного текста. Эта скорость измеряется количеством печатных символов, прочитанных за единицу времени (обычно слов в минуту). Скорость чтения должна находиться в оптимальном диапазоне с учетом возраста и динамики умственной деятельности учащихся. При определении скорости чтения следует учитывать, что она зависит от темперамента ребенка [12, c. 82].
Выразительность – это способность посредством устной речи донести до слушателей основную идею произведения и отношение к нему. Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Л.А. Горбушина утверждает, что выразительно прочитать текст – значит найти язык, способный передать все мысли и чувства произведения согласно замыслу писателя [4, c. 85].
Способ чтения – необходимая составляющая техники обучения, влияющая на другие ее аспекты. Есть пять основных способов чтения [2, с. 69].
Продуктивные методы: плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Скорость (темп) чтения напрямую связана со способом чтения и понимания [14, с. 114].
Современные научные исследования показывают, что чтение – сложный психофизиологический процесс, который осуществляется разными анализаторами (зрительным, речево-двигательным, слуховым) и деятельностью разных систем мозга. Все это позволяет свидетельствовать, что процесс преодоления нарушения чтения носит сложный комплексный характер.
Т.Г. Егоров выделил три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации:
- аналитический, на котором осуществляются процессы восприятия, произношения и понимания, т.е. этап изучения букв, превращения букв в слоги и слова. Осуществляется послоговое чтение;
- синтетический – на данном этапе обучающийся уже способен читать целые слова. На данном этапе характерной чертой является возможность интонировании при чтении;
- этап автоматизации – характеризуется самостоятельным чтением, полным пониманием прочитанного.
По словам Т.Г. Егорова, младший школьник находится на первом этапе развития навыка - аналитическом. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте [7, с. 11].
Т.Г. Егоров также выделит особенности развития навыков чтения в младшем школьном возрасте (Рисунок 1) [7, с. 18].
Рисунок 1 - Становление навыков чтения
В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как автоматизированная способность производить печатный текст. При этом отмечается правильность текста (плавное чтение без ошибок); беглость (скорость чтения); осознанность (понимание основного содержания текста и замысла автора) и выразительность (управление интонацией во время чтения) [21, c.114].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедова А.М. Мотивация учебной деятельности школьника / А.М. Ахмедова, Ф.А. Махмудова// Материалы IV международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». Уфа: Лето, 2019. С. 75-79.
2. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. - 476 с.
4. Горбушина, Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
5. Григорьева Е. Ю. Развитие читательского интереса у учащихся среднего звена // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2011. – №7. – С. 26-31.
6. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие / Л.П. Доблаев. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. - 69 с.
7. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. - 264 с.
8. Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя / В.Н. Зайцев. - М: Просвещение, 2012. - 32 с.
9. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. 2020. № 22 (102). С. 789.
10. Канцева, М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения / М.Н. Канцева. - Оренбург. Изд. ООИУУ, 2020. -198 с.
11. Козырева, А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». - 2020. - № 3. - С. 67-75.
12. Колганова, Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой / Н.Е. Колганова// «Начальная школа». - 2019. - № 11. - С. 38-42.
13. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н Корнев. – СПб: МиМ, 1997. – 141 с.
14. Кузнецова, Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. - С. 81-83.
15. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
16. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических уч. Заведений / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2019. - 512 с.
17. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
18. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и пед. Психологии / А.А. Леонтьев. - М.: Издательство МПСИ, 2004. - 535 с.
19. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: «Знание», 2010. - 96 с.
20. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 2019. - 224 с.
21. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Акадения», 2020. - 288 с.
22. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
23. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. - 291 с.
24. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2003. - 198 с.
25. Супонева А.П. Современные образовательные технологии: традиционные и инновационные методы и инструменты обучения / А.П. Супонева, И.М. Жарикова, Г.В. Смысленко // Вестник Иркутского государственного университета. 2022. № 12. С. 40–52.
26. Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.